СТЕНА РАЗДОРА НАШЕГО

СТЕНА РАЗДОРА НАШЕГО

К лицу ли женщине талит?

Не так давно председатель Сохнута Натан Щаранский по поручению Биньямина Нетаниягу разработал и предложил решение конфликта, возникшего вокруг Стены Плача и взбудоражившего как израильское общество, так и евреев диаспоры. По этому предложению, площадь вокруг Стены должна быть разделена на три, а не на две части, как сегодня, одна из которых будет предоставлена в полное распоряжение представителей реформистского и консервативного иудаизма, и там они смогут молиться в соответствии со своими представлениями. В этой части Стены мужчины и женщины смогут молиться вместе, причем последние смогут надевать тфилин и талиты и участвовать в чтении свитка Торы. После этого во многих СМИ появилось сообщение, что все стороны выразили свое согласие с этим компромиссом и теперь остается уладить лишь некоторые формальности. Но так ли это на самом деле? И как относятся к предложению Натана Щаранского сами молящиеся у Стены Плача?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент “НН” обратился как к мужчинам, так и к женщинам, направлявшимся на молитву. Скажу сразу: речь не идет даже о подобии социологического исследования, так как ни о какой “репрезентативной выборке” в данном случае говорить не приходится. В то же время я старался обратиться к людям, которые показались мне типичными представителями того или иного слоя израильского общества, а значит, их мнение в какой-то степени отражает отношение различных кругов к данному конфликту.

Меир Мельник (21), учащийся иешивы “Паневежис”, Бней-Брак:
— О чем тут говорить? Разумеется, предложение Щаранского не устраивает и не может устроить ультраортодоксальную общину, так как речь идет о наглости и попытке осквернить главную святыню еврейского народа. Да, я знаю, что главный раввин Стены Плача Шмуэль Рабинович поддерживает предложение Щаранского. Но при всем моем уважении к раву Рабиновичу, он для нас не является большим авторитетом. Рав Хаим Каневский однозначно заявил, что мы не можем допустить какого-либо изменения порядка молитвы у Стены Плача, и если подобное решение будет принято, вся община харедим выйдет на демонстрацию протеста. Разговоры о том, что Стена Плача принадлежит всему еврейскому народу, а не только ультраортодоксам неприемлемы по целому ряду причин. Во-первых, не светские евреи, а именно ортодоксы боролись в свое время с арабами и турками за право молиться у Стены, и правила молитвы были установлены больше ста лет назад. На первых фотографиях, сделанных здесь, видно, что женщины молятся отдельно от мужчин, причем своей одеждой эти женщины подают другим еврейкам пример скромности. На мой взгляд, Стена Плача, оставшаяся нам от Храма, должна оставаться тем местом, где следование всем требованиям иудаизма осуществляется особо тщательно. Здесь не должно быть тех, кто хочет оплевать наши ценности.

Авихай Лахми (32), выпускник иешивы “Мерказ а-рав”, охранник:
— Не секрет, что у нас, сторонников религиозного сионизма, есть серьезные претензии к ультраортодоксам, но в данном случае я их целиком поддерживаю. Стена Плача — не место для игр, которые затеяли эти слишком активные женщины. Я думаю, это нелепо — приходить в какое-то святое место и пытаться диктовать тем, кто возле него молится, свои правила. Я где-то читал, что когда несколько молодых христианок попытались устроить нечто подобное в какой-то российской церкви, дело закончилось для них тюрьмой. Разумеется, это слишком, у нас в Израиле такое невозможно, но это не значит, что мы должны позволять небольшой группе экстремистки настроенных женщин диктовать большинству народа собственные правила игры… Что? Да, я знаю, что надевание женщинами тфилина и талита, а также чтение со свитка Торы не запрещается нашим законом, но ведь помимо законов есть какие-то обычаи и общепринятые нормы. Вот вы, к примеру, не станете же пускать ветры в общественном месте, хотя нет закона, запрещающего делать это. Никто не запрещает реформистам и консерваторам молиться так, как они считают нужным, в своих синагогах. Но Стена Плача — это не их синагога, здесь должны учитываться принятые большинством нормы, а эти нормы соответствуют требованиям ортодоксального иудаизма. Это как с пищей в армии: она должна быть кошерной, потому что те, кто не соблюдает кашрут, могут есть кошерную пищу, а вот те, кто его соблюдает, не могут есть трефное.

Михаэль Ашкенази (44), инженер-механик:
— Я думаю, вы обратились не по адресу. Как видите, я светский человек, поэтому все эти религиозные разборки меня не касаются. В синагоге я бываю только по праздникам и в Йом-Кипур — просто чтобы отдать дань традиции. Разумеется, мне известно, что “женщин Стены” арестовывали за то, что они хотели молиться в тфилинах и талитах, но не могу точно сказать, какое у меня к этому отношение. С одной стороны, это, на мой взгляд, и в самом деле покушение на их свободу. С другой, их поведение все же вызывающее. В общем, я думаю, что светское общество примет любой компромисс, к которому придут стороны в этом конфликте. Это, в конце концов, не наш конфликт с арабами. Хотя… Если вы спрашиваете, устраивает ли меня лично компромисс Щаранского, я отвечу положительно. Вот мы сегодня приехали к Стене отмечать бар-мицву сына. Думаю, если бы была возможность собрать на эту церемонию всю семью вместе, женщин и мужчин, было бы неплохо. При этом, разумеется, женщины должны быть соответствующе одеты. Могут ли они надевать тфилин и талит? Ну нет у меня ответа на этот вопрос! Думаю, все-таки женщина должна оставаться женщиной, а талит и тфилин ассоциируются именно с мужчиной…

Отступление первое.
В настоящее время правила молитвы и вся остальная деятельность у Стены Плача регулируются принятым в 1967 году Законом об охране святых мест. Согласно этому закону, Стена Плача находится в ведении министерства по делам религии, а площадка перед ней должна функционировать по тем же правилам, что и ортодоксальная синагога. В 1988 году участницы Феминистского конгресса в Иерусалиме явились к Стене Плача со свитками Торы, что вызвало волну протеста со стороны ультраортодоксов. После того как феминистки были изгнаны с этого святого места, они подали иск в БАГАЦ. На заседании суда рав Стены Плача Меир Гец признал, что “нет галахического запрета на чтение женщиной Торы и на надевание ею тфилина и талита”. В итоге суд обязал рава Геца обеспечить истицам и тем, кто поддерживает их борьбу, свободный и безопасный доступ к Стене, но при этом запретил женщинам молиться в тфилине и талите. В 1994 году по следам очередного иска “Женщин Стены” БАГАЦ постановил, что их претензии справедливы, но решение по данному вопросу должны разработать раввинат и правительство, а не суд. В 2000 году БАГАЦ постановил, что государство обязано разрешить этот конфликт и выделить “Женщинам Стены” место для молитвы. В 2003 году им было решено предоставить место под аркой Робинзона (практически то же самое, что сегодня предлагает выделить Щаранский), но они не согласились на этот компромисс. В ответ последовало запрещение женщинам появляться у Стены в талите и тфилине под угрозой полицейских санкций. С 2009 года “Женщины Стены” регулярно проводят акции протеста, нарушая это постановление и вновь и вновь обращаясь в БАГАЦ с требованием об обеспечении их свободой отправления религиозного культа. Результатом последних акций и стал компромисс Щаранского”.
Расспросив троих мужчин, корреспондент “НН” переместился к входу в женское отделение Стены Плача с тем чтобы взять интервью у трех женщин.

Хана Фишман, жительница Меа-Шеарим, преподавательница религиозной школы для девочек:
— Мое мнение однозначно: эти женщины просто провокаторы. На самом деле им нет никакого дела ни до Бога, ни до иудаизма, их цель — посеять рознь и ненависть в нашем народе, натравить светских на религиозных. Недавно они пришли сюда вместе с тремя депутатами кнессета, которые тоже надели талит и тфилин. Между тем, я уверена, что эти три женщины ни разу в жизни не были в синагоге, не знают ни одной молитвы, не учили Тору. Зачем им все это нужно?! Только чтобы устроить гевалт! Вообще, они, наверное, даже сами не понимают, как смешно выглядят для тех, кто более-менее знаком с еврейской традицией. К примеру, там была одна такая молоденькая рыженькая депутат, она тоже надела талит. Но ведь она, как мне сказали, незамужем. По нашему (ашкеназскому. — Прим. автора) обычаю, мужчина начинает надевать талит только после женитьбы. А женщин это как-то касается или нет?! Эти женщины — не хочу сказать о них, Боже упаси, плохого слова — просто позорят наш народ. Они говорят о том, что должно быть равенство, но все это глупости. Мой муж, к примеру, работает резником. Я что, должна теперь тоже научиться резать коров?! У меня такого желания нет. Я думаю, платок на голове подходит еврейской женщине так же, как талит — мужчине. И еще: я уверена, что речь идет о провокации, поэтому что бы им ни дали, эти женщины не успокоятся. Они будут выдвигать все новые и новые требования. Дай им палец, они вам руку откусят!

Натали Ротман, студентка:
— Я лично этих женщин не понимаю и никакого сочувствия к их борьбе не испытываю. В то же время мне странно, что суд принуждает ортодоксов принять условия “Женщин Стены”, обусловливая это необходимостью обеспечения свободы вероисповедания, но ничего не делает, чтобы обеспечить другим евреям свободу молитвы на Храмовой горе. Вы знаете, что там происходило в дни недавнего Песаха?! Вот о чем надо писать и говорить! К сожалению, во всем, что касается нашего права на наши святыни и нашу землю, БАГАЦ предпочитает занимать антиеврейскую позицию. И при этом он защищает “Женщин Стены”!

Милена Гриншпайн, художник-дизайнер:
— Вы можете говорить что угодно, но здесь, у Стены Плача, отчетливо чувствуется атмосфера религиозного диктата. Я считаю, что я вполне прилично и скромно одета, тем не менее, мне только что сделали замечание. По какому праву?! Я думаю, что эти женщины борются прежде всего против этого религиозного засилья, чтобы возле Стены Плача любой человек чувствовал себя комфортно. Я сама талит и тфилин надевать не стану, но на мой взгляд, требования “Женщин Стены” вполне справедливы.

Отступление второе.
Оказывается, вопреки тому, что рассказывают СМИ, предложенный Щаранским компромисс на самом деле не устроил ни одну из сторон. В Меа-Шеарим расклеены пашквили, призывающие подниматься “на борьбу против осквернения Стены Плача”. “Женщины Стены” говорят, что выделенное им место “не совсем ассоциируется со Стеной”, а в данном случае Стена важна именно как символ. Кроме того, по их мнению, выделение им отдельного участка, во-первых, отделяет реформистов и консерваторов от остальной части еврейского народа. Наконец они утверждают, что и среди женщин ультраортодоксальной общины есть те, кто хочет надевать тфилин и талит и читать Тору со свитка, но интересы этих женщин Щаранский совсем не учел. Словом, до консенсуса в этом вопросе нам и в самом деле пока далеко…


Петр ЛЮКИМСОН, "Новости недели" — "Континент"
Фото Марины Шафир