КОГДА ХОЛМС СЛЕДУЕТ ЗА ЭЙЗЕНШТЕЙНОМ

КОГДА ХОЛМС СЛЕДУЕТ ЗА ЭЙЗЕНШТЕЙНОМ

С 5 по 15 февраля пройдет очередной Берлинский международный кинофестиваль.


Berlinale проводится в 65-й раз. Юбилей не круглый, но есть повод оглянуться назад и задуматься о будущем. Внешняя сторона успеха налицо: звезды приезжают, публика валом валит на фестивальные показы, а в прошлом году был даже установлен рекорд по продаже билетов. Но вот не покидает ощущение, что градус полета творческой мысли в основной конкурсной программе год от года падает. Тут все взаимосвязано: без спонсоров фестиваль немыслим, а им важно, чтобы на их логотипы смотрели массы, а не отдельно стоящие от толпы синефилы. И, разрастаясь, фестиваль пожирает свою независимую от конъюнктуры сущность. Чем он крупнее, тем больше средств надо вкладывать в его проведение. Значит, неизбежны компромиссы, заключающиеся в нелепом соседстве голливудского глянца с оставшейся от берлинальского прошлого привычки показывать кино морального беспокойства.

Дитер Кослик, уже 13-й год стоящий у руля Berlinale, стал своего рода символом не только фестиваля, но и Берлина. Публика, гости форума и благостно настроенные журналисты от него в восторге. Он действительно умеет лавировать между артхаусным и коммерческим кино, он великолепный переговорщик, легко общается со звездами как кинематографа, так и политики. Фестиваль получает дотации от правительства ФРГ, в котором за прошедшие 13 лет менялись уполномоченные по вопросам культуры и СМИ, но Кослик прекрасно уживался со всеми: и с Кристиной Вайсс, при которой была учреждена Немецкая киноакадемия, и с ярым приверженцем кино Берндом Нойманом, а теперь и с Моникой Грюттерс, которая, по слухам, не столь увлечена кинематографом. Но зачем же резать курицу, несущую золотые яйца (точнее, «Золотых медведей»), – и в ноябре было объявлено, что контракт с Косликом продлили до 2019 г. Значит, компромиссная линия будет в ближайшие годы успешно продолжена.

Распределение главных наград Berlinale пройдет под руководством режиссера, сценариста и продюсера из США Даррена Аронофски, которого Кослик охарактеризовал так: «Это выдающийся представитель современного авторского кинематографа. В его творческой манере всегда прослеживается готовность экспериментировать с языком кино и его эстетическими возможностями». Дебютная полнометражная картина Аронофски «Пи» была показана на американском кинофестивале независимого кино «Сандэнс» в 1998 г. и принесла режиссеру быструю и шумную славу. К недавним его работам относятся картины «Рестлер» (2008), «Черный лебедь» (2010) и «Ной» (2014).

Откроет Berlinale лента «Nobody Wants the Night»(«Ночь никому не нужна») испанского режиссера Изабель Койшет. Действие этой приключенческой картины разворачивается в 1908 г. в арктической части Гренландии. Герои фильма – отважные женщины и амбициозные мужчины, которые готовы на все ради любви и славы. Как обычно, в творческой группе Койшет сущий Вавилон: главные роли сыграли француженка Жюльет Бинош, японка Ринко Кикути и ирландец Гэбриэл Бирн.

В основной конкурсной программе немало работ именитых режиссеров. Немецкий мастер кино Вернер Герцог представит ленту «Queen of the Desert» («Королева пустыни») о британской писательнице, путешественнице, археологе и авторитетном лице в политике Британской империи Гертруде Белл, которую сыграла Николь Кидман. Лауреат «Оскара» за лучший адаптированный сценарий к картине «Боги и монстры» Билл Кондон привезет в Берлин ленту «Mr. Holmes» («Господин Холмс»). Ее герой – давно отошедший от дел знаменитый 93-летний сыщик Шерлок Холмс (Иан Маккеллен), предающийся воспоминаниям о своем славном прошлом.

Берлинский кинофестиваль последователен в поддержке Джафара Панахи, которого иранские власти держат под домашним арестом за инакомыслие и не допускают до занятий кино. Тем не менее два года назад в Берлине представили его ленту «Закрытый занавес», снятую вопреки запретам и получившую тогда «Серебряного медведя» за лучший сценарий. В этом году на Berlinale покажут очередную «контрабандную» ленту опального режиссера «Taxi» («Такси»), вновь демонстративно требуя отпустить Панахи на премьеру.

В основном конкурсе есть и работа француза Бенуа Жако, чей фильм «Прощай, моя королева» в 2012-м открывал Берлинский кинофестиваль. В той ленте главную роль сыграла Леа Сейду, за эти годы превратившаяся из многообещающей звездочки в одну из самых востребованных французских актрис. Особая известность к Сейду пришла после того, как лента с ее участием «Жизнь Адель» победила в Каннах. Леа вновь снялась в ленте Бенуа Жако, которая называется «Journal d’une femme de chambre» («Дневник горничной»).

На Berlinale также покажут работу «Als wir träumten» («Когда мы мечтали») Андреаса Дрезена – одного из самых интересных режиссеров Германии нового поколения. Это экранизация дебютного романа немецкого писателя Клеменса Майера о трудных подростках из Лейпцига, взросление которых пришлось на период воссоединения Германии.

Получивший в 2011-м «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах за «Древо жизни» Терренс Малик продолжает снимать ленты в духе поэтического кинематографа – так, как он себе представляет это направление. Герой новой ленты американского режиссера «Knight of Cups» («Рыцарь кубков») говорит: «Не могу вспомнить человека, которым я хотел стать». И решению этой задачи посвящает свою жизнь. В картине, полной иносказаний, снимались Кристиан Бэйл, Кейт Бланшетт, Натали Портман. Ленту также покажут в основном конкурсе.

Многие с нетерпением ожидают встречи с новым творением британца Питера Гринуэя, в режиссерской палитре которого есть и парадоксальность, и философичность, и нарочитая вычурность, и провокационный эротизм. Лента «Eisenstein in Guanajuato» («Эйзенштейн в Гуанахуато») повествует о пребывании легендарного советского режиссера на мексиканской земле, куда он приезжал в 1931-м для работы над фильмом «Да здравствует Мексика!». В Гуанахуато Эйзенштейн отправился, дабы увидеть Музей мертвых. В фильме Гринуэя показано, как мастер кино познает иной способ мифологического мышления, который так далек от привычного европейского, и переживает бурный роман со своим гидом, молодым историком-теологом Паломино Канедо (подтверждение этого Гринуэй нашел в письмах Эйзенштейна своей жене Пере Аташевой).

В компании претендентов на «Золотого медведя» оказался и Алексей Герман-младший, который представит ленту совместного производства России, Украины и Польши. В фильме «Под электрическими облаками», в котором объединены несколько новелл о людях разных социальных слоев и поколений, снялись Луи Франк, Мераб Нинидзе, Виктория Короткова, Чулпан Хаматова, Анастасия Мельникова, Петр Гасовский.

Парадоксально, но если в прошлом году Россию на Berlinale представлял лишь 17-минутный анимационный фильм Леонида Шмелькова «Мой личный лось», то сейчас российский след присутствует во всех фестивальных секциях. Отборщики словно решили подчеркнуть, что фестиваль не применяет санкции к творческим работникам. В программу «Panorama» взяли картину Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои» – о тех, чье детство пришлось на излет советской эпохи, когда дети еще мечтали о подвигах, верили в светлое будущее, и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. Режиссер ленты сама снялась в одной из главных ролей. В актерский ансамбль также вошли Дарья Мороз, Алексей Митин, Александр Усердин. В программе «Forum» покажут картину Эллы Манжеевой «Чайки». Ее главная героиня – жена рыбака Эльза. Она живет в приморском городе в Калмыкии и хочет уйти от мужа, но не решается это сделать, боясь неизвестности. И вдруг ее супруг погибает. Смерть мужа заставляет героиню пересмотреть свои взгляды на жизнь, счастье, свободу.

В программу фильмов для детей и юношества «Generation» взяли мелодраму Андрея Зайцева «14+» о подростковой первой любви. Действие происходит в стандартном спальном районе под песни Челентано. В той же секции продемонстрируют ленту Юрия Фетинга (ученика Алексея Германа-старшего) «Небесный верблюд» о мальчике Баире и факире по кличке Полтинник. Они отправляются в калмыцкие степи, чтобы отыскать пропавшую верблюдицу. Им всю дорогу мешает злодей, которого сыграл Виктор Сухоруков. И еще в программу «Generation» вошел анимационный фильм «Почему банан огрызается» – дипломная работа начинающего режиссера Светланы Разгуляевой.

В фестивальной секции «Forum» есть и два примера актуального израильского кинематографа. Фильм Эфрата Корема «Ben Zaken» («Бен Закен») повествует об отце-одиночке, который хотел бы, чтобы у его 11-летней дочери не повторилась его судьба, полная крушений надежд и мечтаний. А Сильвина Ландесман, которая три года назад получила на Berlinale приз Калигари за ленту «Солдат/Гражданин», покажет свой новый документальный фильм «Hotline» («Горячая линия»). В ней рассказывается о беженцах из Африки, оказавшихся в Израиле.

Второй год подряд на Berlinale устраивают мировую премьеру фильму, авторы которого пытаются разобраться в сути мироздания посредством сюжетов, круто замешанных на сексе. В прошлом году это была «Нимфоманка» Лараса фон Триера. А в нынешнем именно в Берлине отпразднует свою международную премьеру фильм «Fifty Shades of Grey» («Пятьдесят оттенков серого»), поставленный по одноименному роману-бестселлеру Э. Л. Джеймс.

Почетного «Золотого медведя» получит немецкий режиссер Вим Вендерс. В честь этого фестиваль устроит показ 10 фильмов крупного мастера, который не теряет творческий кураж, снимая и игровые, и документальные ленты. В день чествования Вендерса продемонстрируют один из его ранних фильмов «Американский друг» (1977), снятый в манере неонуар. А надо бы показать «Небо над Берлином» – в высшей степени человечный и берлинский фильм.


Сергей ГАВРИЛОВ, «Еврейская панорама» – «Континент»