КРУПНЫЕ, И ПО ПЯТЬ

КРУПНЫЕ, И ПО ПЯТЬ

Продолжение. Начало в №39

Виктор БОРОВИКОВ



Президент Еврокомиссии Ж. Баррозу не оправдал донецко-енакиевских ожиданий, называя осуждение экс-премьер-министра Украины Ю. Тимошенко и экс-министра внутренних дел Ю. Луценко «несоответствующими международным стандартам», определив зависимость отношений Украины и ЕС от приверженности украинского государства европейским ценностям. Вскоре после этого, в начале октября, официальные представители ЕС объявили о признании упомянутых лидеров оппозиции политическими заключенными. Но ещё в начале сентября А. Меркель обратилась к Януковичу с настоятельной просьбой освободить Тимошенко. И президент обозначил цену вопроса — как удачливый террорист, захвативший супердорогих заложников. За освобождение лидера украинской оппозиции Тимошенко, не менее 8 миллиардов евро. За свободу обоих, Тимошенко и Луценко — 15. Гарант конституции, присягавший народу на Библии, не мелочился, едва коснулось Ю.Т., победившей в большинстве украинских областей на последних президентских выборах. Если не фальсификации результатов, на которые Европа тогда закрыла глаза, предоставив Тимошенко самой добиваться правды в неправых судах, быть Януковичу теперь в «оппозиции», что в Украине означает незавидное отлучение от госбюджетного корыта. Не исключается, что советско-уголовные установки, словно в русской сказке, когда-нибудь доведут авторитарного «проффессора» до другого «корыта», разбитого. Но сегодня и вчера именно этот парень с «трудной судьбой», каким его часто изображают имиджмейкеры, делает ставки и мухлюет, играя с правилами, а не по правилам. Без остановки.

Потом на конференции европейской стратегии в Ялте, К. Райс повсюду игнорировала президента-диктатора; А. Меркель отвернулась на публике, не замечая украинского Уго Чавеса. Первое государственное лицо, разглаженное косметическим «ботексом», однако, ни отдалённо, ни вблизи, не впечатляет интеллектом. Самонадеянный правитель, откатывающий страну в советское безвременье — с узнаваемыми репрессивными методиками и политически мотивированным террором. Европейским политикам, иногда сравнивающим Януковича с недемократичным «бацькой» Лукой, следовало бы учитывать опасные амбиции мафиозной круговой поруки, при которых авторитетный гопник ненамного отличается от венесуэльского диктатора. Трубите «аларм», г-да европейцы! Если, конечно, не хотите, чтобы восточно-украинская организованная преступность, заодно с российскими братками, пустила корни у вас «на районе», т.е., подобралась вплотную к Ейфелям, Оксфордам и Куршевелям.

ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
Резолюция Сената США, призывающая освободить экс-премьера Тимошенко, в Украине произвела эффект фейерверка. Красиво и зрелищно, однако, запоздалая «ложка к обеду», демонстрируя влиятельную позицию, по существу, не повлияла на украинские решения. Переломить ситуацию могло бы решение Госдепартамента, вслед за Резолюцией Сената, определяющего санкции против украинских президентских чиновников — организаторов и исполнителей репрессий. А так, отделываясь от настояний дяди Сэма, мидовцы по-советски лицемерно посетовали на «вмешательство во внутренние дела независимой державы». Министр иностранных дел Грищенко заявил о загадочном «несоблюдении» процедуры голосования в Сенате, манипулируя фактами, интригуя и намекая на скрытность, известил общественность, что голосование состоялось-де ночью, и голосовали, мол, не все сенаторы. Заявление, предназначенное для внутреннего потребления, имело целью сбить температуру вопроса накануне выборов — дабы оппозиция не усиливалась заокеанской солидарностью. Использовались всем известные, парламентские стереотипы, когда депутатские голоса засчитываются в отсутствие самих депутатов, с нарушениями регламента и процедуры принятия законопроектов. Характерно, что о «несоблюдении» правил голосования в американском Сенате распространялся министр, с участием которого в украинской Раде ратифицировались т.н. «харьковские соглашения», отдавшие Севастополь ЧФ России до 2042 г. — в зале заседаний, окутанном дымом дымовых шашек, со скорлупой, яичным желтком на обличье украинского спикера. Мидовская хамовитая интерпретация, называющая «белое», «чёрным», имела продолжение. Выступая на Ассамблее ООН, Янукович недвусмысленно и в таком же недипломатичном контексте, заметил, что «позиция Госдепартамента и Белого Дома отличается от позиции Сената». Вряд ли основываясь на первоисточнике, поскольку никаких встреч, контактов с официальными представителями не отмечалось. Остаётся предположить, «Уго Чавес» почерпнул утешительные для себя догадки у своего министра. Как бы ни было, однако, попытка вторгнуться «во внутренние дела» неукраинских ветвей власти (пользуясь лексикой Грищенко), всё-таки заслуживала громкого, внятного «фе». Пусть даже президент-напёрсточник не замышлял ничего такого, глобального и деструктивного, расшатывающего устои. Просто раскатывал «шарик».

НЕ ГЕЙ, СЛАВЯНЕ!
Вообще-то украинско-европейские закономерности напоминают китайский пинг-понг, причём, географические европейцы иногда путают кий с ракеткой, по-бильярдному загоняя «свояка» о борт в лузу. По мере приближения выборов, нарастает количество евросоюзовских предупреждений, навряд ли — последних. Обеспокоенные давлением на оппозицию, нарушениями законодательства и подготовкой массовых фальсификаций результатов выборов ещё до их начала, официальный Евросоюз напоминает украинским правителям о последствиях. Соглашение об ассоциации с ЕС, СЭЗ — «свободную экономическую зону», придётся отложить в долгий ящик. Украинская Рада отвечает принятием закона о клевете, в первом чтении. Реакция мировой общественности вынудила регионалов спустя неделю отменить законопроект, по которому властям открывалась неконтролируемая возможность облагать штрафами и привлекать к уголовной ответственности журналистов. Достаточно будет кому-нибудь заявить о клевете и вступит в действие презумпция виновности.

Скандальный законопроект не случайно появился в канун выборов. Однако желание выторговать преференции у ЕС и оппозиции — о неприкосновенности, например, оказалось выше искушения заткнуть рты. Напрасно хорохорились иные обозреватели, выказывая вольнодумство. На «оппозиционном», 5-м ТВ канале, с утра до вечера скучно рекламируются медицинские клиники, фарма-центры, лечебные препараты, и «советы врача» перемежаются милицейским пиаром. В остальное время диалоги отсутствуют, гости студии перекрикивая, не слышат друг друга, телеведущие так ли, иначе, но подыгрывают кандидатам власти. Примерно такие же «веселые картинки» мелькают на канале TVi, у которого под давлением налоговых структур за три месяца до выборов сократили зрительскую аудиторию.

Говорите, говорите, не останавливайтесь. На следующее публичное и «не последнее», думаю, упреждение ЕС, Верховная Рада отвечает законопроектом, запрещающем «пропаганду гомосексулизма». Автор — дама-депутат, член партии, глядя на которую, вспоминаются сценки из триллеров о патологоанатомах. Родом из восточного региона, утверждает, что «это» не в украинских традициях. К тому же, акцентирует мадам, новый закон совсем не запрещает гомосексуализм, как таковой, а лишь его пропаганду, что вызвано заботой о детях. С ней мало кто решается спорить, понимая риск оказаться зачисленным не к «традиционным украинцам». Европа, как и ожидалось, воспротивилась скандальному законопроекту. Тогда просвещённому Западу дружно возразили регионалы. С экранов телевизоров и газетных страниц. Мужества это им не прибавило, зато Европа была посрамлена, электорат утвердился в единственно правильной и не новой мысли, при которой у советских собственная гордость. Тем более, что ТВ с усердием заевшей пластинки показывают волнения «прогрессивной греческой общественности», не раскрывая секрета, например, размеров пенсий недовольных греков, в разы превышающие скудные украинские.

НЕСОГЛАСНЫЕ, НА ВЫХОД
На площадке возле киевской квартиры подошли две пожилые дамочки. «Мы расскажем вам о Л...», говорят, называя фамилию кандидата в народные депутаты по мажоритарному округу. Новейшая абсурдность, как с ног на голову. Может, стоило вначале чем-нибудь прославиться, в космосе побывать, или, например, приобрести опыт украинского выживания на учительскую, врачебную зарплаты. В ожесточенном Зазеркалье не задумываются о Европе и мире — другом, в котором баллотируются в депутаты люди деятельные, полезные и поэтому хорошо известные обществу, избирателям. Азбука.

Мажоритарщики заключают с избирателями агитационные договоры, где предусматриваются выплаты 50, 100 гривень (6, 12 долл.), а если этот кандидат станет депутатом — премия 200 гривень (15 долл.) Так подкупают избирателей; иногда таких насчитывается до 40 тысяч на округе. В полунищей стране дармовые продовольственные пакеты — с гречкой, сахаром, маслом — с напутствием кандидата в народные депутаты голосовать за него, играют решающую роль. Честное слово, зря оппозиционный нардеп, бывший украинский диссидент Сверстюк, в сердцах обзывает это население «баранами», не чувствуя при этом собственной ответственности. Не за компромиссы с коммунистами, упущенные в 90-х демократические шансы и роковую нелюстрацию. Хотя бы за то, что молчал со всеми, когда Ющенко предавал Майдан, запуская на власть януковичей.

В дома заходят некие персонажи, повадками, точь-в-точь, активистка Шурочка из «Служебного романа», однако, с небезобидными фискальными целями. Якобы, «свериться со списками реестра избирателей» — что запрещено законом, а затем — выясняют «отношение к партии регионов — вообще, и к кандидату, в частности» — вопрос дорогого стоит, т.к. по закону подлежит уголовному преследованию. Фокус фальсификаторов в том, чтобы составить теневой список избирателей нон-грата; и здесь возможны варианты. Например, на участке перепутают имена-отчества несогласных, они не войдут в реестр. Волынка потянется, пока избирателям не надоест. В местные администрации поступил циркуляр со служебным грифом, которым предписывается повсеместно мониторить настроения, выявлять несогласных — неблагонадёжных. В больницах, к примеру, рекомендуется таковых выписывать из палат, чтобы не портили результаты. Не покидает ощущение дежавю.

«УКРАЇНА» ЗА БОРТОМ
Предвыборные особенности запечатлелись в семантике И. Бродского — «в газетах мелькали хари». Кандидата в депутаты Татьяну Ч. до крови избили, когда она пыталась задержать распространителей фальшивых листовок, будто бы от её имени призывавших перечислять деньги на какие-то банковские счета. Её помощника приложили фейсом об капот автомашины. Милиция не обнаружила, не установила преступников... Социологи проводят опросы под заказ, в рейтингах опережают сами заказчики. Всегда — партия регионов с пресловутыми 23-24%, тогда как их реальные рейтинги, минимум, наполовину меньше... Объединённая оппозиция и партия «Удар» провели съезд, на котором договорились в мажоритарных округах оставить по одному оппозиционному кандидату, исключив «слабые звенья». Увы, чуть не перессорились, не сумев согласовать конкретных кандидатов на высадку. За этим бортом осталась «Україна, вперед!» с Королевской... Заседания участковых избирательных комиссий проводят ночью. Не известив оппозиционеров. Не прибыл — значит выбыл... Веб-камеры, установленные на участках, крадут. Но массовые фальсификации — подмена протоколов, бюллетеней, ожидаются после 20-00, с окончанием голосования, т.е. после закрытия участков. Тогда же отключается трансляция веб-камер в статусе он-лайн... Не выдержав давления властей, покинул Украину кандидат от оппозиции А. Корнацкий... В Днепропетровске Янукович с придворной свитой и Пинчуком — владельцем «Интерпайп», перерезали ленточку, открывая одноимённый металлургический комбинат. Было много напитков, бутербродов и казусов. Самый-самый касается «колец времени» — авангардной арки-аллеи из колец большого диаметра, в конце которой — в далёкой перспективе — ярко светит огромный жёлтый шар, призванный изображать то ли солнце, то ли головку сыра. Фишка в том, что к моменту «открытия», комбинат уже работал — месяц, по меньшей мере. Так что «фишка» предвыборная, солнце-сыр светит днём и ночью. Утверждают, в целях безопасности горожан и красоты ради. Город Солнца, утопическая мечта Кампанеллы. Как насмешка... Из округа в Виннице приехал Н. Катеринчук — рассказывает, у тамошних жителей собирают ксерокопии паспортов. Ни милиция, ни прокуратура на его запросы не реагирует... Появляются фальшивые избирательные участки-миражи. Избиратели, не отыскав указанный адрес, возвращаются домой, а в избирательные урны фальсификаторы вбрасывают липовые бюллетени... В школах пишутся ура-сочинения о партии регионов, диктуются мажорные диктанты. Догадайтесь, какие поощряются «пятёрками».

ТАМОЖЕННЫЙ БЛЮЗ
Где-то на середине этого предвыборного пути Янукович поздравил президента РФ В. Путина с 60-летием. «Непоколебимый авторитет дальновидного политика и мудрого руководителя», «Несмотря на объективные трудности и диктуемые временем испытания глобального масштаба, сегодня в отношениях Украины и России доминируют доверие и взаимопонимание» — по-восточному витиеватое украинское послание лишь подливает патоки, выдавая неискренность и несложившиеся отношения полковника с Лубянки и гопника из Енакиево — пусть, «бывших».

«Мы им ничего продавать не будем», — вскричал Азаров — совсем как Воробьянинов у Ильфа и Петрова, узнав о новых российских запретах на ввоз украинских сыра, карамели, мяса и молока. «Мы у них вообще ничего больше не купим», продолжил было в том же духе, получив очередной отказ на предложения понизить газпромовскую цену; впрочем, обещая затем изучить встречное российское предложение о вступлении в Таможенный союз, после чего цена за кубометр газа, уверяет Газпром, снизится до 160 долларов. Притяжение России на выборах этого года в значительной степени нейтрализовано торговыми войнами, как следствием одновременного нежелания украинских правителей (ещё недавно за пару-тройку долларов газовой скидки готовых, казалось, лизнуть полковничий ботинок) неукоснительно выполнять условия «старшего брата» и малороссийскими холопскими рефлексами. С большей вероятностью можно утверждать, что последние одержат верх, и за Таможенным союзом последует вступление в Евразийский союз. Инициированный Российской Православной Церковью референдум по поводу пан-славянского объединения России с Беларусью и Украиной, только начало этой кампании. Евросоюз, где уже обосновались олигархи, и куда зовут миллиардные интересы, останется неприемлемым для Украины — при нынешней идеологии, активно реанимирующей Совдеп, и «помаранчевых» оппозиционных узниках. Вдобавок к этим нестыковкам, без российских партнёрских уступок президентское окружение не сможет рассчитывать на западные бенефиты. Надо учитывать, что неевразийские перспективы, как и победа оппозиции на выборах, не повлекут быстрый, и мирный крах власти Януковича-Азарова. Как этого не хотелось бы. Отставки кабмина, импичмента президенту. Однако, не наказывая режим украинского диктатора санкциями, опасаясь, что тем самым подтолкнёт страну к России, Запад всё дальше отдаляет эту перспективу.

НЕ ТРОНЬТЕ ПУТИНА, ОН МОЙ!
В Донецке пьют водку «Столичная» с ахметовским пивом «Сармат» и болеют за ахметовский «Шахтёр». Также азартно увлекаясь политикой. На улице на украинском ответил на киевский звонок по мобильному. Прохожий, услыхав, обернулся. Нормально. Раньше, бывало, донецкие с ходу лепили «бандеру». Теперь, рассказывают, русскоязычные в славном городе симпатизируют оппозиции, в т.ч. «Свободе», невзирая на «мовные» противоречия. Видно, осточертели им партийно-региональные земляки.

В донецком аэропорту мытарили на контроле, перетряхнули багаж, интересовались мобильниками и ноутбуком, косо поглядывая на бейсболку с флагом. Ну да, весь прошлый вечер на украинских радио, ТВ, муссировали новость о Резолюции Сената США, а к политическим событиям и футболу здесь так же неровно дышат, как, например, к поеданию колбасы или сексу. Нравится? Я кивнул на мою замечательную бейсбол-кепи, признаюсь, купленную на распродаже за полтора доллара; и надо же, такой фуррор. «Американцы агрессивные, назло россиянам устроили войну в Сирии и нападают на Путина», фанатично поблескивая взором, высказался паренёк возле стойки. Разве? Я-то думаю, всё наоборот.

...В самолёте приснился сон. Будто в очереди к стоматологу А. Януковичу выстроились оппозиционные лидеры. Спорят с Кличко, не пускают «ударников» в двери. Но вот это уже не стоматологический кабинет, а космодром, и президентская семья, вместе с Азаровыми — папашей и сыном — в компании с парламентской фракцией партии регионов — Ефремовым и Чечетовым во главе, собирается на Луну. Полёт, наверное, состоялся. Потому что оппозиция праздновала. Победу.