ЖАРКОЕ ЛЕТО ПРЕМЬЕРА

ЖАРКОЕ ЛЕТО ПРЕМЬЕРА

Биньямин Нетаниягу оказался на этой неделе в ситуации, похожей на ту, в которой был Ариэль Шарон в 2005 году в преддверии одностороннего "размежевания".

Те события привели к выходу Шарона и части депутатов от "Ликуда" из партии, с последующим образованием "Кадимы". Правда, несмотря на всю сложность положения, раскол "Ликуду" в этом случае не грозит. В отличие от Шарона, Нетаниягу удалось заручиться поддержкой большинства членов коалиции и собственной партии при голосовании по проекту так называемого "закона о легитимации", о сути которого речь пойдет ниже.

Голосование по двум схожим проектам, призванным "узаконить" подлежащие сносу, согласно решению БАГАЦа, дома в районе Гиват а-ульпана, в поселении Бейт-Эль, состоялось 6 июня. Законопроекты были представлены депутатами Звулуном Орлевом и Яаковом Кацем. Вначале ситуация для Нетаниягу выглядела весьма угрожающе: к 27 твердым сторонникам законопроекта из числа правых грозили присоединиться еще 36 членов коалиции, в том числе депутаты и министры от "Ликуда". Среди них выделялись Гидон Саар, Моше Яалон, Сильван Шалом, Исраэль Кац, Лимор Ливнат, Йоси Пелед и Юлий Эдельштейн. Видя, что дело принимает нешуточный оборот, Нетаниягу созвал соратников по партии на закрытое заседание, где к потенциальным бунтовщикам был применен мощнейший прессинг, включавший не только объяснения, почему не стоит голосовать за законопроект, но и угрозы увольнения с должностей министров и замминистров. Среди прочего премьер разъяснил участникам, что принятие закона, разрешающего строительство на частной арабской земле, может довести Израиль до международного суда в Гааге, что в свою очередь будет иметь очень тяжелые последствия для поселенческого движения в Иудее и Самарии. Доводы и угрозы премьера оказались убедительными, и большинство ликудников изменило свою позицию по этому вопросу.

Разочарованные в своих надеждах правые депутаты и поселенцы обвинили парламентариев от "Ликуда" в двойной игре. По утверждениям поселенцев, для виду изначально выступая за принятие закона, депутаты хотели показать себя "настоящими правыми" и тем самым заручиться поддержкой сторонников Моше Фейглина на будущих внутрипартийных выборах, но стоило премьеру надавить, и от их "принципиальности" не осталось и следа.

В итоге среди занимающих должности ликудников на позициях поддержки "закона о легитимации" остался лишь председатель коалиции Зеэв Элькин. В окружении Нетаниягу прозвучало предложение снять Элькина с этого поста, если он в итоге проголосует "по-своему". В свою очередь председатель коалиции сообщил, что сам подавать в отставку в любом случае не собирается.

Параллельно с нейтрализацией членов коалиции Нетаниягу настоятельно продвигал свой план решения проблемы: с разрешения юридического советника правительства, дома в Гиват а-ульпана должны быть в буквальном смысле спилены, перенесены на территорию военной базы в Бейт-Эле и выстроены там заново. Кроме того, Нетаниягу собирается инициировать строительство 300 новых домов в Бейт-Эле. Гражданское строительство на территории, конфискованной для оборонных нужд, носит проблематичный характер с точки зрения международного права, но, как изначально заявил юридический советник Иегуда Вайнштейн, эта задача все же решаема. В денежном выражении строительная дислокация домов будет стоить не менее 14 миллионов шекелей.

Сторонники принятия закона с нетерпением ожидали прояснения позиции Авигдора Либермана и его партии. Их надежды, на то, что Либерман выступит против главы правительства и увлечет к такому же решению колеблющихся, не оправдались. Глава МИДа поддержал премьера, еще до голосования заявив, что НДИ концентрируется не на поисках кризисов, а на поисках их решений. Практически до самой процедуры голосования министры Даниэль Гершкович от "Еврейского дома" и Юлий Эдельштейн от "Ликуда" обещали поддержать законопроект, несмотря на угрозу увольнения. В итоге и они, и изначально придерживавшиеся такой же позиции заместители министров покинули зал заседаний во время голосования. Премьер одержал убедительную победу со счетом 69:22. Зеэв Элькин свое обещание проголосовать за "закон о легитимации" сдержал, и теперь остается ждать, лишится ли он поста председателя парламентской коалиции.

После того как политические преграды для дислокации домов были преодолены, перед Нетаниягу осталась задача осуществления решения БАГАЦа на практике. Последняя дата ее исполнения — 1 июля.

В чем же заключался "закон о легитимации", вызвавший такое политическое напряжение и противостояние? Его авторы предлагали узаконить дома, построенные на частной арабской земле, в тех случаях, когда ее хозяева не заявляли о своих правах в течение последних 4 лет. Если же хозяева обращались в суд, "не уложившись в срок", им полагается денежная компенсация, а дома поселенцев остаются на месте.

Принятие такого закона в обход решения БАГАЦа означало бы фактическое лишение палестинцев Иудеи и Самарии возможности получить защиту в судебном порядке. Именно этот момент крайне проблематичен с точки зрения международных законов, так как права населения, находящегося под военным контролем другой стороны, должны быть защищены юридически. Нарушения международного права в данном аспекте могут серьезно повредить имиджу Израиля и привести к разного рода санкциям против него.

И наконец, кроме юридического аспекта ситуации, главе правительства важно было продемонстрировать, что именно он, а не немногочисленные поселенцы и поддерживающие их депутаты, управляет государством.

Возвращаясь к тем ликудникам, кто выступал за законопроект: двое его ярых сторонников министры Исраэль Кац и Сильван Шалом во время голосования были за границей, избавив себя от обвинений в беспринципности или опасности оказаться изгнанными из правительства.

Подводя итог, можно сказать, что премьер показал себя сильным лидером и завоевал немало очков даже у тех, кого не отнесешь к его сторонникам. Вопреки расхожему утверждению, что в минимально сложных ситуациях он легко поддается давлению, премьер проявил достойную лидера твердость. Более того, лидерские качества, проявленные им при разрешении данной проблемы, заслужили и высокой оценки в Вашингтоне. Надо особо учитывать, что вопрос, подобный эвакуации Гиват а-ульпана, очень болезнен для любого премьера, особенно для нынешнего лидера "Ликуда". Однако, выбрав между "плохим" и "худшим", Нетаниягу смог с заслуживающей уважения твердостью реализовать свое решение. В отличие от закрепленного за ним имиджа, в панику впадать премьер не стал. Его поведение явилось тревожным сигналом для противников премьера из правого лагеря, которые убедились, что Нетаниягу опирается на прочную коалицию, способную принимать неизбежные болезненные решения.

Необходимо заметить, что поселенцы сдаваться не намерены и процесс эвакуации жильцов из обреченных на перенос домов может оказаться очень трудным. Еще 4 июня 50 поселенцев, включая известного раввина Яакова Магена, объявили голодовку протеста, а 5 июня в Бейт а-ульпана были выгружены десятки автомобильных покрышек, которые протестующие намерены жечь во время будущего противостояния силам безопасности. В этот же день состоялось шествие-демонстрация из Бейт-Эля в Иерусалим.

Помня, какими столкновениями в свое время сопровождалась эвакуация поселенческого форпоста Амона, и то, что нерешенной до сих пор остается проблема форпоста Мигрон, можно смело утверждать, что Биньямина Нетаниягу ожидает жаркое лето.

Эфраим ГАНОР, "Новости недели" — "Континент"