ЕГО НАЗЫВАЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ИСКУССТВА БЕЛЬКАНТО В РОССИИ

ЕГО НАЗЫВАЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ИСКУССТВА БЕЛЬКАНТО В РОССИИ

К 140-летию со дня рождения Леонида Собинова

«Блажен, кому судьба вложила
В уста высокий песен дар,
Кому она сердца людей
Волшебной силой покорила…»
Д.В.Веневитинов

В истории музыкальной культуры Леонид Витальевич Собинов останется одним из выдающихся лирических теноров мира. Его творческая карьера продолжалась тридцать пять лет и оказалась триумфальной. Выдающийся мастер вокального искусства покорил не только многочисленную армию слушателей, но и профессионалов. На какой бы сцене ни выступал артист он неизменно вызывал бурную эмоциональную реакцию слушателей, их восторг. В те далёкие времена, когда почти ежедневно звучали классические оперы в музыкальных радиопрограммах, я не только слушал, но с удовольствием воспроизводил наиболее понравившиеся мне арии в исполнении замечательных певцов, в числе которых был и Собинов, голосом которого я был очарован. Особенное, незабываемое впечатление производила на меня в его исполнении ария Ленского.

Леонид Собинов родился 7 июня 1872 года в Ярославле. Его отец, Виталий Васильевич Собинов, был служащим у родственника, богатого купца-мукомола Полетаева. В 1868 году он женился на его дочери Екатерине Федоровне Чистовой. В доме поддерживался традиционный быт мещан: размеренность в распорядке дня, подчинение отцовской власти, соблюдение религиозных праздников… Уровень материального достатка обеспечивал безбедное существование семьи. Родители по разным причинам отстранились от воспитания пятерых детей. Отсутствие опеки позволяло им проводить много времени на природе: купаться, кататься на лодках, совершать пешие прогулки по живописным местам Ярославля. Тесное соприкосновение с природой способствовало раскрытию уже существовавшего у Леонида тонкого, душевного чувства прекрасного. А предоставленная свобода способствовала развитию самостоятельного мышления. К тому же у него рано сформировалось чувство протеста по отношению к проявлениям зла и насилия, так часто имеющим место в окружающем мире. Будучи гимназистом, Леонид не испытывал трудностей в учёбе и числился одним из самых успевающих учеников. Легко справляясь с любыми заданиями, он с удовольствием помогал отстающим. Но помимо учёбы его увлекали чтение книг, коньки и плавание. К тому же он был шаловлив. Однако больше всего на свете мальчик любил петь. Эта любовь проявилась у него задолго до поступления в гимназию.

Стоит ли сомневаться в том, что певческий талант у него был врождённым? Ведь в семье хорошо пели дедушка и отец, который, как оказалось, прилично играл на гитаре и учил этому своих сыновей. Пела неплохо и мать, обладавшая не сильным, но приятным голосом. В её репертуаре были городские романсы и народные песни. Маленький Леня с восторгом слушал её пение. Голос матери нежный и чистый завораживал ребёнка. Эмоции настолько одолевали его, что ему хотелось плакать и смеяться. Эти детские впечатления вошли в его плоть и кровь. Они не оставляли его никогда.. Учась в гимназии, он с двумя своими товарищами по классу организовали «Хоровое общество». Втроём, музыкально одарённые дети, распевали песни. Особенное удовольствие от этого они испытывали в летнее время на природе, сполна отдавая дань вокальному искусству. Леонид пел также в гимназическом хоре. Уже в эту пору не только родители, но и многие из его окружения обращали внимание на высокий дискант Собинова. Но когда в 17-летнем возрасте дискант юноши перешёл в звонкий тенор, у него открылись новые возможности. И вскоре удивительный голос юноши зазвучал в благотворительном гимназическом концерте, данном в пользу нуждающихся учащихся. Это было первое публичное выступление и первый заслуженный успех будущего прославленного артиста. Но в этот период Собинову в голову не приходило выбрать себе в качестве профессии вокальное искусство. Напротив, движимый чувствами справедливости и сострадания, он хотел стать адвокатом, поскольку в этой ипостаси у него была бы возможность оказывать помощь людям.

В 1890 году, после окончания гимназии с серебряной медалью, он поступил на юридический факультет Московского университета. Учился он как всегда прекрасно. После окончания Вуза и получения им диплома 1-й степени его зачислили в Московское юнкерское пехотное училище. Через год, завершив учёбу, он был уволен в запас в чине подпоручика. Лишь после этого Собинов начал свою юридическую карьеру в качестве помощника присяжного поверенного, а затем стал помощником известного адвоката Ф.П.Плевако, осуществляя в судах гражданские дела. Адвокатская работа приносила ему моральное удовлетворение Но пробыл он юристом недолго. Для того чтобы понять почему это произошло и каково оказалось будущее перспективного защитника человеческих судеб, необходимо возвратиться к годам учёбы Леонида в университете. Сразу же после поступления в ВУЗ он стал активным участником студенческого хора и вскоре завоевал симпатии молодёжи. С каждым днём у него усиливалось желание петь. Но юноша не был удовлетворён тем, что его голос не был слышен в ансамбле. Не пел он соло и участвуя в хоре украинской труппы во главе с Заньковецкой. Эта перспектива возникла лишь тогда, когда Собинов поступил в Московское филармоническое училище.

На пробу его пригласил директор этого учебного заведения П.А. Шостаковский, осведомлённый ранее о необыкновенных вокальных способностях юноши. Разумеется экзамен Леонид сдал. Успехи, достигнутые им за короткий период обучения у известного педагога Додонова, оказались настолько впечатляющими, что его перевели сразу на третий курс, а это свидетельствовало о признании высокой одарённости юноши. Наряду с учёбой в университете, ему удавалось регулярно посещать занятия в филармоническом училище. В свободное время студент двух учебных заведений часто посещал спектакли драматических театров и оперы, впитывая как губка мастерство корифеев сцены. Являясь одним из членов «захарьевского» кружка, Собинов участвовал в концертах, доставляя истинное наслаждение слушателям. Его талант не остался не замеченным. Вскоре Собинова увидели в составе итальянской оперной труппы, гастролировавшей в Москве. Правда, ему доверяли маленькие партии. Тем не менее, он был услышан, на его голосовые возможности обратили внимание профессионалы. Вскоре Шостаковский предложил ему роль Арлекина в опере Леонкавалло «Паяцы». Исполнение арии произвело такое огромное впечатление на слушателей, что Собинову пришлось повторить её трижды. Участие же в благотворительных концертах только прибавляло ему известности.

В должности адвоката он чувствовал себя весьма комфортно. Ведь адвокатская деятельность соответствовала его кредо — оказывать помощь нуждающимся. С другой стороны его одолевало желание петь. Перед ним возникла необходимость окончательного выбора профессии. Надо заметить однако, что принятие им решения произошло не без влияния извне. Ещё в период ученичества директор гимназии советовал ему не зарывать голосовой талант. Оставаться на сцене, например, настоятельно рекомендовали Собинову Ф.Н.Плевако, М.Н.Нежданова. Он выбрал артистическую карьеру. И как показало время, его выбор оказался верным.

Продолжая заниматься в училище, Леонид приобретал неоценимый опыт в исполнительском искусстве, выступая в Клубе любителей музыки, созданным Корзиным. Популярность концертов «Корзинского кружка» была настолько велика, что их вскоре перенесли на сцены Славянского базара, офицерского собрания в Кремле и зала Благородного собрания. Репертуар Собинова постоянно пополнялся и привлекал всё большее внимание любителей музыки. По отзывам современников, он был непревзойдённым исполнителем романса М.И.Глинки "Финский залив". Высокую оценку получило исполнение им романсов Рахманинова, особенно в тех случаях, когда выступления сопровождались аккомпанементом автора. С момента ученичества и в течение всей дальнейшей творческой карьеры Леонид Собинов предъявлял самые жёсткие требования к предстоящим выступлениям. Они долго и тщательно готовились. Им проверялись доходчивость каждой музыкальной фразы, выразительность, трактовка. Бывало, что на подготовку произведения уходили недели и даже месяцы кропотливой работы. Отмечают также, что он был вдохновенным импровизатором. Отличительной чертой характера Собинова являлась перманентная неудовлетворённость своим исполнительским искусством. Поэтому он так много внимания уделял совершенствованию его на протяжении всего периода творческой жизни. Продолжив с этой целью образование у талантливого профессора А.А. Сантагано-Горчаковой, Собинов быстро добился отличных результатов. Уровень мастерства певца настолько вырос, что его выступление на выпускном экзаменационном спектакле учеников Филармонического училища получило самую высокую оценку. Исполнителем заинтересовался дирижёр Большого театра И.К.Альтани. Именно он предложил показать Собинова на сцене Большого театра. Явившись на пробу в первый раз, Собинов не вышел на сцену из-за волнения и робости. Во второй раз, после того как он благополучно прошёл пробу, ему предложили партию Синодала в опере А.Г.Рубинштейна «Демон».

После более чем успешного выступления в опере, получившего лестные отзывы, ему предложили поступить в труппу Большого театра. С ним заключили контракт 1 сентября 1897 года. Это момент определил начало блистательной артистической карьеры выдающегося тенора современности. Его оперный репертуар на протяжении длительной и успешной творческой карьеры насчитывал более 30 теноровых партий. Каждая из них значима по своему. Однако наиболее выдающимися из них в его исполнении принято считать роли Ленского («Евгений Онегин», Чайковского), Герцога («Риголетто», Верди), Альфреда («Травиата», Верди)), Надира («Искатели жемчуга», Бизе), Лоэнгрина («Лоэнгрин», Вагнера), Орфея («Орфей и Эвридика», Глюка), Ромео («Ромео и Джульетта», Гуно)… При этом он прекрасно пел на итальянском, испанском, французском, украинском языках, намного реже — на немецком. Ещё более богатым оказался его концертный репертуар, включавший в себя произведения Глинки, Даргомыжского, композиторов-представителей «могучей кучки», Аренского, А.Рубинштейна, Направника, Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Венявского, Глюка, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шуберта и др., а также народные песни. В его копилке насчитывается более 250 романсов.

Голос Собинова отличался красотой, гибкостью, лёгкостью, чистотой фразировки, серебристым редчайшим тембром. Он излучал такую теплоту, нежность и выразительность, чувственность, которые могли исходить лишь от высокой души человека. Его голос был сродни «звучащему огненному алмазу».

В.И.Качалов в письме к своему другу писал: «Спасибо тебе за твой чистый, душевный звук — лёгкий и светлый, за твоё бельканто…». Именно искренность чувств отличало собиновское bel canto от чисто итальянского.

Леонид Витальевич Собинов был разносторонним человеком. Помимо художественного артистического творчества он активно занимался общественной деятельностью (благотворительностью), административной деятельностью (в качестве директора Музыкального филармонического общества и Русского музыкального общества, директора Большого театра, зам. директора по художественной части оперного театра им. К.С.Станиславского…), пробовал себя в ипостаси режиссёра. В. Богданов-Березовский писал: «Собинов обладал тонким литературным вкусом, незаурядным поэтическим и писательским талантом…, даром критического анализа и обобщения…».

Выдающийся артист умер от сердечного приступа 14 октября 1934 года в Риге. Тысячи поклонников его таланта приходили проститься с ним. после того как его тело перевезли в Москву, а в день похорон пришли проводить гроб с любимым артистом до Новодевичьего кладбища, где он нашёл последнее пристанище.

На траурном собрании в Большом театре В.И.Качалов произнёс речь, в которой были такие слова: «…Твоя жизнь была поистине песнью, песнью торжествующей любви…». В своих воспоминаниях И.Г. Биндлер, характеризуя выступление Качалова в целом, подчёркивал: «Лучше этого не скажешь о человеке, который всегда с нами, память о котором вечно живёт в наших благодарных сердцах. Забыть его невозможно». Он был третьим, получившим звание народного артиста Республики (первым был Ф.И Шаляпин, второй — М.Н.Ермолова). Но не звание, а искреннее признание его таланта многочисленными представителями разных слоёв населения России и Европы снискало ему славу и широкую известность.

О.Н.Андровская писала: «…мне всегда хочется сравнить его с ярким, горячим и живительным лучом солнца. Как луч солнца зажигает яркими красками всё, что попадается на его пути, согревает и вливает жизнь и радость во всё живущее на земле, так и он, этот чудесный человек и певец, согревал, радовал, зажигал, заставлял трепетать лучшие струны человеческой души».

Виталий РОНИН