БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА: ИСПРАВИТЬ ТРАГЕДИЮ

БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА: ИСПРАВИТЬ ТРАГЕДИЮ

Кампания бывшего офицера КГБ по восстановлению Советского Союза набирает обороты на фоне стремительного падения курса рубля


9 ноября 1989 года внимание всего мира было приковано к людям, танцующим, распевающим песни и произносящим тосты за здоровье друг друга, стоя на кромке Берлинской стены, а также к страстным попыткам разгоряченных жителей Берлина разрушить ее при помощи стамесок, молотков, кирок и любых других инструментов, которые попадались им под руку. Люди праздновали крах коммунизма и начало новой эры свободы.

Тем не менее, не все были рады такому повороту событий. В это время в восточногерманском городе Дрезден 37-летний офицер КГБ вместе со своими товарищами жег папки с документами, опасаясь, что разгневанные протестующие, которые взяли штаб-квартиру секретной полиции Штази в Восточном Берлине, в конце концов, придут за ними.

«Я лично сжег огромное количество материалов, — вспоминал этот офицер КГБ позже. — Мы жгли столько, что печка лопнула». Когда он позвонил на расположенную неподалеку военную базу, чтобы получить инструкции, ему ответили: «Мы ничего не можем предпринять без разрешения Москвы, а Москва молчит».

Вспоминая о падении Берлинской стены, этот офицер КГБ признавал, что те события, а также то, что он назвал досадной потерей влияния СССР в регионе, были неизбежными, поскольку «позиции, основанные на стенах и разделах, не могут существовать вечно». А затем он добавил: «Но я хотел, чтобы на этом месте возникло нечто иное».

Этим офицером КГБ был Владимир Путин.

Г-н Путин поделился своими воспоминаниями во время серии интервью с тремя российскими журналистами в 2000 году, когда он впервые был избран на пост президента страны. Его воспоминания вошли в книгу, опубликованную в Великобритании под названием «От первого лица: поразительно откровенный портрет российского президента» (First Person: An Astonishingly Frank Portrait by Russia’s President). Главная идея книги заключалась в том, чтобы представить г-на Путина как жесткого, но при этом способного на сочувствие лидера.

После эпических событий 1989 года Германия воссоединилась, и большинство бывших республик советской империи, которые приняли демократию и экономические реформы, продемонстрировали поразительные успехи, благодаря которым Евросоюз и НАТО приняли их в свои члены. Недавнее назначение бывшего премьер-министра Польши Дональда Туска (Donald Tusk) на пост председателя Европейского совета свидетельствует о масштабах трансформации и интеграции континента.

Между тем, г-н Путин, очевидно, решительно настроен повести свою страну по пути к «чему-то иному».

С этой целью он старается помешать попыткам Украины последовать примеру Польши и других молодых демократий, которые уже успели превратиться в по-настоящему независимые государства. В пятницу, 7 ноября, Украина объявила о том, что российская колонна из 32 танков, 30 грузовиков, а также множество военнослужащих добрались до сепаратистского региона на востоке Украины, в очередной раз поставив под угрозу и без того хрупкое перемирие. Терзая Украину, г-н Путин вселяет страх в жителей многих стран, от Прибалтики до Молдовы, заставляя их обеспокоенных граждан и правительства гадать, кто станет его следующей жертвой. Пользуясь схемами советских времен, г-н Путин считает, что Россия сильна до тех пор, пока ее боятся — и чем большее ее боятся, тем лучше.

Его отношение к своему собственному народу не слишком отличается от его отношения к соседям: подобно Макиавелли, он уверен, что лучше пусть его народ его боится, чем любит.

Разумеется, г-н Путин получает удовольствие от результатов опросов общественного мнения, согласно которым он пользуется поддержкой подавляющего большинства граждан России благодаря своему агрессивному национализму, а также показному пренебрежению ко всему, начиная от границ иностранных государств и заканчивая западными лидерами, такими как президент Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель, которые ввели экономические санкции против России. Но не стоит заблуждаться: подобно всем псевдодемократическим лидерам, г-н Путин очень боится любых проявление оппозиции внутри страны и поэтому инстинктивно прибегает к репрессиям.

Как иначе можно объяснить арест 18 октября 78-летней Людмилы Богатенковой, директора Комитета солдатских матерей в Ставропольском крае — правозащитной группы, которая имела дерзость выразить свой протест против непосредственного вмешательства России в конфликт на востоке Украины? Или попытки Министерства юстиций закрыть «Мемориал», легендарную российскую правозащитную организацию? Эта группа отважных правозащитников была основана в 1989 году под покровительством Андрея Сахарова, диссидента и лауреата Нобелевской премии мира.

В 2012 году, когда г-н Путин вернулся на пост президента, он начал преследования демонстрантов, которые выразили свое недовольство в связи с его отказом от перемен в политической сфере. С тех пор он продолжал наступление на те средства массовой информации, которые подвергали сомнениям его политику.

Все это является плохой новостью для региона и для российских граждан, однако не стоит удивляться происходящему, учитывая те выводы, которые г-н Путин сделал из своего опыта службы в Восточной Германии 25 лет назад. Гораздо более удивительным является то, как ему удалось убедить всех, что альтернативы нынешнему курсу России попросту нет.

Когда рухнула Берлинская стена, а за ней и Советский Союз двумя годами позже, западные лидеры — и многие россияне — верили в то, что Россия станет государством, в гораздо большей степени интегрированным в мировую систему, сформировавшуюся после окончания холодной войны. Согласно этому идеалистическому сценарию, победа Запада не предполагала проигрыша России. Чем больше соседей России, таких как Польша, страны Балтии и Украина, будут стабильно развиваться и процветать, тем благоприятнее это будет сказываться на России, позволяя ей двигаться в том же направлении.

С точки зрения г-на Путина, двигаться в этом направлении нельзя. Г-н Путин, ограниченный мировоззрением офицера КГБ 1989 года, считает, что успех Украины может обернуться лишь колоссальной опасностью, а вовсе не новыми возможностями. Если украинцы добьются успеха в своей борьбе, россияне также могут начать открыто задавать вопросы о том, почему они должны мириться с той коррумпированной автократией, которую украинцы свергли ранее в этом году.

Однако в попытках помешать успеху Украины и, таким образом, предотвратить подобные вопросы, г-н Путин подрывает перспективы своего собственного государства. Его политика приведет к тому, что и без того хрупкая российская экономика ослабеет еще больше и что на европейской и мировой арене Россия будет подвергаться все большей изоляции. Между тем, курс российского рубля, который с начала года подешевел на 30%, на этой неделе чуть было не ушел в свободное падение.

Все это очень напоминает анекдот о двух русских крестьянах. У каждого из них было по одной тощей корове. Внезапно одна корова начала стремительно набирать вес, что позволило ее хозяину разбогатеть на продаже молока. Видя, что другой крестьянин с каждым днем страдает все больше, ему явилась фея, которая предложила ему выполнить одно желание. И крестьянин попросил у феи: «Сделай так, чтобы корова соседа сдохла».

Владимир Путин и есть тот самый нищий крестьянин. Пока он находится у власти, у его граждан нет шансов жить в мире и процветании.


(«The Wall Street Journal», США)
ЭндрюНагорски (Andrew Nagorsky)
inosmi.ru