МУЗЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КОТОРОЙ НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

МУЗЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КОТОРОЙ НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

Товарищ Перес, вы большой историк...

Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ


"Когда я вышел из Еврейского музея, было уже совсем темно. Я прошел метров пятьдесят и наткнулся на человека с бейсбольной битой. Опираясь на нее, он стоял на трамвайных рельсах и смотрел на меня. Пытаясь прикинуть подходящий случаю тип толерантности, я слегка сбавил шаг.
— Иди-иди, — сказал мужчина, не меняя позы. — Я не тебя жду".
Алексей Яблоков — спецкор московской газеты "Ведомости".


Скоро буду в столице России и обязательно этот музей навещу. Плевать мне и моей ярко выраженной физиономии на того типа с бейсбольной битой. Отобьемся. А сам музей, уверен в этом, взят под бдительную охрану. Вот в этом и вся соль, так как людям толерантным никакой музей не нужен, а для разного рода мрази — он только повод для агрессии.

Прежде евреев в столицах можно было встретить только на экранах телевизоров, да у синагог и в самих синагогах. Теперь появился еще один объект для ненависти. Уверен, в разных коричневых и зеленых кругах активно обсуждаются планы по его уничтожению.

Музей задумали и построили либералы, убежденные, что воспитательные, наглядные меры, здоровая культурная политика — смогут воспитать подрастающее поколение в нужном русле доброты, терпимости, человеколюбия. Сервантес, Рабле, Шекспир, Диккенс, Бальзак, Гюго, Пушкин и Толстой не смогли этого добиться, а они, либералы, обязательно добьются. В нашем случае, с помощью этого замечательного музея.

Вот посетят его школьники Вася или Маша, узнают историю еврейского народа и, вернувшись, скажут строго своему родителю: "Плохо ты говоришь, папа: жид да жид. Не жид, а еврей". И папе станет стыдно и горько, что он такой дремучий тип, далекий от толерантности. Пойдет он на футбол и больше не станет орать вместе с фанатами: "Русские вперед!", заметив, что в любимой команде половина чернокожих, а остальные — лица кавказской национальности.

Нет, конечно же, не одной историей, как пишут, славен новый еврейский музей в Москве. Он построен, чтобы выразить глубокую благодарность коренному народу за теплый прием потомков Иакова. Вот президент Израиля так и сказал на открытии музея: "Я приехал сюда, как президент государства еврейского народа... Я приехал сюда, чтобы сказать вам и всему русскому народу — спасибо. Спасибо за тысячу лет гостеприимства. Тысячу лет существования, которые Великая Россия подарила моему небольшому народу. Это благодарность древняя — возможно, уже седоволосая, но по-прежнему свежая и бодрая...".

Я, увы, не так свеж и бодр, как Шимон Перес, хотя и гораздо моложе, но тоже уверен, что на пути обид, счетов, склок и разногласий нельзя добиться положительных результатов. Я тоже благодарен России за то, что выучила она меня, подарила могучую отечественную культуру, хорошо, как правило, кормила, да и обижала, если честно, не так уж часто. Я громко и искренне говорю спасибо своей родине. Но и на путях лжи, причем откровенной лжи, далеко не уедешь. При всех плюсах свой личной биографии не могу не отметить, что не было дня в моей сознательной жизни, когда бы я не вспомнил, что родился евреем и нация эта, с точки зрения значительной части местного населения, весьма подозрительна по разным параметрам. Затем к памяти о настоящем прибавилась память о прошлом, в котором были убиты родители моих родителей, затем... В общем, каждый из наших читателей найдет свое, множество этого "затем". В любом случае, как же так получилось, что подавляющее большинство жестоковыйного племени покинуло свою родину, сделав это дружно и незамедлительно, как только организовался "один метр неохраняемой границы"? Что это? Вопиющая неблагодарность за добро и кров, как об этом говорит наш президент? Или нормальная реакция народа, так и не дождавшегося толерантности по отношению к самому себе?

Понимаю Шимона Переса, богатых московских евреев, выдвинувших идею Еврейского музея, и построивших его, понимаю и В.Путина, поддержавшего строительство толерантного учреждения своей месячной зарплатой в 161 тысячу рублей. Тишь, гладь и благодать — вечная мечта власть имущих. Улица беспокоит, тревожит их, но музейными припарками буйных не излечить. Можно было весь музей посвятить истории погромов и Холокоста, но это только умножит ряды местных неонацистов. Отметим, что в России нынче режут и бьют, в основном, лиц восточной, южной или кавказской национальности. Поможет ли узбекам, таджикам, грузинам или нигерийцам свой личный музей толерантности? Не думаю. Здесь нужна иная, долгая, кропотливая, "тихая" работа с подрастающим поколением: дома, в детских садах и школах. Тяжелая, рутинная работа, далекая от музейного строительства и бурных торжеств на эту тему. А подобная работа еще и не начиналась. Да и как вылечить невежество, зависть и ненависть? Прислали мне недавно видеофильм, в котором доказывается, что князь Владимир и его матушка были евреями, и христианство на Руси появилось в результате происков зловредных иудеев. Народ языческий, исконный и посконный навязанной вере сопротивлялся, как мог, но Владимир кровавыми репрессиями, как Троцкий и Свердлов, заставили новую веру принять. Это насчет тысячи лет гостеприимства, о которых рассказал президент Израиля.

Не думаю, что в ближайшие 50 лет в России наступит некое подобие толерантности, даже в том случае, если последний еврей покинет северную державу. "Свято место пусто не бывает". Не думаю так же, что упомянутых евреев удержит в России свой музей. Как бы не отпугнул при первой атаке бритоголовых на учреждение, которое в юдофобских сайтах уже называют "наглым вызовом и оскорблением русских патриотов". Уверен, что упомянутый тип с бейсбольной битой все еще ждет кого-то на трамвайной остановке.

Еженедельник "Секрет"
(velelens.livejournal.com)