ДВОЙНОЙ РЕБРЕНДИНГ ЛЕГЕНДАРНОГО ИЗДАНИЯ

ДВОЙНОЙ РЕБРЕНДИНГ ЛЕГЕНДАРНОГО ИЗДАНИЯ

1 октября 2012

Газету «Московские новости» в новом формате перестал покупать, потому что дело даже не в том, что изменилась подача материалов. Перестало существовать практически лучшее в России издание.

Формально «Московские новости» на русском языке стали выходить в год Московской олимпиады, то есть, больше тридцати лет назад. До этого еженедельник, освещающий новости недели издавался на английском и некоторых других языках, вплоть до арабского. И являлся сугубо пропагандистским органом печати.

Появление русского издания, сохранившего в своем содержании тогдашние идеологические штампы, все же ближе было к отечественной реальности, поскольку граждане СССР знали, о чем идет в публикациях речь и понимали, о чем журналисты не пишут. Нельзя сказать, что «Московские новости» советских времен были прямолинейно идеализирующими довольно банальную действительность, как другие подобные издания. Да, здесь шли статьи о том, что и как в СССР оказывалось достойным внимания, но без дешевых штампов и демонстративной упертости в том, что у нас все лучше, чем на Западе.

«Звездными часами» для «МН» стали годы, когда редактировал газету Егор Яковлев, сделав ее, наряду с журналом «Огонек» Коротича, газетами «Аргументы и факты» Старкова и «Известиями» Голембиовского, как и «Независимой газетой» Третьякова одной из самых актуальных и читаемых органов независимой прессы.

Именно Егор Яковлев в дни августовского путча 1991 года был одним из инициаторов выпуска «Общей газеты», которая стала откликом на поворотные события истории СССР и России.

Но Яковлева не стало, здание редакции пострадало от пожара в самом центре Москвы, сменилось время и пришли в газету новые люди. Несколько лет «МН» редактировал бывший создатель канала НТВ Евгений Третьяков. При нем стал выходить ежедневный выпуск «Время МН».

По каким-то причинам он прекратил свое существование, будучи на тот момент по-настоящему образцовым изданием по информативности, аналитичности и точности подачи материалов.

Что-то не заладилось и в редакции еженедельника. Часть ее отделилась и стала выпускать ежедневную газету «Время», которую по техническим причинам пришлось переименовать во «Время новостей».

И снова команда Владимира Гуревича осуществляла выпуск качественного продукта на западный манер: минимум идеологии и партийной или иной предвзятости и максимум конкретности и анализа.

В конце 2010 года во «Времени новостей» сообщили, что она не будет больше издаваться, поскольку на ее базе готовится ежедневный выпуск газеты «Московские новости». Если говорить об «МН», то в тот момент она уже растеряла и былое влияние, и прежнюю остроту и злободневность. Очередной ее редактор Виталий Третьяков сделал «МН» изданием скучным, монотонным и невразумительным.

А о популярности «Времени новостей» можно судить хотя бы по тому, что главный редактор ее был приглашен на встречу с руководством страны в ряду нескольких представителей самых популярных в стране изданий. (Любопытно заметить, что и в новом старом бренде «Московские новости» перед мартовскими выборами Президента РФ опубликовали одну из программных статей главного кандидата на этот пост, что также говорит о том, что и в этой реинкарнации команда Владимира Гуревича создала авторитетный контент.)

Выпуск новых «Московских новостей» намечен был на февраль 2011 года, но первый номер вышел месяцем позже, в марте того же года. Его появлению предшествовала креативная рекламная кампания — на баннерах размещены были фотографии известных людей разных времен и популярные цитаты из них. То ли потому, что цитаты из прошлых времен показались кому-то чрезвычайно и даже чересчур злободневными, то ли по какой-либо другой причины, но баннеры со скандалом сняли, что, однако, дало ожиданиям выхода «МН» больший резонанс.

Российские ежедневники теперешние — это, обычно, восьми-шестнадцатистраничные издания, которые соответствуют однажды установленной схеме: политические события, судебная хроника, зарубежные события, жизнь Москвы, новости бизнеса, культура и спорт. В таком порядке традиционно теперь подается информация в них для читателей.

Но в ежедневных «МН» не только придумали ежедневные рубрики и пятничное приложение интересного содержания, но и наполняли их материалами четкими, ясными и лишенными эмоциональной окраски. Читатель, таким образом, прочитав каждый номер «МН» собранную и дельную информацию по самым разным и по — своему актуальным темам.

Летом нынешнего года стало заметно, что редакция «Московских новостей» готовится к новому рывку. Не только из-за сезона отпусков сократился объем издания и менее определенно и строго стал соблюдаться принцип деления издания на рубрики.

Корреспонденты газеты в Парке Горького в Москве стали опрашивать потенциальных читателей, какой они хотели бы видеть теперь газету «Московские новости». На полосу попали интервью только молодых людей, что обозначило новый тренд известного издания. Потом в том же Парке Горького устроили общественный выпуск газеты, предваряя выход первого номера ее в ином, чем прежде качестве.

И вот она вышла — «МН» нового типа. Размер в половину газетного листа, то есть, такой, какой запомнился по еженедельным выпускам газеты и такой, какой популярен для популярных изданий, вроде «Метро» или ряда иных, вроде «Аргументов и времени», «Комсмольской правды», а также и таблоидов специфического содержания.

Перемена оказалась разительной до шока Так, например, в пятницу вышел последний номер газеты в обычном формате с полосными интервью, аналитикой и мнениями читателей и авторов, а через несколько дней, в понедельник, газета стала совсем другой. Меньшей и по объему, мелковатой по тематике и похожей на то, что уже есть, но исполненное чуть лучше, иначе и серьезнее. К определению «ежедневная газета» прибавилось другое, определяющее вектор перемен, в ней состоявшихся — «газета большого города».

В таком качестве «МН» совершенно явно потеряла практически в одночасье все, что нарабатывалось годами и превратилась в хороший продукт, рассчитанный не на своего, а на массового читателя.

Потеряв свое лицо, издание сохранила некий шик — культура работы с текстом и информацией, но содержание ее настолько изменилось, что каждый новый номер ее вызывает все большее разочарование. Хотя с профессиональной точки зрения все в ней совершенно и правильно, все же ребрендинг очередной убил лучшую газету и превратил ее в одну из многих. Возможно, образцовую, но в перечне других, а не единственную.

Понятно, что изменился кардинально и вектор издания, и его адресность. Но вышло так, что для молодежи надо острее и креативнее, для читателя подобных газет — попроще и покороче. Поэтому, «МН» такого образца попала в вакуум, не будучи ни тем, ни другим, став прекрасной ненужностью по сравнению с тем, чем она была совсем недавно.

Можно сколь угодно гадать о причинах описанных перемен, о подоплеке их и подтексте. Но, в принципе, это не имеет уже никакого значения. «Московских новостей», так сильно и ярко заявивших о себе нет. И, скорее всего, больше не появится во всяком случае в ближайшее перспективе. А жаль.

Читать же классно по-журналистски сделанный таблоид под гордым названием серьезного издания не хочется ни при каких обстоятельствах. Так бывает.

Илья АБЕЛЬ