ЕСТЬ ЛИ В ЕГИПТЕ АЛЬТЕРНАТИВА ИСЛАМИЗМУ?

ЕСТЬ ЛИ В ЕГИПТЕ АЛЬТЕРНАТИВА ИСЛАМИЗМУ?

Похоже, что всего шесть месяцев спустя после победы исламистов в парламенте, египтянам уже поднадоели гимны шариату, демонстрации бородатых людей на площади Тахрир (и вообще, любые демонстрации на площади Тахрир) и разборки между салафитами и братьями-мусульманами в парламенте. Люди все чаще пишут в социальных сетях Фейсбук и Твиттер о том, что жалеют, что проголосовали за одну из этих партий на парламентских выборах, и теперь надеются на то, что исламистский кандидат не одержит победу на президентских.

Разумеется, никаких точных данных о том, что именно думает египетская улица в преддверии очередного исторического голосования нет, однако по мере того, как проходит время, салафитам и братьям уже не удается собирать на свои массовки ни сотни, ни даже десятки тысяч египтян. Возможно, причина кроется в том, что исламисты-триумфаторы повели себя не очень разумно и не стали скрывать своих планов на будущее. Братья-мусульмане нарушили свое обещание и выдвинули своего кандидата на президентских выборах, новоизбранный спикер парламента купил себе дом, бронированную машину и армию телохранителей, и распорядился о том, чтобы улицы вокруг его дома были полностью перекрыты, а салафитские лидеры обещают сравнять с землей фараонские достопримечательности и снизить возраст вступления в брак для женщин до 9 лет (как в Саудовской Аравии, Йемене и Иране).

Самого популярного египетского актера, Аделя Имама, обвинили в оскорблении религии и собираются судить, из новых кинокартин вырезают откровенные и не очень откровенные кадры (а тогда зачем ходить в кино, задаются вопросом молодые люди, которые запечатляют каждую свою мысль на страницах Фейсбука, Твиттера или блога).
И даже те, кто в общем-то неплохо относится к расширению сферы шариата в стране и считает, что необходимо снять все ограничения на полигамию и запретить женщинам выезжать за границу без разрешения мужчин, несколько опасается, что такая головокружительная победа может несколько ударить исламистам в голову. И что тогда Египет никогда не узнает, что такое свобода и демократия, потому что на смену военной диктатуре придет диктатура исламская, и еще неизвестно что лучше. За исключением определенных фундаменталистских кругов, которые считают Саудовскую Аравию идеальным обществом, а Афганистан — образцом для подражания, огромное большинство египтян все же выступает против тотального закручивания гаек. Кроме того, люди начинают опасаться последствий победы исламистов, помня о печальном опыте ХАМАСа в секторе Газа. Все-таки, как ни крути, но первым приоритетом для любого человека является выживание его собственной семьи, а шариат, как известно, на хлеб не намажешь.

Именно поэтому, незадолго до проведения президентских выборов и после того, как Центризбирком дисквалифицировал шейха Хазема Абу-Исмаила и Хайрата аш-Шатера, представителей салафитов и братьев-мусульман, соответственно, египтяне начинают всерьез задумываться о своих перспективах. Похоже, что избирателям придется сделать выбор между либеральным, но "старорежимным" Амром Мусой, и независимым кандидатом Абд аль-Мунемом Абуль-Футухом, который не так давно был лидером братьев-мусульман и был исключен из рядов этой организации.

В прошлом году казалось, что Амр Муса — это единственно возможный кандидат, которого знают все и уважают многие, но сейчас создается впечатление, что Абд аль-Мунем Абу аль-Футух — это как раз тот компромиссный вариант, который может примирить либералов и исламистов, тех, кто опасается возвращения "остатков режима Мубарака" и тех, кто боится царства шариата. Поэтому вполне возможно, что желание "объединить Египет" сыграет свою роль, и каждый избиратель найдет частичку себя в образе "исламиста с человеческим лицом". Вопрос в том, каким президентом станет бывший лидер "Братьев-мусульман": станет ли и сможет ли он выполнять свои предвыборные обещания, и не вернется ли он, как блудный сын, в лоно любящей семьи, которая ждет не дождется непокорного отпрыска.

Умный и способный президент способен удержать страну фараонов на плаву, уберечь ее от политического и экономического кризиса. Неопытный, недалекий и слабый человек лишь приблизит развязку, которая сегодня кажется более чем вероятной — экономический коллапс, гражданская война и ухудшение отношений с Западом. На фоне всех эти нерадостных перспектив египтяне уже почти позабыли о том, к чему они стремились в первые дни революции — о суде над бывшим президентом и его приближенными, которые теперь взирают на египетскую смуту из-за толстой решетки каирской тюрьмы Тора.

Ксения СВЕТЛОВА, zman.com

На фото: Амр Муса