«ЕВРОВИДЕНИЕ»: КОНКУРС-ОБМАНЩИК

«ЕВРОВИДЕНИЕ»: КОНКУРС-ОБМАНЩИК

Набивший оскомину, но с каждым годом собирающий все большую ТВ-аудиторию конкурс «Евровидение 2013″ стартовал в шведском Мальме. И в очередной раз удивил своей непредсказуемостью! С облегчением воздохнули россияне, украинцы, белорусы, молдаване, чьи голосистые девушки прошли в финал. Специально для «Росбалта» об итогах первого «Евро»-вечера размышляет музыкальный критик Михаил Садчиков.


За день-два до «Евровидения» меня замучили вопросами не только представители московских агентств, но и друзья, соседи: «Что это за штука такая, «Евровидение» – музыкальный конкурс или геополитический?» А я старался честно отвечать: «Да кто ж его знает!» Непредсказуемость сего ТВ-феномена давно уже стала притчей во языцех, попытки прогнозировать результаты выглядят смешными, и о тенденциях конкурса с глубокомысленным видом можно размышлять лишь после его окончания.

В зависимости от расклада мест, вдруг «выясняется», что в этом году модны фрики, в следующем случился «сговор» стран восточного блока, затем рванули вперед представители ЛГБТ-сообщества, и так до бесконечности. В день победы и еще недельку спустя чемпиона носят на руках, затем благополучно забывают, и через год другой уже никто не вспомнит имя евро-победителя.

Формула «гора родила мышь» стала штампом в отношении этого конкурса. Он обладает поразительным умением не зажигать звезды, а гасить их! За полувековую историю с трудом наберется пять-семь имен, оставшихся на слуху («АББА», Селин Дион, Клифф Ричард, «Чингисхан», Хулио Иглесиас, и то это было все в далеком прошлом). В 90-е и нулевые конкурс перестал рождать имена и, самое главное, хиты – какой последний еврохит вы вспомните? Разве что «Diva» Даны Интернешэнэл, сделавшей операцию по коррекции пола, и то потому, что эту песню впоследствии подхватил и растиражировал Филипп Киркоров.

Российской эстраде этот конкурс при всей его помпезности и огромной телеаудитории за 15 лет участия наших представителей не дал практически ничего. Даже триумфатор Дима Билан после «Евровидения» нынче как-то выдохся и популярен, скорей, по инерции, чем за новые хиты и эксперименты.

Какая истерия была поднята вокруг «Бурановских бабушек» всего год назад, а где они сейчас? Если и мелькнут на ТВ, то в качестве подпевок у певицы Варвары… Конкурс затормозил, если не сломал, развитие немалого числа неокрепших талантов: Юлия Савичева, Наталья Подольская, Анастасия Приходько, Алексей Воробьев – сегодня они отнюдь не на главных ролях на российской поп-сцене.

Поэтому каждый год диву даешься той шумихе, которая поднимает очередного посланца, понимая, что звездного продолжения, скорее всего, не будет. Настоящими звездами становятся не на таких внеформатных конкурсах, да и не на конкурсах вообще.

И все равно каждую весну в душе веришь, ждешь, надеешься, что очередному счастливчику удастся разорвать роковой круг. В 2013 наши надежды и симпатии подарены золушке из Зеленодольска, 22-летней Дине Гариповой, еще недавно ничем не примечательной журналистке, а после триумфа на проекте «Голос» — вокальной надежде эстрадной России.

Дине уже удалось совершить одно чудо: девочка, не имеющая музыкального образования, «слухачка», ни разу не бывавшая на оперном спектакле и мюзикле, обыграла в проекте «Голос», по крайней мере, дюжину студентов консерватории и профессиональных вокалистов из оперы, мюзиклов, рока, джаза и фолка.

Даже критичный, порой циничный Александр Градский подтвердил, что результаты «Голоса» не были подтасованы или скорректированы, а значит, Дина победила в абсолютно честной борьбе. Похоже, действительно, есть в этой провинциальной милашке что-то трогающее, настоящее. Да и поет она чисто и вдохновенно – хоть кроссовер, хоть романсы, и Адель, и Пугачеву…

В конце марта Дина впервые приезжала в Петербург с получасовым отделением в программе «Молодые голоса России», и за кулисами ДК Горького я общался с ней в течение долгого вечера. За это время произошла масса самых разных событий, но юная девушка оставалась спокойной и ровной даже за несколько минут до своего выхода на сцену в финале длинного-предлинного концерта.

Когда я сделал ей комплимент: «Надо же, первый раз вижу артиста, который не волнуется!», она также ровно и спокойно ответила: «Я просто вида не показываю», а затем шагнула на сцену и «отчеканила» семь совершенно разных по характеру и настроению композиций без единой вокальной помарки.

Точно также она звучала и в полуфинале «Евровидения» — чисто и вдохновенно.

Долгие годы «Евровидение» официально считался конкурсом песни. И лишь в последнее время стал конкурсом исполнительских имен. Баллада Дины «What if…» написана молодыми шведскими авторами с участием российского музыканта, бывшего басиста группы «Автограф» Леонида Гуткина и исполнена в полном соответствии с нынешним евро-поп-стандартом.

Красивая песня, ничего не скажешь, не слишком хитовая, зато не «липкая»… Ни капли российского, уж не говоря о татарском, вы в ней не обнаружите! Ни в мелодике, ни в аранжировке, ни в вокальной версии. Исполняется, понятно дело, на великом и могучем английском…

Внешность Дины и ее концертный наряд в пастельных тонах также не способен выдать национальную и геопринадлежность. Можно сколь угодно спорить хорошо это или плохо, но Дина сегодня в тренде.

В свое время стандарт «Евровидения» пытались нарушить фолк-мотивами многие, например, молдоване Zdob si Zdub, те же «Бурановские бабушки», Руслана. В первый вечер в Мальме таких рисковых голов не обнаружилось. Резко сократилось и число поющих на своем языке – почти все сегодня поют на английском, почти все придерживаются модных, но не экстремальных музыкальных тенденций, а лежащих на поверхности.

Пожалуй, впервые за последние годы «Евровидение 2013″, по крайней мере, его первый полуфинал, с точки зрения музыки можно назвать форматным конкурсом. Вся Европа дудит в одну модную дуду.

На этом фоне приятно выделялась гарна дивчина Злата Огневич (в ее биографии обнаружился и небольшой петербургский период!), которая не побоялась немного «соригинальничать». Стилистически ее песня выросла из конца 90-х и напоминала арию из современного мультфильма а-ля «Рапунцель». Это было заявлено в самом начале номера режиссерским ходом, когда самый высокий человек Украины Игорь Вовковинский (уроженец Винницкой области, ныне самый высокий американец, его рост 2.43) вынес солистку государственного ансамбля песни и танца вооруженных сил Украины на сцену на руках… Итог столь яркого выступления оказался… тревожным: Украина еле втиснулась в финал, куда проскочило немало безликих конкурсанток (первый день получился «девичником»" — мужчин и групп было крайне мало).

Оправдала надежды букмекеров, выводящих ее на первое место, и датчанка (наполовину шведка) Эммили де Форест с песней «Only Teardrops» («Только слезы»). В ее номер вплетены на контрасте барабанное мужское шоу и ненавязчивая свирель, при этом припевный шлягерный рефрен выглядел более простым, чем у нашей конкурсантки. Да и сама девушка «поживей», чем остальные красотки. Не только музыка, но и режиссура номера (не забудем, конкурс называется «ЕвроВИДЕНИЕ»!) удались. Ожил и заиграл разными цветами задник сцены, режиссер трансляции постарался взять конкурсантку в разных ракурсах, тогда как за другими камера не всегда успевала, «прозевав», например, «подъем» молдаванки над сценой… В общем, праправнучка королевы Виктории, кем на полном серьезе называет себя эта энергичная блондинка, на всех порах мчится к своей виктории!

Вряд ли ей сумеет ей помешать 61-летнняя Бонни Тайлер, легенда мировой музыки еще в 80-е годы собиравшая петербургский СКК. Англия второй год подряд преподносит сюрприз – вслед за суперзвездным Энгельбертом Хампердинком на конкурс делегирована рок-дива 80-х.

Отвечая на недоуменные вопросы журналистов, зачем ей эта морока, Бонни Тайлер лишь улыбнулась: «Они выполнили мое условие - мне дали возможность спеть песню «Believe in Me»из моего нового альбома «Rocks and honey». А это отличная возможность представить свой новый альбом перед 20 млн европейскихТВ-зрителей».

Однако Бонни Тайлер ошиблась: нынче еврофинал 18 мая будет смотреть уже 100 млн зрителей, так что промоушен ей обеспечен, особенно в странах Восточной Европы, где ее не спешат забывать. А какое место она займет в итоге – такой вопрос серьезной артистке кажется нелепым и смешным.

После прошлогоднего конкурса я поинтересовался у «Бурановских бабушек» удалось ли им в Баку познакомиться и подружиться с лондонским дедушкой, 76-летним Энгельбертом Хампердинком? И они ответили: «Да что вы, он такой крутой, надменный, мы даже побоялись к нему подойти и взять автограф!» Между тем, наши «бабушки» взяли второе место, а дедушка с туманного Альбона тоже стал вторым, но с конца.


В этот раз Первый канал и Дину Гарипову мудро настраивал на то, что главное не высокое место занять, а выступить достойно, запомниться людям. Танцевать наша Дина, увы, не мастер, драматическими актерскими талантами пока не блещет. Да и выбранная песня не предполагает всего этого – там все в вокале…

До последнего момента оставалось загадкой, будет ли найдено режиссерское решение, или Дина так всю песню и простоит, держась за микрофонную стойку. В итоге, в отличие от клипа на эту песню, в Мальме появилось четверо бэк-вокалистов-актеров, которые помогли не столько подпевками, сколько актерски.

Сначала двое молодых людей бросили в толпу большие светящиеся белые шары, тем самым, предложив залу поднять свои светящиеся белые браслеты и устроить подобие модного ныне флэш-моба.

Артисты взялись за руки и выстроились в линию… Лирическая песня неожиданно приобрела интонации гимна, объединяющего зал, а вместе с тем, и старушку Европу. Что ж, с таким «гимном» можно претендовать и на место выше, чем пятое и третье, которое отводили зеленодольскому чуду европейские букмекеры.

Но, видите, я опять сбиваюсь на места, «голы, очки, секунды», забывая, что конкурс «Евровидение» не терпит логики, он еще тот обманщик! Но телемассы, как известно, обманываться рады…

Так что с выводами лучше не спешить, дождавшись второго полуфинала 16 мая, а затем и финала – 18 мая, в ночь с субботы не воскресенье.


Михаил Садчиков
rosbalt.ru