БЛУЖДАЮЩИЕ ЗВЕЗДУНЫ

БЛУЖДАЮЩИЕ ЗВЕЗДУНЫ

Адаса ФАЛЬК

Депутаты-перебежчики — явление вполне рядовое для израильской политики. Причиной тому, как всегда, благие намерения. Изначально идея была хороша, она обещала свободу выбора, равенство возможностей и сплошное братство. Как водится, действительность оказалась куда менее радужной. Прямо говоря, совсем она оказалась некрасивой в результате.

А начались все неприятности, как обычно, с борьбы с богатыми. Дабы пресечь, был разработан хитрый план — ссуда аж на миллион (ныне уже полтора) шекелей на предвыборную кампанию каждому. Чтобы не было отныне богатых, соблазняющих бедных спонсорством на предвыборную кампанию, пожертвования с этой целью были запрещены.

Результат, как водится, не заставил себя ждать. Во-первых, начались повальные злоупотребления "конвертами", во-вторых, депутат с миллионной ссудой стал, как та хромая невеста с богатым приданым, вдруг желанен всем. То есть история с невестой повторилась: депутат нужен не благодаря красоте… простите, личным и деловым качествам, а благодаря деньгам. Круг замкнулся, презренный металл опять стал рулить процессом. А ведь как все хорошо начиналось!

Гулящие депутаты с миллионным приданым кочуют из партии в партию, прикидывая, как продать себя подороже. Не все из них претендуют на места в списках или, страшно сказать, на портфели. С некоторыми вполне можно расплатиться джобом. В Гистадруте, "Хеврат-хашмаль", "Керен кайемет", например, или еще где... Где тепло и сыро, там и прекрасно. О квалификации и соответствии получателя занимаемому им теплому месту умолчим из жалости. Это как раз тот случай, когда, как говорится, скажите спасибо, если свеженазначенный экс-депутат просто ничего не будет делать. Нижесидящие специалисты с куда более низкими окладами вытянут ситуацию, чай не в первый раз. А горе-назначенец, дотянув до крупной пенсии, со вздохом облегчения будет препровожден подчиненными на незаслуженный отдых.

Но не все соглашаются на джоб. Есть и честолюбивые депутаты. Волею списков и судьбы (кто-то из опережавших ушел в мир иной, на дипломатическую работу или еще что-то случилось) человек оказывается в кнессете. У него на руках теперь мандат. И это ценность, потому что перед выборами мандат конвертируется в получение миллионной ссуды. Таких депутатов из политики просто так не выпихнуть, они себе цену знают. Перед выборами на них начинается настоящая охота, они в цене и в доле. Умело продающий себя депутат может продержаться в кнессете 3-4 сезона, и это дает ценность даже самому бездарному из народных избранников. Есть такие, что за все время пребывания в кнессете не сказали ни слова, не высказали ни единой мысли. Я не хочу сказать, что мыслей у них вовсе не было. Вполне возможно, были, но шанса узнать об этом они нам не дали.

Единство израильских правых и левых политиков непоколебимо только в одном — в этом вечном хороводе депутатов, кочующих из партии в партию, с правого политического фланга на левый, от левого края проруби к правому. Потому и не успевает понять израильский избиратель, правая, левая где сторона… Особо заслуженные перебежчики из партии в партию меняют уже третью, а то и четвертую партию. Путь из "Аводы" через "Ликуд" в НДИ — еще не самая извилистая дорожка, видали мы виражи и покруче. Проснуться крайне правым вместо упертого левого или пассивным центристом вместо право-левого экстремиста для такого депутата плевое дело. Да и то сказать, много ли нужно, чтобы сменить маску? Сбросил одну — наготове вторая, а в ящике стола полеживают в ожидании своего часа еще несколько — по необходимости. Театр масок, цирк, где мгновенная смена костюмов считается несомненным достоинством, нескончаемый карнавал, где избиратель лишен возможности воскликнуть: "Маска, тебя я знаю!" Не знаем мы, какое именно лицо знакомого депутата глянет на нас в канун следующих выборов. Венецианский карнавал можно считать символом постоянства и стабильности на фоне израильской политики.

Впрочем, есть и некие островки стабильности. На арабском фронте, например, без перемен — в еврейские партии эти ребята обычно не уходят. Честно отсиживают каденцию, открывая рот в двух случаях: чтобы выкрикнуть "фашист!" и поведать с трибуны кнессета израильтянам о том, насколько у нас расистское и угнетающее их, арабов, государство.

Кстати, "Еврейство Торы" также не мигрирует никуда, но толку в этом постоянстве, прямо скажем, чуть. Потому что кроме делающего им честь постоянства депутаты ничем особым не отметились, кроме разве что критики. Часто даже по делу. Только хотелось бы и что-то конструктивное от таких честных депутатов получать, помимо рассказов о том, что именно у нас не так. Сами знаем, что многое, но вас-то выбирают не рассказывать об этом, а исправлять как-то. Хотя бы пытаться.

Выборы близятся. Депутаты, готовые блуждать, выстраиваются в хоровод. Скоро мы станем свидетелями виражей, которые начнут выписывать эти немолодые и в большинстве своем тучные ветераны, а с ними заодно и новое изящное поколение обладателей мандатов стоимостью в полтора миллиона. И чем ближе заветная дата, тем это броуновское движение будет становиться все хаотичнее, все беспорядочнее. Но вот цель и цена определены. Теперь ничто не остановит депутата в его поступательном движении. Разве что мы?

"Новости недели" — "Континент"