ВНИМАНИЮ АВТОРОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА KONTINENT.ORG!

Литературно-художественный альманах "Новый Континент" после усовершенствования переехал на новый адрес - www.nkontinent.com

Начиная с 18 июля 2018 г., новые публикации будут публиковаться на новой современной платформе.

Дорогие авторы, Вы сможете найти любые публикации прошлых лет как на старом сайте (kontinent.org), который не прекращает своей работы, но меняет направленность и тематику, так и на новом.

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ И В ДОБРЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПУТЬ!

Главная / ИСКУССТВО И КИНО / Илья Абель | Ему пока не стыдно

Илья Абель | Ему пока не стыдно

Тигран Кеосаян

У режиссера и актера Тиграна Кеосаяна за прошедшие несколько лет произошли кардинальные изменения в творческой и личной жизни. Во-первых, он развелся с актрисой Аленой Хмельницкой, матерью двух общих детей. И женился на авторитетной журналистке Маргарите Симоньян, снова стал отцом. Перемены в личной жизни сказались и на его телевизионной деятельности. Если в иные, и не столь давние времена он вел на тогда одном из лучших телеканалов, REN TV, ежевечернюю передачу, где артистично и достаточно заинтересованно говорил о насущных проблемах нашего социума. Всегда это было интересно, в меру остро, объективно и публицистично. Теперь на телеканале НТВ, который известен уже давно как прайм-тайм для фильмов про полицейских, желтую информацию о звездах и разоблачительных материалов о тех, кто в оппозиции к российской власти, он ведет вечернюю передачу выходного дня «Международная пилорама». Она состоит из роликов, которые Тигран Кеосаян комментирует, интервью с творческими людьми. В анонсе передачи, который размещен на сайте НТВ, ведущий ее признается, что стал замечать, что говорить любит с телевизором. Потому и ему стало интересно вести подобную как бы юмористическую передачу.

Тут сразу же вспоминается Сергей Светлаков, который с Михаилом Галустяном в главных ролях, участвовал в выпусках передачи «Наша Rossia», где смешное было не то, что ниже пояса, но как говорят теперь молодые люди — ниже плинтуса. Там челябинский пролетарий в исполнении Светлакова разговаривал с телевизором. Смех тут был прямолинейный, натужный и глумливый, если вообще это было комично.

Нечто подобное у Кеосаяна с его «Международной пилорамой». Там есть сугубо киношная заставка. Он, Тигран Кеосаян, размахивает электропилой, как герои известных ужастиков, которые я, к счастью, не видел, и в экстазе разрезает пополам уменьшенный до размера большого арбуза земной шар.

Тут хотелось бы сказать несколько слов о традиции и наследстве. Отец Тиграна, Эдмонд Кеосаян, в СССР был достаточно известным режиссером, в том числе, и национального кино. Для зрителей моего поколения он запомнился прежде всего трилогией про неуловимых мстителей, которая была снята с драйвом, динамикой, погонями, юмором и патетикой, поскольку посвященной была Гражданской войне в России. Так сказать, революционная романтика в лицах и событиях с долей экшна. В фильмах все показывалось прямолинейно и несколько утрированно, естественно, правильно с идеологической точки зрения, когда в борьбе за советскую власть красные всегда противостояли белым, и, вне всяких сомнений, хитростью, находчивостью, смелостью превосходили своих противников. И потому всегда побеждали. Это все подавалось зрелищно, красиво, с интригой, с хорошей игрой актеров, что искупало некоторую поверхностность сценария. Короче говоря, кино про неуловимых стало нашим ответом фильмам про индейцев с югославом Гойко Митичем в главной роли. Несомненно, такое кино воспитывало в зрителях, прежде всего, юных, правильное и долгосрочное понимание патриотизма, навязывало штампы про недавнее прошлое государство в эффектной и увлекательной подаче.

Тигран Кеосаян снимал свои фильмы тоже умело, ярко и снова — несколько прямолинейно. Например, это заметно по кино «Президент и его внучка», где Олег Табаков играл человека, похожего на Бориса Ельцина, а весь сюжет держался на том, что в роддоме у женщины, родившей девочек-близнецов, забрали одного ребенка и записали под именем дочери президента. В какой-то момент девочек перепутали, тайна раскрылась частично, а зрители увидели почти рождественскую историю.

Другим запоминающимся фильмом режиссера можно назвать «Ландыш серебристый». В нем Александр Цекало, бывший муж Лолиты, продюсер Первого канала, и Юрий Стоянов, участник телепередачи «Городок» с Ильей Олейниковым, встретились в глубинке с девушкой (Олеся Железняк, теперь — прима в «Ленкоме» у Захарова), которая захотела петь на эстраде и убежала с ними в Москву, в то время как они поссорились с той, кого раскручивали и сделали «звездой» (Алена Хмельницкая). Валерий Гаркалин исполнял там роль композитора, так что даже из перечисления актеров «Ландыша серебристого» видно, что фильм получился сентиментальным, что в манере Кеосаяна-младшего, но при этом смотрибельным, отлично поставленным и снятым. На основе этого фильма сделали телевизионное продолжение. И оно вышло явно слабее первоначального обращения к теме современной российской эстрады.

Илья Абель
Автор Илья Абель

Два слова стоит сказать о Маргарите Симоньян. Она — настоящий журналист, преданный своему призванию, сделала отличную карьеру в профессии, начав с работы в провинции и поднявшись до работы в президентском пуле, а далее — до руководства компанией «Раша Тудей», вещающей на Запад. При том, что в ней служат носители языка, зарубежные журналисты. Один штрих: представительство пропагандистского канала в Израиле находится в палестинском анклаве, из-за чего время от времени оказывается буквально на линии огня, выступая, скажем так, с не совсем объективной позицией в противостоянии палестинцев и израильтян, по мнению последних.

Когда проходил на НТВ конкурс «Ты супер!», в котором в конкурсе соревновались ребята из детских домов и неполных семей, то ведущий и сопродюсер эфира постоянно напоминал, что кастинг в России и ближнем зарубежье проводила компания SPUTNIK.ru, прямое отношение к которой имеет как раз Маргарита Симоньян. Где-то по поводу участия Тиграна Кеосаяна в новом телепроекте, который называют сатирическим, написали, что изменения в его семейной жизни прямо отразились на творчестве. Возможно, не все так однозначно, но факт остается фактом. Теперь Тигран Кеосаян вроде бы весело обозревает телесюжеты прошедшей недели. Нечто подобное делают и резиденты «Камеди клаб» на ТНТ. Там юмор тоже аховый, но во всяком случае, сами участники передачи достаточно талантливы, чтобы даже пошлые вещи озвучивать и разыгрывать пусть не столь уверенно, как режиссер и актер из киношной династии, но, во всяком случае, более смешно и колоритно.

Надо сказать, что один из резидентов «Камеди клаб», Гарик Харламов несколько лет назад запустился на том же НТВ с юмористической передачей. Но она по уровню оказалась настолько слабой, что продолжения не имела, а в эфир ее выпускали, наверное, только для того, чтобы как-то оправдать те средства, которые на нее были затрачены. То есть, каналу НТВ юмористические передачи со всей очевидностью не удается. И вот призвали мастера, чтобы он смог собственным именем и артистизмом заполнить пустоту.

Надо сказать, что таковой она так и осталась, поскольку «Международная пилорама» все же передача ни для кого. Простодушный, доверчивый зритель НТВ, верящий слухам и сплетням, которые здесь тиражируются из недели в неделю, любящий фильмы про спецназовцев, которые, как продолжатели красных всегда побеждают белых или, вернее, звездно-полосатых, а полицейские так преданы службе, что перевёртыши, взяточники, предатели в их рядах, конечно, есть, но они так малочисленны и омерзительны, что не портят общий тренд показываемого на данном телеканале.

Комментарии, которыми Тигран Кеосаян сопровождает небольшие видеоролики, пошлое зубоскальство почти дворового уровня, всегда четко заданное по ориентирам идеологическим и с учетом восприимчивости аудитории НТВ. Тонкий юмор не проходит, и, как ни старается Кеосаян-младший во время эфира сохранять остатки интеллигентности, у него получается это плохо. Вернее, просто не складывается остроумное словесное представление телекартинки. Реприки-репризы его натужные, ирония отдает цинизмом и банальностью. Интервью, которыми он заканчивает каждую передачу, также демонстративно напористы по степени общения с очередным гостем, всегда с перегибом в воодушевление и легкую иронию, чего ведущий не выдерживает до конца, ему не хватает тут меры и вкуса. Как говорил Райкин в одном из монологов — резать так резать. Вот Тигран Кеосаян, образно говоря, но близко к сути передачи старательно и самодеятельно, что несколько странно для человека такого уровня владения профессией режиссера и актера, режет правду-матку про то, что есть зарубежная политика. То есть, перед нами некоторый ликбез, соотносимый, наверное, с «Окнами РОСТА» в исполнении Владимира Маяковского. Но, если пролетарский поэт был не только гениальным автором, с колоссальным чувством юмора, в хорошем смысле слова демагог и властитель дум, то Тигран Кеосаян только демагог и плохой агитатор, ведущий передачи, которая по качеству того, как она сделана, вряд ли имеет высокий рейтинг популярности. Но нужна телеканалу как юмористический выхлоп.

Случайно услышал реплику Дмитрия Быкова в радиоэфире популярной в России радиостанции в ночном канале. Он сказал тогда, что надо тележурналистам известного канала разрешить делать все, что они хотят, имея в виду, что это не журналистика, а нечто другое. И чтобы зрители знали и про первое, и про второе. Не называя телеканала, чтобы не попасть под судебное разбирательство о защите профессиональной чести и достоинства, Дмитрий Быков заметил, чтобы не было сомнений, тем, кто стал бы потом работать на этом канале, стоило бы быть одетыми в коричневые костюмы, чтобы то, что они выпускают в эфир и их внешний вид соответствовали внешне и по сути одно другому.

Поскольку и я, как и Остап Бендер у Ильфа и Петрова, чту закон и не считаю возможным привязывать слова Дмитрия Быкова к тому, что показывают в эфире определенного, конкретного канала.

Просто могу, ссылаясь исключительно на собственное мнение, остаться тем, для кого «Международная пилорама» Тиграна Кеосаяна на НТВ есть такая передача, которую невозможно смотреть от начала и до конца. И потому, что скучно. И потому, что стыдно из-за того, что удивительно способный, взрослый, перешагнувший полувековой возраст талантливый человек участвует в проекте, который ему должен бы быть неудобным, неприемлемым для него, поскольку за гранью нормы с любой точки зрения.

Но Тигран Кеосаян продолжает еженедельно вести «Международную пилораму». И, глядя на то, как он это делает, понимаешь, что его все устраивает, он не ломает себя, будучи органичным в роли телеведущего такого сомнительного шоу, она, подобная роль, ему по сердцу и по плечу. Возможно, даже ему нравится. И можно сказать, что лучше бы он снимал кино и сериалы, где есть и искусство, и манера, и стиль, где нет скабрезности и мерзких смешков, поскольку такое развитие его телекарьеры мало продвинет его репутацию среди коллег, не приведет, на мой субъективный взгляд, к большому успеху у зрителей, которые помнят его работы в кино и на телевидении. И потом придется доказывать, что это была только шутка комедианта. Шутка, в смысле участия в «Международной пилораме», а не то, что он говорит во время ее. Но, даже если это и шутка, то она затянулась, и, не являясь изначально смешной, как проба в новом качестве, в другом амплуа, уже выглядит настолько непривлекательно, что, кажется, дальше уже некуда. И давно пора бы прекратить ее разыгрывать из раза в раз просто из уважения к себе и зрителям, ведь репутация, все-таки, дороже всего, а потерять ее можно также легко, как участвовать в «Международной пилораме» на НТВ.

Илья Абель