ДЕЛО РУК УТОПАЮЩИХ

ДЕЛО РУК УТОПАЮЩИХ

Призрак бродит по России — призрак «второй волны» кризиса. Ситуация до оскомины напоминает 2008 год. Тогда, когда вокруг все рушилось, Россия казалась «тихой гаванью» и все благодаря заслугам «партии» и правительства…

Действительно, чего россиянам бояться? В бюджет (при ценах на нефть около $100/баррель) худо-бедно вписываемся, правительство готовит меры государственной поддержки (зеркально напоминающие неэффективные меры поддержки монополистов и «системообразующих», что были предложены рынку 4 года назад). По данным проправительственных федеральных СМИ, еще и иностранцы к нам потянулись. Теперь они готовы у нас работать за российские зарплаты. Правда, только на топовых и на среднеруководящих позициях, и только в необиженной «барскими» окладами Москве. Но лиха беда начало. Запад нам поможет!

Тем временем в прессе и на ТВ активно муссируется тема кризиса, в России растут цены, падает платежеспособный спрос, увеличивается количество безработных, а рубль ослабевает.

Хотелось бы надеяться на лучшее, но, лучше готовиться к худшему. Например, стоит ожидать, что эффект от правительственных мер поддержки, которые и в прошлый раз вызвали много нареканий, на этот раз будет много ниже. Долларовых миллиардеров в России, возможно, прибавится, но произойдет это, как и в 1999 году, за счет «прокручивания» государственной «материальной помощи». Большинству россиян, как обычно, предложат спасаться самим.

Ситуация отягощается падением доверия общественности к тем, кто ею «рулит». Исполнительная и законодательная власть в стране, по сути, «общество с неограниченной безответственностью». Попробовали бы вы на работе в частном бизнесе обещать и не выполнять на протяжении месяцев и даже лет — вас бы быстренько выперли «с волчьим билетом». Нашим же «ниндзя-черепашкам» и «огневушкам-поскакушкам» все ничего. Российский истэблишмент верит — народ употребит ту «жвачку», которую ему дадут. Это его корова, и он ее будет доить!

Так, новый российский премьер и экс-президент вскоре после вступления в должность признал, что конек, на котором он въехал в свое президентство — борьба с коррупцией — мягко говоря, не удался. Его фраза «С самого начала было понятно, что такая работа не делается за несколько лет» намекала на то, что переизбирать наших борцов с коррупцией лучше почаще либо пожизненно. Если говорить о других «коньках» правящего дуумвирата — «Достойном жилье жителям России», здравоохранении, нанотехнологиях, модернизации и инновациях, то о них вспоминать в приличном обществе теперь вообще моветон.

Кроме того, экономическая политика текущей российской власти лукава и неоднозначна. С одной стороны, рост социальных расходов в условиях экономической стагнации выглядит, как благородная попытка помочь выживанию социально незащищенных слоев населения. С другой, растущий дефицит Пенсионного фонда вскоре потребует новой непопулярной «реформы», а необоснованный рост тарифов и цен «естественных монополий» говорит о том, кто в стране реальный хозяин. Таким образом, государство, одной рукой давая что-то народу, другой еще больше отбирает.

Одной из подготовительных мер государства к «худшему» можно считать вступление в силу закона «О банкротстве физических лиц». Согласно статистике, около 60% россиян с учетом членов их семей имеют непогашенные кредиты. Очевидно, что с дальнейшим сокращением реальных доходов или, упаси господь, потерей работы, обслуживать их станет сложно, если не невозможно. Поэтому государство озаботилось тем, чтобы гражданин, долг которого составляет более 50 тыс. рублей при просрочке погашения более полугода мог быть объявлен банкротом. Предполагается, что суд может дать отсрочку оплаты сроком до 5 лет. Между тем в Высшем арбитражном суде (ВАС) считают, что кредиторы пойдут на возбуждение процедуры банкротства, только если увидят в этом смысл, тогда как есть должники, у которых много долгов, а денег нет даже на оплату процедуры банкротства.

Как считают в ФНС, новый закон грозит долговой ямой около 200 000 (!) наших соотечественников. В Минэкономразвития и ВАС придерживаются цифры на порядок меньше. Но поскольку налоговая служба оперирует реальными цифрами, а не лукавой макроэкономической цифирью, приходится верить ей. Обслуживание даже 20 000 новых банкротов потребует привлечения минимум 500 новых судей, мягко говоря, не являющихся низкооплачиваемым персоналом. Судебной власти хлопот прибавится. Где деньги, Зин? Взять из дырявого как «тришкин кафтан» бюджета или должников из квартир выселять?

Поэтому, если вы не чиновник и не имеете отношения к финансовому сектору, монополиям и «системообразующим» предприятиям, не занимайте, не давайте взаймы и спасайтесь как можете. Кто-то вкладывает в жилье, бытовую технику и электронику. Кто-то запасает крупы, муку, сахар и экономит на еде. Наиболее политически активные выходят на «Болотную».

Но это, как было раньше модно говорить, «контрпродуктивно». Во-первых, загонят туда, куда Макар телят не гонял. Во-вторых, за клевету «под статью» можно будет угодить. Недавно единоросс Павел Крашенинников представил на рассмотрение нижней палаты Госдумы законопроект, возвращающий в УК статью о клевете. По мнению представителя партии власти, отмена данной статьи привела к тому, что «некоторые граждане практически безнаказанно обвиняют людей в самых страшных грехах, называя их бандитами, террористами и коррупционерами». Мы с вами знаем этих «граждан» и этих «людей», но новая статья, предусматривающая наказание от штрафа и принудительных работ до лишения свободы сроком до 5 лет (!), призвана охладить самих горячих и неравнодушных. Сначала получающие зарубежные гранты и занимающиеся политической деятельностью некоммерческие организации подвели под статус «иностранных агентов». Теперь хотят подвести под статью о клевете выступление на митинге или во время массовой акции. «Мы не Франция какая, чтоб порядки нарушать!». Здесь вам не тут!

Возвращаясь к теме «спасения утопающих», вспомним, как в конце 2011 года президент Дмитрий Медведев отказал в российском гражданстве косовским сербам, «так как это противоречит российскому законодательству». Спасаться от геноцида местных албанцев им предложили с помощью российского продовольствия и предметов первой необходимости. Примерно с тем же результатом в конце 1990-х лидер Югославии обращался с просьбой о присоединении страны к союзу России и Белоруссии. Где теперь та Югославия и тот Слободан Милошевич? Поэтому, кто может, спасайте сами себя!

Дмитрий КАРАСЁВ