ДОЛГАЯ АГОНИЯ

ДОЛГАЯ АГОНИЯ

Опасения остаются. Мир не исключает угрозы применения режимом Асада химического оружия против повстанцев в качестве последнего спасительного средства. Потому не удивляет поступающая из Иордании информация, согласно которой США перебрасывают в эту страну значительный воинский контингент и крупные партии различных грузов. Предполагается, что готовится возможность оказания иорданцам необходимой помощи на случай сирийской химической атаки и принятия решительных силовых мер против сирийских баз хранения такого оружия. С возможностью химической атаки связывается и возросший в последние дни поток беженцев в соседние с Сирией страны.

Боевые действия на минувшей неделе снова ознаменовались рядом тактических успехов повстанцев, особенно на северо-западе страны и в районе Дамаска. Таким стал захват крупнейшего в стране лагеря палестинских беженцев Ярмук, что в считанных километрах от центра столицы. Из полумиллиона палестинских беженцев, живущих в Сирии, почти половина обитает в Ярмуке. С начала гражданской войны в Сирии палестинцы, являясь адептами суннитского течения в исламе, как и большинство повстанцев, в массе своей соблюдали нейтралитет. Это было обусловлено тем, что на протяжении десятилетий большинство палестинских организаций получали от режима Асадов всеобъемлющую поддержку. Однако чем дольше длилось восстание, тем больше менялась ситуация. В итоге в Ярмуке начали действовать повстанческие сирийские и палестинские отряды, вступившие в военное противостояние как правительственным войскам, так и боевикам откровенно проасадовской организации Народный фронт освобождения Палестины — Главное командование под руководством Ахмеда Джибриля. В вооруженной борьбе с Израилем эта организация числилась значимой в 70-е и 80-е годы, а затем ее влияние в Иудее, Самарии и Газе, как и в Ливане и Сирии, стало заметно слабеть. В последние дни НФОП-ГК получила тяжелейший удар, будучи фактически изгнанной сирийскими и палестинскими повстанцами из своего главного пристанища — лагеря Ярмук. В итоге часть боевиков перешла на сторону мятежников, а остальные, вместе с Джибрилем, сбежали из лагеря.

Удары сирийской авиации по лагерю привели к десяткам жертв мирного населения, скрывавшегося в одной из мечетей, что вызвало очередное осуждение режима Асада многими странами. Кроме того, факт был растиражирован лидерами ФАТХа с ХАМАСа.

Признание Сирийской национальной коалиции так называемыми "друзьями Сирии" — представителями 130 стран, собравшимися в марокканском городе Марракеше — стало очередным шагом в делегитимации Асада. Но военное и политическое единство в рядах оппозиционеров пока только призрачно. Крупные Сирийская Свободная армия Риада аль-Асада и группировка генерала Мустафы аль-Шейха на данный момент не вошли в объединенный Высший военный совет, как и некоторые другие оппозиционные силы, что существенно лимитирует возможности повстанцев нанести защитникам режима решительный удар.

На этой неделе даже Москва проявила понимание обреченности власти Асада. В Средиземное море направлена очередная российская военная эскадра, которая в случае необходимости эвакуирует из Сирии российских граждан. Высокопоставленный российский источник, пожелавший остаться неизвестным, заявил британской "Санди таймс", что Асад, по сути, готовится к падению Дамаска, чтобы затем отступить с верными ему войсками в алавитский анклав на западе страны, где намерен сражаться до конца.

Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус однозначно, как и другие политики, заявил, что дни Асада сочтены. В свою очередь, ближайший союзник сирийского режима генсек "Хизбаллы" Хасан Насралла, утверждает, что повстанцы не смогут взять ситуацию в стране под свой контроль. И наконец, красноречивым стало интервью вице-президента Сирии Фарука аш-Шары, сохранившего свой пост, несмотря на самые разные и очень противоречивые слухи о его судьбе, данное им ливанской газете "Аль-Ахбар". Аш-Шара стал первым высокопоставленным представителем режима, фактически признавшим, что правительственные силы не способны обеспечить жизнеспособность монархической власти. Он добавил, что положение требует создания правительства с широкими полномочиями, в котором будут представлены все политические силы. Из высказываний аш-Шары без особых трудностей можно понять: положение Асада продолжает серьезно ухудшаться…

Политическое будущее Сирии и, что самое главное — судьба ее огромных арсеналов ракетного и химического оружия — является первоочередной проблемой израильского руководства. В этой связи стоит рассмотреть некоторые возможные сценарии ближайшего будущего нашего северного соседа. Если отбросить нюансы, которых может быть немало, то таковых можно насчитать пять. При всех возможных отрицательных последствий для нашей страны, будут иметь место и последствия положительные.

* Асад лишается власти, ее захватывает суннитское большинство, следует разрыв союза Сирии с Ираном и "Хизбаллой".

* Кажущийся абсолютно нереальным сценарий победы Асада над повстанцами — страна остается в тяжелейшем экономическом положении и изоляции, а ее армия — крайне ослабленной.

* Гражданская война продолжается еще долго, что лишь усугубит разрушение инфраструктуры и военного потенциала Сирии.

* Режим в нынешнем виде прекращает существование, и Сирия распадается на анклавы по клановой и религиозной принадлежности: курды "отхватывают" свой район на юго-востоке, друзы — на юго-западе, алавиты на территории своего компактного проживания, а суннитам останется все остальное. При таком исходе о государстве Сирия, а также о ее требовании вернуть Голанские высоты можно будет надолго забыть.

* Суннитский режим, который придет к власти после Асада, будет радикально исламистским. В этом случае, несмотря на разруху в Сирии и ослабление ее военного потенциала, Израиль столкнется с серьезными вызовами с севера.

Если же режим там окажется светским или умеренным (см. первый вариант), его сотрудничество с Западом вполне вероятно. В этом случае ему может оказаться выгодным и сближение с Израилем.

В свете происходящего в эти дни создается впечатление, что развязка близка.

Эфраим ГАНОР, "Новости недели" — "Континент"