МОСКВА: ДЕНЬ НЫНЕШНИЙ И ДЕНЬ МИНУВШИЙ

МОСКВА: ДЕНЬ НЫНЕШНИЙ И ДЕНЬ МИНУВШИЙ

Петр ЛЮКИМСОН

Политические обозреватели до сих пор спорят о том, что же было главным для президента Шимона Переса во время его недавнего (особого, как назвала его пресс-служба президента) визита в Москву: участие в открытии грандиозного Еврейского музея или беседа с глазу на глаз с президентом Путиным, растянувшаяся на полтора часа? Тот поистине имперский размах, с которым проводились официальные мероприятия, или готовность российского руководства занять куда более жесткую позицию по отношению к Ирану, чем сегодня?

Все смешалось в этом феерическом визите — история и политика, личные симпатии и государственные интересы, дипломатические реверансы и нависшая над миром угроза. Переса в Москве ждали еще со времени недавнего визита президента Путина в Израиль и встречали так, как принято встречать в Москве самых дорогих гостей и друзей. В сопровождении почетного кортежа машина с президентом еврейского государства промчалась по Москве до расположенной напротив Кремля фешенебельной гостиницы "Рич-Карлтон". Затем, как мы уже сообщали в предыдущем выпуске, состоялось торжественное присвоение ему звания почетного академика РАН.

Но главные события развернулись во второй день визита. Утром Переса повезли на открытие Еврейского музея и центра толерантности в Бахметьево. По дороге машина замедлила ход, чтобы Перес мог увидеть в окно спешащих в школу мальчиков в кипах и с кистями цицит, — наглядное свидетельство того, что еврейская жизнь в столице России бьет ключом.

Музей, официальное открытие которого состоялось 11 ноября, явно ошеломил президента. И это понятно: на 8500 кв. метров выстроено 12 павильонов, в которых любой желающий может ознакомиться с историей еврейского народа, начиная с разрушения Второго Храма. Большая часть экспозиции посвящена истории российского еврейства — повседневной жизни местечек, еврейской культуре, вкладу евреев в культуру и науку России, войне, Холокосту… При этом оборудован музей по самому последнему слову техники, многое в нем уникально. Например, посетителям предлагаются виртуальные встречи и диалоги с великими евреями разных эпох.

Шимон Перес внимательно слушал объяснения сопровождающих его лиц о том, что музей создан по инициативе Федерации еврейских общин России, что Владимир Путин с самого начала поддержал этот проект и даже пожертвовал на него одну свою месячную зарплату. Но при этом наш президент задерживался дольше не у чудес современной музейной техники, а возле старых фотографий и экспонатов, связанных с жизнью еврейского штетла.

При разработке программы пребывания Переса в Москве было запланировано, что вместе с ним в церемонии открытия музея будет участвовать и президент Путин, но, как известно, тот не смог приехать из-за травмы, и российское руководство представлял глава МИДа Сергей Лавров.

Выступление Переса длилось чуть больше 20 минут, и наш 89-летний президент вновь доказал, что является, возможно, одним из самых выдающихся ораторов наших дней. Он поблагодарил Россию за тысячу лет гостеприимства. Он признался, что при виде многих фотографий и экспонатов музея в нем снова зазвучал голос его матери, и на какое-то мгновение он ощутил себя не президентом Еврейского государства, а маленьким мальчиком из местечка. Он говорил об общей истории еврейского и русского народов, о том, что российская культура, в которой чувствуется мощный еврейский вклад, стала плотью и кровью миллионов бывших российских евреев, их детей и внуков, и с этим ничего не поделаешь. Он говорил о войне и о Холокосте, напомнив, что в Красной Армии воевали 500 тысяч евреев, и 200 тысяч из них сложили головы на полях сражений…

От истории президент плавно перешел к современности — к иранской угрозе, к тому, что Израиль ни в коем случае не считает иранский народ своим врагом, но если не остановить нынешнее руководство этой страны, может произойти глобальная катастрофа, а остановить ее можно только при взаимодействии двух великих держав — США и России, которые вновь, как когда-то, должны быть выше своих разногласий ради будущего человечества…

Трудно цитировать какие-то отрывки из речи Переса — ее надо читать и слушать целиком. И все же финальная часть заслуживает того, чтобы быть процитированной: "Мы учили экономику, чтобы понять, что происходит в действительности. Мы слушали пророков, чтобы понять, каковы наши, пусть пока несбыточные, желания. Израиль — доказательство того, что пророчества иногда оказываются вернее, чем экономический расчет. Предсказание одного человека, пророка Исайи, до сих пор актуально и по-прежнему является вызовом для всего человечества: "Перекуют мечи на орала и не будут более учиться воевать". Исполнение этого пророчества зависит от нас. Я верю, что в каждом человеке есть провидческий дар, оказывающий не меньшее влияние, чем холодный расчет. Этот музей — лучшее тому доказательство".

Затем была встреча с Путиным. Многие ожидали, что президент России из-за травмы примет гостя сидя, как встречал его в Израиле заигравшийся в футбол и тоже повредивший спину Нетаниягу, но Путин нашел в себе силы встать, чтобы приветствовать израильского коллегу.

Президенты обменялись официальными речами. Снова слова благодарности, воспоминания об общей истории... И все же главное, повторим, началось тогда, когда два президента остались с глазу на глаз. По окончании встречи Перес заявил о близости позиций Израиля и России по иранской проблеме, о том, что россияне, как и весь остальной мир, не желают, чтобы у Ирана появилась атомная бомба. Но это было известно и так. Вопрос заключается в том, насколько далеко готова пойти Россия в противостоянии иранской ядерной программе. Ответ на него президент Шимон Перес увез с собой из припорошенной снегом Москвы. Не исключено, что ответ этот совершенно не устроит израильское руководство — личные симпатии и государственные интересы, как известно, вещи разные, а подчас, увы, и несовместные.

Заключительным аккордом визита стал прием, устроенный израильским посольством в Москве в том же отеле "Рич-Карлтон". Текло шампанское рекою, и взор туманился слегка... В зале мелькали лица известных российских евреев — "скрипачей, хохмачей, олигархов — рабиновичей русской земли", если цитировать новое стихотворение Наума Сагаловского. Бизнесмены, раввины, многочисленные функционеры еврейских организаций, журналисты в один голос рассказывали гостям, что евреи в современной России чувствуют себя комфортно, что 100 тысяч (с чьей-то подачи дутая цифра) из них вернулись сюда из Израиля и Россия с удовольствием примет еще и 100, и 200 тысяч. "Нет государственного антисемитизма, еврейская жизнь бьет ключом, перед талантливыми людьми открываются невиданные возможности… Чего еще желать евреям?!" — говорили участники банкета.

И все же… Несмотря на ломящиеся от снеди столы, на довольные, улыбающиеся лица Леваева, Гусмана, рава Берла Лазара и многих, многих других, почему-то вспомнились строки из предостережения Галича:
Но и ставши в ремесле этом первым,
Все равно тебе не быть камергером
И не выйти на елее в Орфеи...
Так не шейте ж вы ливреи, евреи!

Вместо послесловия

ГОВОРИ, ДА НЕ ЗАВИРАЙСЯ


Глава Еврейского агентства Натан Щаранский выразил недоумение по поводу выступления Шимона Переса на торжественной церемонии открытия Еврейского музея и Центра толерантности в Москве. Щаранский, находящийся в настоящее время в Балтиморе на конгрессе Федерации евреев Северной Америки, заявил, что ему непонятно, как лидер еврейского государства мог благодарить русский народ за "тысячу лет гостеприимства".

"В течение нескольких сотен лет евреям было запрещено появляться в России. А потом было 300 лет, когда они издали тысячи законов против евреев, проживавших в России. Не говорю уже о погромах", — пояснил свое возмущение Щаранский и отметил далее, что если бы жизнь евреев в России действительно была так хороша, как расписывал в своей московской речи Перес, то не пришлось бы предпринимать таких усилий для того чтобы обеспечить евреям возможность репатриироваться в Израиль.

Кроме того, московская речь Шимона Переса вызвала резкую критику у ряда других политиков, а также обозревателей. Многие из них обвинили президента в незнании истории, искажении фактов и стремлении угодить Путину.

"Новости недели" — "Континент"