БЮДЖЕТНЫЙ КОМПРОМИСС

БЮДЖЕТНЫЙ КОМПРОМИСС

Как большинство проектов госбюджета, и подготовка нынешнего, на 2015 год, не обошлась без столкновений внутри коалиции, сопровождавшихся угрозами ее развала и резкой критикой со стороны оппозиционных партий. Однако основным камнем преткновения стал уже традиционный для последних лет острейший спор между минфином и минобороны.

Требования последнего лежали в двух плоскостях: компенсации затрат на операцию “Несокрушимый утес” уже в текущем году и существенной добавки непосредственно в бюджете 2015, по сравнению с заранее запланированными суммами. Затраты на военную операцию в Газе ведомство Моше Яалона изначально оценило в 11 млрд шекелей. Цифра очень спорная. В любом случае очевидно, что получить всю эту сумму не рассчитывали даже самые отъявленные оптимисты. Она была названа, скорее всего, в расчете на максимальную компенсацию, которая все же будет выделена. Согласились на примерно 7 млрд шекелей, почерпнутых из неизрасходованных резервов минфина и средств, привлеченных по результатам секвестра бюджета ряда министерств, осуществленных сразу после операции “Несокрушимый утес”. Добавка к военному бюджету на 2015 год (итоговая его сумма – 57 млрд) составит 6 млрд, что значительно меньше запросов ведомства. Не приходится сомневаться, что в течение всего 2015 года заявки о выделении дополнительных средств примут гораздо более жесткий характер и будут сопровождаться привычными демонстративными актами минобороны и ЦАХАЛа. Среди них прекращение или сокращение учений, что со времен Второй ливанской является болезненным моментом для общественности и широких масс резервистов, а также педалирование различных угроз безопасности государства. Утверждая необходимость более эффективного расходования денег министерством обороны, необходимо все же отметить, что бюджет, выделяемый на непосредственное поддержание и рост боеспособности ЦАХАЛа недостаточен.

Итоговое заседание правительства, на котором и был утвержден проект бюджета, было довольно напряженным и продолжалось 10 часов, до утра среды. В итоге, 21 участвовавший министр проголосовал “за” и лишь министр экологии Амир Перец, выступил “против”.

Итак, бюджет на 2015 год (до его утверждения кнессетом на зимней сессии) составит рекордные 328 млрд шекелей, что на 2.61% выше бюджета нынешнего года.

Оборонный бюджет был не единственным по-настоящему серьезным препятствием при формировании законопроекта. Таким стал и уровень дефицита госбюджета, запланированного министром финансов Яиром Лапидом: 3.4% от ВВП, что в денежном эквиваленте равно примерно 38 млрд шекелей. Для сравнения в бюджет 2014 года был заложен дефицит всего в 2.5%. Против такого показателя сугубо с профессиональной точки зрения активно возражала управляющая Госбанком Карнит Флуг. Согласно ее оценкам, расчеты минфина исходят из необоснованно оптимистичных прогнозов объемов налоговых поступлений и реальные объемы дефицита достигнут 3.6%. Изначально с Флуг был согласен и премьер, но, в отличие от Госбанка, Нетаниягу руководствуется и политическими соображениями, чем и вызвано его согласие на компромисс.

Не обошлось в новом бюджете и без серьезного секвестра бюджета ряда министерств на общую сумму в 9 млрд шекелей. Так, например, 600 млн изъяты из бюджета развития министерства транспорта, что серьезно отразится на реализации проектов строительства и модернизации инфраструктур. Частично это удастся компенсировать путем передачи части проектов в частные руки. Приведу еще несколько примеров ожидаемых сокращений. Министерство по делам Иерусалима и диаспоры лишится 13.7 млн шекелей. Лица младше 30 лет для получения права на пособие по безработице теперь должны будут отработать два года, а не полтора. Нанесен удар и по демобилизованным солдатам. Раньше работа на АЗС признавалась “приоритетной”, способствовала получению налоговых льгот и специальной дополнительной выплате, теперь она этот статус теряет. Планируется повысить налоги с доходов от медицинского туризма, и цены на платные медицинские услуги для иностранных граждан, скорее всего, вырастут. Обложат дополнительным сбором и тех, кто использует труд иностранных рабочих. В данном контексте особенно любопытна отмена налоговых льгот для иностранных спортсменов, выступающих за израильские команды. В первую очередь это коснется наиболее высокооплачиваемых легионеров, играющих в футбольных и баскетбольных клубах страны. В прошлом лобби владельцев спортивных клубов уже неоднократно торпедировало подобные поползновения минфина. Реализация этих планов на практике серьезно понизит возможности ведущих израильских клубов, в частности баскетбольного “Маккаби”(Тель-Авив), успешно выступать на международной арене.

Часть потенциальных сокращений некоторым министрам удалось отстоять. Так, Лапид предусматривал подорожание на 100 шекелей операции по замене старого международного паспорта, что в итоге было торпедировано Гидоном Сааром. Нечто подобное произошло и с попыткой минфина лишить льготного налогового статуса 42 населенных пункта севера и юга страны. Здесь отмены удалось добиться Сильвану Шалому. В итоге данные льготы обойдутся государству в 130 млн шекелей.

В ходе заседания кабинета министров Лапид заявил, что принятый бюджет покрывает нужды обеспечения безопасности государства, стимулирует экономический рост и отвечает интересам слабых слоев населения. В связи резонансной кампанией сравнения цен на основные продукты ширпотреба в Израиле и Европе министр финансов заявил, что намерен жестко бороться с дороговизной жизни и необоснованным завышением цен, для чего прибегнет к “беспрецедентным агрессивным шагам”.

Естественно, что бюджет будущего года отражает и интересы сугубо политические. Его анализ показывает, что все министры от “Еш атид” (партия Лапида) получили добавки в сравнении с предыдущим бюджетом, а, например, бюджеты министерств, возглавляемые представителями “Еврейского дома”, исключая министерство экономики, подверглись секвестру.

Наряду с минобороны, существенную добавку в 1.8 млрд получит министерство просвещения. Одним из главных доводов Лапида о соответствии бюджета интересам слабых слоев и среднего класса является то, что это министерство, как и минздрав, и министерство социального обеспечения получат дополнительные ассигнования. Однако критики Лапида из числа профессиональных экономистов отмечают, что рекламируемые бюджетные добавки – лишь компенсируют темпы роста населения, то есть фактически только поддерживают ситуацию на нынешнем уровне. И если проект бюджета будет реализован в запланированном виде, то стимулятором экономического роста он не станет. Более того, как считают специалисты, размеры реального дефицита госбюджета могут привести к необходимости в течение года дополнительного секвестра, или повышению налогов, или вызвать и то, и другое. В этом случае, именно средний класс и слабые слои населения окажутся под ударом.

Принятие бюджета в его нынешнем виде было очень важным для министра финансов с политической точки зрения. Реализация программы “нулевого НДС” на первую квартиру для молодых семей, а также отказ от повышения налогов были для Лапида принципиальными пунктами, отказ от которых мог стоить ему политической карьеры. Тот факт, что с экономической точки зрения данные шаги являются как минимум спорными, министра не смутил.

Нынешний проект госбюджета стал следствием компромисса между Нетаниягу и Лапидом, заручившихся в этом деле поддержкой Авигдора Либермана.

Как всегда, наиболее резкой критике законопроект подвергся со стороны оппозиции. Голосование в первом чтении состоится уже в начале ноября, и на данном этапе дальнейшие “схватки за бюджет” переходят в финансовую комиссию кнессета. Согласно Основному закону о бюджете государства, он должен быть принят до конца текущего года. Существует опция продления процедуры до 31 марта года следующего. Если же проект окончательно не утвержден к этой дате, то кнессет подлежит роспуску и предстоят досрочные выборы. В подобном сценарии никакая из партий, составляющих правящую коалицию, абсолютно не заинтересована. Поэтому опасность возникновения серьезных проблем при утверждении проекта госбюджета близки к нулю. Ожидать стоит лишь внесения косметических изменений в угоду различным политическим силам. Если не случится ничего очень неожиданного, госбюджет будет окончательно утвержден кнессетом еще до конца декабря.


Эфраим Ганор, «Новости недели» – «Континент»