УКРАДЕННАЯ ВЕСНА

УКРАДЕННАЯ ВЕСНА

Результаты первого тура президентских выборов в Египте стали неожиданностью как для местного населения, так и для международного сообщества. Тем не менее по-настоящему сенсационными их все же не назовешь. Прошли они, по нынешним египетским меркам, относительно спокойно и без по-настоящему серьезных нарушений. В прошлом номере "НН" я подробно рассказывал о том, что предвыборные социологические опросы в Египте по ряду причин не отражают истинную популярность кандидатов. В итоге это ярко подтвердилось на практике. Правда, верными оказались многочисленные прогнозы насчет того что первые два места, дающие "путевки в финал", получат представители светского и исламистского лагерей, а не, скажем, два исламиста.

Итак, первое место с показателем в 24,7% голосов (примерно 5 млн. 765 тыс. бюллетеней) получил представитель движения "Братья-мусульмане" и являющейся его частью Партии свободы и справедливости д-р Мохаммед Мурси. Вторым стал независимый кандидат, последний премьер при режиме Мубарака, отставной генерал Ахмед Шафик — 23,6%. Далее голоса распределились следующим образом: насерист, представитель левых Хамдин Сабахи получил 20,7%, бывший член "Братьев-мусульман" исламист-фаворит Абд аль-Мунаим Абу аль-Футух — 17,4%, бывший глава МИДа и председатель ЛАГа Амр Муса — всего 11,1%. Таким образом, два записных фаворита гонки в итоге замкнули пятерку лидеров. Остальные 8 кандидатов, не имея значимого политического потенциала, получили мизерное количество голосов и потому интереса не представляют. Третье место, занятое Сабахи, а главное, количество набранных им голосов, стали, пожалуй, не меньшей неожиданностью, чем выход во второй круг Мурси и Шафика. Завершая разговор о статистических показателях, следует заметить, что явка была невысокой - в выборах участвовало примерно 46% обладателей права голоса.

Второй круг выборов начнется уже 3 июня, когда проголосовать смогут египтяне, проживающие за границей (в том числе и в Израиле), а внутри страны голосование состоится 16-17 июня. Результаты официально должны быть объявлены 21 июня.

Более драматическую ситуацию нельзя было и представить. В борьбе за президентский пост сойдутся наиболее ассоциирующийся со старым режимом кандидат (по сравнению с Амром Мусой), и "наименее умеренный" исламист (по сравнению с аль-Футухом). В связи с этим еще до выборов есть все основания ожидать разного рода эксцессов. Еще больших эксцессов следует ожидать в случае чьей-либо победы, особенно Шафика. Его многочисленные противники уже пообещали, что мириться с подобным возможным исходом они не намерены. Первый эксцесс произошел 28 мая, сразу после оглашения официальных результатов выборов, когда демонстранты попытались поджечь предвыборный штаб Ахмеда Шафика, правда, безуспешно. Сторонники последнего разделились во мнениях, на чьей совести лежит данная попытка: одни обвиняли "Братьев-мусульман", а другие — насеристов.

Наиболее тяжкий груз на политической биографии Ахмеда Шафика — самый последний, очень короткий ее отрезок продолжительностью 30 дней. Именно столько он был премьером при уже агонизировавшем режиме Мубарака. До того нынешний кандидат хоть и являлся членом кабинета, но занимал неприметный и, в общем-то, "невинный" пост министра гражданской авиации. До 1996 года он служил в армии и в последней должности командовал египетскими ВВС. В свое время командующим ВВС был и Хусни Мубарак, который не только покровительствовал Шафику, но и был его другом. Об отношении Шафика к произошедшей в Египте смене режима можно судить по одному из него телевизионных интервью, где у кандидата в президенты видимо непроизвольно вырвалось буквально следующее: "К сожалению, революция победила". Можно не сомневаться, что эти слова не добавят ему симпатий даже среди тех, кто является противником исламистов.

Что же ждет нас в преддверии второго круга? Уже сейчас очевидно, что "Братья-мусульмане" попытаются создать как можно более широкий фронт поддержки собственного кандидата для победы над ненавистным оппонентом. И, надо сказать, задача перед ними стоит непростая. Если поддержка мелких исламистских партий и салафитов, им обеспечена, то говорить об аль-Футухе на момент выхода этого номера "НН" в печать пока рано. Всего несколько месяцев назад движение изгнало его из своих рядов за самовольное выдвижение на президентский пост. Еще в конце минувшей недели Мохаммед Мурси созвал на совещание представителей различных партий для создания широкой коалиции "во имя спасения революции". Однако Абу аль-Футух, пользующийся широкой популярностью как у исламистов, так и у некоторой части светского населения страны, отказался направить туда своих посланников. Одной из главных приманок для создания коалиции должна стать позиция кандидата в вице-президенты, которую "Братья-мусульмане" скорее всего предложат кому-то из популярных политиков, не состоящих в движении. Собственно, Мурси уже предлагал ее Хамдину Сабахи, занявшему третье место, но тот отказался.

Согласно широко распространенному мнению, второе место в первом туре выборов 71-летний Ахмед Шафик обеспечил себе во многом благодаря голосам христиан-коптов, как огня боящимся прихода к власти исламиста. Копты, составляющие примерно 10% от населения страны, останутся значимой электоральной силой и во втором круге выборов, особенно при условии их более высокой избирательной активности, чем в среднем среди мусульманских граждан. Именно к ним, а также к тем, чьей поддержкой он пытается заручиться, и обратился Мохаммед Мурси во время своего выступления 29 мая. В своей речи он назвал христиан равноправными с мусульманами гражданами страны. Отличительной особенностью его выступления стала демонстрация прагматизма и умеренности, призванная успокоить не только христиан, но и секулярных египтян. "Если меня изберут, египетские женщины будут вольны одеваться, как им угодно", — сказал Мурси, подразумевая, что традиционная "мусульманская форма одежды" навязываться не будет. Его целью, добавил он, является построение "современного демократического государства, в котором соблюдаются законность и гражданские свободы, в том числе право на ненасильственные демонстрации". Чтобы заручиться максимальной поддержкой, кандидат "Братьев-мусульман" пообещал, что если станет президентом, то создаст правительственную коалицию на самой широкой основе. Он специально подчеркнул, что будущий глава кабинета министров совсем не обязательно будет членом Партии свободы и справедливости. Кроме этого, на первые места в своей шкале приоритетов исламистский кандидат поставил установление стабильности в стране, ее экономическое развитие и личную безопасность граждан. В отношении Израиля Мурси придерживается нынешней, "относительно умеренной" и весьма туманной линии своего движения, согласно которой международные договоры вроде как должны соблюдаться. С другой стороны, он заявлял, что некоторые пункты соглашений с еврейским государством должны быть пересмотрены. Представители "Братьев-мусульман" также выражали идею проведения всенародного референдума в отношении кемп-дэвидских соглашений.

Что сможет противопоставить исламистам и их союзникам Ахмед Шафик, кстати говоря, не так давно заявивший, что готов даже нанести визит в Израиль, покажут ближайшие недели. Пока же очень многие представители секулярной части общества, являвшиеся главной движущей силой революции, оказались перед крайне непростой дилеммой: голосовать за кандидата, символизирующего старый режим, или же поддержать представителя "Братьев-мусульман", что тоже совсем не соответствует их убеждениям, особенно в свете того что исламисты уже полностью контролируют парламент. Не зря выражение "У нас украли революцию", получило в последние дни у каирской молодежи самое широкое распространение.

Среди важнейших событий ближайших дней в египетской общественной жизни — вердикт суда по делу Хусни Мубарака, ожидающийся в субботу. В относительно отдаленной перспективе, вплоть до второго круга выборов, это борьба вокруг создания новой конституции страны, призванной, кроме всего прочего, определить полномочия президента. Борьба, в которой далеко не последнюю роль играет пока еще правящий в стране Высший военный совет.

Давид ШАРП, "Новости недели" — "Континент"