ЕС В СТРАНЕ ЧУДЕС

ЕС В СТРАНЕ ЧУДЕС

Такое поведение лишь еще больше ослабляет и без того хрупкую европейскую солидарность

Видимо, Жозе Мануэл Баррозу, подобно Алисе в Стране чудес, решил, что «в последнее время случилось столько удивительных происшествий, что... мало что было действительно невозможным». Призыв Европейской комиссии к увеличению собственного бюджета на 2013 год на целых 6,8 процентов был встречен государствами-членами с понятным скептицизмом.

Призывая ко все новым мерам экономии, чреватым большими социальными и политическими издержками, взамен Брюссель идет лишь на символические сокращения расходов. Требование об увеличении бюджета свидетельствует об отсутствии политического слуха и играет на руку критикам Европы.

Будем справедливы в отношении комиссии: ее пространство для маневра ограниченно. Значительная часть запрошенного увеличения бюджета предназначена на покрытие расходов, согласованных государствами-членами в предыдущие годы. После сокращений бюджета, затребованных ими в 2010 и 2011 годах, осталась гора неоплаченных счетов. Их необходимо оплатить.

Но комиссия действует слишком грубо. Она не сумела предварить свое требование адекватным выражением потребностей. И не осознала, что какими бы легитимными ни были ее требования, необходим более высокий уровень солидарности между институтами и государствами-членами Европейского Союза. Даже резкие сокращения административных издержек мало повлияют на общее состояние бюджета. Недостаточно сокращения административного персонала ЕС на 1 процент, которое предстоит в следующем году и означает в реальности ликвидацию шести рабочих мест из 41 000. Наконец, комиссия искусственно завысила свои требования, справедливо полагая, что суммы будут урезаны. Однако в нынешней атмосфере всеобщих жертв такая тактика кажется неуместной. Необходим более реалистический подход, тем более, что в бюджете ЕС с 2010 года отмечается профицит.

Однако главный источник неприятностей — не комиссия. В конце концов, даже при увеличении бюджета до требуемого уровня расходы все равно будут на 66 млрд. евро ниже потолка, установленного государствами-членами в семилетнем плане до 2013 года.

Единственный способ существенного сокращения общего бюджета — снижение расходов на сельское хозяйство и структурные фонды. На них приходится почти 80 процентов бюджета, и значительная часть этих средств расходуется в тех странах, которые испытывают в них наименьшую потребность. Так, треть структурных фондов направляется государствам-членам, ВВП которых выше среднего по ЕС. Среди крупнейших получателей сельскохозяйственной помощи — крупные французские и немецкие корпорации. Попытки сократить эти субсидии встречают яростное сопротивление со стороны тех самых государств, которые первыми протестуют, когда подают счет. Такое поведение лишь необоснованно раздувает бюджет. И еще больше ослабляет и без того хрупкую европейскую солидарность.

THE FINANCIAL TIMES
rus.ruvr.ru