ВНИМАНИЮ АВТОРОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА KONTINENT.ORG!

Литературно-художественный альманах "Новый Континент" после усовершенствования переехал на новый адрес - www.nkontinent.com

Начиная с 18 июля 2018 г., новые публикации будут публиковаться на новой современной платформе.

Дорогие авторы, Вы сможете найти любые публикации прошлых лет как на старом сайте (kontinent.org), который не прекращает своей работы, но меняет направленность и тематику, так и на новом.

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ И В ДОБРЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПУТЬ!

Философская публицистика в жанре диалога

Прежде разговора о книге Леонидаса Донскиса и Томаса Венцловы «Поиски оптимизма в пессимистические времена: Предчувствия и пророчества Восточной Европы», стоит привести две цитаты, характеризующие каждого из авторов, и ракурс вербального освоения современных процессов в Европе и в России, в частности. (Кстати, на последней странице обложки также приведены цитаты из текстов Донскиса и Венцловы, дающие в своем роде представление об их позициях по одной из ведущих тем книги, а бело-черно-красный колорит оформления издания по-своему завершает впечатление от того, что и как сказано современными литовскими интеллектуалами разных поколений в данном случае.)

Но, как и обещано, сначала – цитаты (все – в переводе с литовского Георгия Ефремова):

Леонидас Доскис
Мы ставим вопрос о границах правды и открытости в обществе западного типа, которое мы предпочли бы видеть свободным и плюралистическим, а не подвластным влиянию новомодных идейных сект. Желание сбить со своих позиций и развенчать инакомыслящих совершенно оправданно, когда речь идет о преступных идеологиях или о презрении к людям, когда ненависть в изящной упаковке предлагается нам в качестве свободы мысли и совести. Но я категорически не согласен с попытками криминализировать и бойкотировать мнения, которые, как бы ни были абсурдны, не побуждают к насилию и должны быть дискредитированы теоретически и логически, а не юридически и политически.
с.91-92

Томас Венцлова
Права человека – не внутреннее дело государства, человек – не государственная собственность, и он не вторичен по отношению к государству и народу. Признавая это, мы идем по пути глобализации. Учимся тому, что для многих до сих пор непросто – мыслить, исходя не из национального или этнического эгоизма, но из гражданских категорий.
с. 139

Надо признать, что по разным причинам, но при этом – совершенно ясно, что писать о книге, которая вышла в питерском Издательстве Ивана Лимбаха (2016) , не так уж легко и просто.

Во-первых, и потому, что один из соавторов ее, зрелый политик и ученый из нынешней Литвы, Леонидас Донскис, по трагическому (хочется только так думать) стечению обстоятельств, умер от сердечного приступа в аэропорту Вильнюса, собираясь лететь в Санкт-Петербург на презентацию одной из книг, вышедшей в тамошнем издательстве. И это печальное обстоятельство накладывает свой естественный отпечаток на отношение к тому, что от его имени сказано в небольшой книге размышлений о современной политике. Очевидно, что она в определенном смысле стала его этическим, политологическим завещанием из-за происшедшей с ним трагедии.

Во-вторых, еще и потому, что перед нами все же особого рода публицистика, имеющая статус как публицистики, так и литературного, художественного произведения в духе морализаторских книг предыдущих веков – монологического или диалогического рода. То есть, здесь публицистика задана в форме прекрасно оформленного стилистически литературного произведения, возможно, и музыкального, где заданная одним тема органично и виртуозно развивается другим, с заведомой долей совершенства, обобщения и некоторой спрямленности сюжета разговора о современности в тех ее аспектах, которые есть и рефрен, и точка отсчета выводов о сущности реальной политики наших дней.

В-третьих, и, пожалуй, это самое трудное в восприятии названного издания – главным героем в нем стала современная Россия, как продолжение Советского Союза, как самостоятельное государство, как часть Европы.

По поводу России Донскисом, прежде всего, как и Венцловой, сказано много критичных замечаний, которые имеют место быть. Но все же, основаны на взгляде со стороны, потому названная книга, адресованная как европейскому, так и российскому читателю, все же меньше похожа на «Колокол» Герцена, именно потому, что задача ее – общегуманистическая: на примере того, что можно сказать о Литве, России, Европе, а также Китае, Польше или Америке – показать, что есть норма и что есть отступление от нее с точки зрения европейских ценностей (которые, заметим, в России воспринимаются порой и нередко – с откровенным неприятием, о причинах чего сказано в том числе и Донскисом, и Венцловой). Это книга о том, что должно быть, то есть, вариант прогноза, основанного на подведнии лаконичных итогов с привлечением известных фактов европейской истории, того, что прежде всего есть программа действий, некий общегуманистический манифест, идеал, к которому может направляться общество/государство, чтобы считаться и быть цивилизованным.

Композиционно сборник состоит из шести пар диалогов, каждая пара текстов посвящена какой-то одной теме в контексте дискурса о правах человека в сегодняшнем понимании этого определения.

Начинает обсуждение того или иного объекта обсуждения всегда Леонидас Донскис, бывший до недавнего времени профессором одного из литовских университетов, депутатом Европарламента. Продолжает и развивает его всегда Томас Венцлова, один из участников литовского правозащитного движения, диссидент, ныне профессор одного из американских университетов.

Леонидас Донскис, родившийся после войны, в благословенные ненадолго шестидесятые годы прошлого века, в своих суждениях резок и нелицеприятен. Томас Венцлова, ребенком переживший немецкую оккупацию Литвы, один из старейших интеллектуалов не только Европы, а и мира, в своих ответах на тезисы «оппонента» более диалектичен и не лишен, как он сам о себе говорит неоднократно в данном случае – исторического оптимизма.

Таким образом, речь идет не о споре, поскольку позиции двух авторов книги близки до схожести, но возраст и разный опыт житейский и человеческий, добавляют в их суждения личностные нюансы. Собственно говоря, между Донскисом и Венцловой не может быть по определению все же и разногласий, что связано отнюдь не с принадлежностью по происхождению к одной стране с ее прибалтийским менталитетом, а и потому, что оба они в любом смысле слова – люди мира, настоящие гуманисты и мыслители, близкие по отношению к тому, что волнует каждого из них в отдельности. По сути, перед нами дискуссия – уважительная к мнению другого, когда важно уточнить иную позицию, показав то, что сближает ее с собственной. Тем самым выявляется и культура обсуждения избранных для него тем – спокойный разговор о существенным, уважительное развитие мыслей и взглядов другого.

Донскис и Венцлова рассуждают о национализме и патриотизме, показывая, как надо точнее раскрывать суть того и другого в условиях теперешнего мироустройства. Это в первой паре диалогов, что задает интонацию дальнейшего публицистического повествования. Оказывается, что тут не все так, как видится с точки зрения обыденного сознания, поскольку любовь к родине и к своему народу может иметь положительные и отрицательные стороны, о чем сказано кратко и убедительно, опять же, на примере Литвы и России.

Речь в книге идет и о глобализации, о том, как в контексте ее народам и странам сохранить своеобразие, самость в той мере, чтобы не потеряться среди других стран и народов, но и не замыкаться в ее границах.

Интересны суждения о европейских, шире, – западных политиках, которые по мнению авторов сборника порой делают вид, что не замечают того, что очевидно при незашоренном отношению к происходящему в России, в Китае и в других странах, исходя из как бы общеевропейских целей и задач. То есть, критика тут касается и тех, кто не хочет видеть или не считает нужным придавать значения нарушениям прав человека в европейских и не только странах. Это, стоит специально заметить, уводит ракурс диалогов Донскиса и Венцловы от одностороннести восприятия того, чем отмечено развитие России и Европы вместе и по отдельности.

Много внимания в опубликованных текстах уделено и правозащитному движению. И оправданно, что перечислены в качестве мужественных борцов правозащитного толка Пяткус и Буковский, Михник, Амальрик, Горбаневская и Ковалев, что показывает, как и критика западных политиков и правительств, что книга эта не о том, как все плохо там-то и там-то, а о том, что правозащитное движение пробивает себе дорогу при любом, самом тоталитарном и тупиковом режиме, в тех крайних обстоятельствах, когда общечеловеческие права и свободы, то, что еще раз было подчеркнуто и обозначено Хельсинским соглашением почти полувековой давности, остаются знаменем, лозунгом и идеалом. И последователи правозащитных инициатив помнят о том, как все начиналось в их странах, будь то Польша, Россия, Литва или Китай, продолжая в иных, вероятно, более внешне демократических условиях отстаивать истинные надполитические, надгосударственные и вечные по сути своей ценности, как бы к ним ни относились в отдельно взятой стране современного мира.

И поэтому «Поиски оптимизма в пессимистические времена: Предчувствия и пророчества Восточной Европы» есть прежде всего без риторики и упрощения описание того, что есть не столько норма бытования граждан и обществ, государств и народов, а и меморандум такого политического мироустройства, которое реально, если для достижения его прилагаются на всех уровнях человеческого бытия усилия и осуществляются в правильном направлении нужные действия. Эта книга повествует как раз о том, что достижимо в ближней и дальней перспективе в зависимости от частных и общих усилий, трактат о мироустройстве начала двадцать первого века, который не должен повторить истории континента и мира страшных ошибок века предыдущего. И, следовательно, Досник и Венцлова – подлинные оптимисты, которые не обходят в своих логических построений острых углов взаимоотношений стран и народов, но надеются на лучшее, на то, что опыт прошлого усвоен в правильном осмыслении его. И потому оба автора сборника говорят о том, что выполнимо и необходимо для сохранения гуманного статус-кво – в границах государства, Европы и того, что есть общая история нынешнего человечества.

P.S. В рамках разговора о названной выше книге стоит указать и на том, что в прошедшем году в том же издательстве вышла «Малая карта опыта» Леонида Донскиса – сборник избранных его этических афоризмов, а также поэтический сборник «Похвала острову» Томаса Венцлова, что дает российскому читателю, которого интересует качественная интеллектуальная литература, в том числе, и названных авторов, возможность познакомиться с их позицией на более широком и потому востребованном и в контексте их совместной книги материале.

Выражаю благодарность сотрудникам Издательства Ивана Лимбаха за действенную и своевременную помощь в подготовке данного материала.

Илья Абель