ЧТОБЫ ЕГО НЕ БЫЛО

ЧТОБЫ ЕГО НЕ БЫЛО

Edward TESLER, Ph. D.

Интервью с Робертом Каганом (Обзор, 13 апреля) — хороший повод для размышлений о будущем Америки. Позиция Р. Кагана ясна из заглавия: "Нельзя говорить о закате Америки". В военном отношении мы не имеем равных. Производим до четверти мирового валового продукта. Наиболее вероятному конкуренту — Китаю — в геополитическом отношении далеко до Америки. Да, мы ему должны сотни миллиардов долларов, но именно поэтому Китаю невыгодно подрезать корни американской экономики, которая его кормит. Мировым жандармом Америка никогда не была. Мы поддерживаем демократический, открытый свободному рынку мировой порядок. Мягкой силой, но если надо, то и жесткой. А опасения по поводу пятнадцати триллионов долга, паралича в конгрессе, социальной поляризации — от незнания истории. Были и раньше проблемы, с которыми наша сложная и медленная система правления не могла справиться. Обошлось тогда, обойдется и теперь.

Жаль, что не попал я в Америку Р. Кагана. Та, в которую меня занесло, стала мировым жандармом более ста лет назад. В 1898 году побила Испанию за плохое поведение на Кубе. Да вам-то, господа американцы, какое дело? Хотя, впрочем, истинная причина была не столь благородной; деловые интересы Америки на Кубе пострадали. Двадцать лет спустя попыталась свергнуть российских большевиков. Опять же — не лучшая в мире власть, но Америке не угрожала. Разве что отказалась платить царские долги. Зато перед второй мировой Америка благодушно кивала Чемберлену, ублажавшему Гитлера. Но потом — Корея, Вьетнам, Сербия, Ирак, Афганистан... Всё ради демократии, хоть никто из них, в отличие от арабского нефтяного картеля, свободе рынка не угрожал. Но Америка за нефть платит безропотно, а на Иран, который скоро за нефтедоллары бомбой обзаведется, реагирует ух до чего грозными резолюциями и санкциями. Всерьез остановить не пытается. И Израилю препятствует. Опять Чемберленом попахивает? Прав Р. Каган: у меня память избирательная. Кто забывает уроки истории, обречен их повторять. И дорого платить.

Но это — частности. Важно другое: понять, что реально происходит (и произойдет) с Америкой. И обратиться для этого придется к истории; больше некуда. В течение тысячелетий не раз возникали — и рушились — империи, по силе намного превосходившие своих соседей. Почему? Можно, конечно, искать ответ для каждой в отдельности, но не исключен и общий для всех ответ.

Труд — отец богатства; это, сколько помнится, ещё Адам Смит утверждал. Всё прочее — это только перераспределение богатства, созданного трудом. В терминах марксизма — прибавочного продукта. Человеку известны только два способа перераспределения: грабеж и торговля. Различить их просто. Если субъективно, в глазах каждого участника, он получил по крайней мере не меньше, чем отдал — неважно, курицу, должность или отпущение грехов — это торговля, пусть даже реальной ценности полученное вообще не имеет. Всё остальное — это грабеж. Этика к делу не относится. Акулы капитализма — торговцы. Робин Гуд — грабитель.

Сила нужна в обоих случаях, но назначение её разное. Для грабежа — понятно. Для торговли — как охрана порядка и защита от грабежа. Независимо от демагогии — нести бремя белого человека, приобщать отсталые народы к культуре, строить светлое будущее — во всех известных истории случаях торговля занимала подчиненное место, а во главе угла была сила, то есть грабеж. На том стояли и Римская империя, и Британская, и советская "империя зла". А также и краткосрочные: империя Наполеона и "третий рейх" Гитлера. Vini, vidi, vici. Пришел, увидел, победил. Посадил какого-нибудь Понтия Пилата или Ким Ир Сена наместником — и гони продукт дешевого рабского труда, а то и самих рабов, в метрополию. Рим, Британия и Союз сконцентрировали все силы на этом. Вырвались в главные грабители. Почему именно они — пусть решают специалисты. И не так уж это важно. В любом забеге должен же кто-то опередить других. Если бы не потопил ураган.

Великую Армаду, пели бы в иных колониях не "Правь, Британия", а "Правь, Испания". Вся разница. Что же тут удивительного, если, как полагает Р. Каган, неоспоримая военная сила Америки прочно определяет её геополитический статус? Не вздумайте, предупреждает он, резать военный бюджет.

Америка, действительно, немало прихватила вооруженной силой: от Мексики в 1848 году, от Испании в 1898-м. Но приоритетом её была торговля, а не грабеж. Купила Луизиану, Флориду, Аляску. Разбогатела на первой мировой, а уж после второй вообще стала экономической Меккой мира. Тем и советской экспансии противостояла: холодная война, если не считать немногих военных конфликтов (и идеологических стычек), до конца осталась экономической конфронтацией. Экономической победой, благодаря "стратегической инициативе" Рейгана, и окончилась. Так что если перестанет Америка внедрять демократию, где она не нужна, то может смело резать военный бюджет. Не существует сегодня, и не видно в обозримом будущем, военной силы, опасной Америке. Против терроризма нужны не миллионные армии, а точечные операции отрядов спецназа. Ядерный арсенал Америки любой Иран усмирит, но террористу он не угроза, а скорее объект диверсии.

Но реальная сила Америки — в ином. Свободному рынку нужен покупатель. Раб, пролетарий или пария в ограбленной колонии на эту роль не годится. Покупателем человека делает не пулемет, а кошелек. Пришлось перестроиться. Не танки посылать за рубеж, а автомобили и прочее, что продается. Не завоевывать, а конкурировать. Тоже конфронтация, но совсем иного типа. Хотя к драке и она может привести, так что от военной силы вовсе отказываться пока рано. Но — в меру. Бронированный кулак сегодня весит в геополитике гораздо меньше, чем столетие назад.

А что же весит больше? Вернемся к истории. Нашествие вандалов способствовало падению Римской империи. Наполеон увяз в снегах России. Блицкриг не состоялся. Верно — но всё это частности. Общая причина: грабеж как способ перераспределения богатства стал экономически несостоятельным. Те, кого грабят, производят мало, а держать их в страхе становится всё дороже (скорее всего, именно так и начался феодализм: крестьяне, измученные налетами многочисленных банд, предпочли обзавестись "своими", регулярными грабителями-феодалами). Британская и советская империи развалились безо всяких вторжений и кочевников. Не в переносном смысле обанкротились, а в самом прямом, экономическом. Америке, да и всей социоэкономической системе зрелого капитализма, такое явно не грозит. Она не заставляет человека работать и отдавать продукт его труда, а уговаривает, даже умоляет: купи. Добровольно.

Но отсюда не следует, что Р. Каган прав, и о закате Америки говорить нельзя Опасность есть. Только грозит она не извне — от врагов или, скажем, отчаяния ограбленных, а изнутри. Фраза одного из персонажей О. Генри — "трест похож на яйцо" — годится для всей системы. Снаружи немалую нагрузку выдержит, а изнутри и цыпленок пробьет. Будущее Америки определяется её рыночной конкурентоспособностью — а именно ей-то Р. Каган внимания практически не уделяет. Да, и доля страны в мировом продукте достаточно велика, и самые лучшие университеты — здесь, но это далеко не всё. Уходит в прошлое главный её компонент: личная инициатива.

Есть в "Одноэтажной Америке" такой диалог с продавцом яблок: "Цена — пять центов за штуку, но если возьмете пять, то шестое — бесплатно". "Но это же нигде у вас не написано". "Зачем? Я и так это знаю". А вот другой, современный. Звоню в компании — хотел бы купить модель вашего производства для внука. Перечисляю штук пять. Он называет цены, довольно серьезные. А за все оптом? Цены те же. Не снизим. В чем разница? Тот — предприниматель, пусть хоть с уличным лотком. А этот — клерк. Солдат спит, служба идет. Америку не клерки создали, а Эдисоны, Карнеги, Форды, Истмены, Гейтсы... Умные, трудолюбивые, но главное — инициативные. Да, они ошибались. Эдисон стоял за постоянный ток. Не стал заниматься никчемными движущимися картинками, и кинематограф изобрел Люмьер. Форд потратил восемьсот миллионов (деньги по тем временам фантастические) на никудышный "Эдзель" Ну и что же? Ошибки — это тоже прогресс. Ad astra per aspera. Через тернии — к звездам. Вот этот звездный час Америки и уходит. Если уже не ушел. Шаттлу место — в музее. Для клерков звезды — это эстрадные и прочие развлекатели.

Торговля — это погоня за прибылью. Капитализм тем и прогрессивен, что заставил жадность работать на пользу человеку: хочешь иметь доход — удовлетвори нужды покупателя. Современный зрелый капитализм — это массовый продукт и массовый же покупатель. Для Америки этот источник дохода себя исчерпал: за копеечным китайским мусором ей не угнаться. Выход один: превратить средний класс, кошелек которого прямо содержит две трети американской экономики (а косвенно, так и всю целиком) из массового покупателя обратно в индивидуального. Смит не должен "не отставать от Джонсов". Он — Смит. Личность. Со своими личными вкусами и потребностями. На них и работать. Вернуть Америке былой дух индивидуализма. Это не фантазия. Была у Форда реклама: автомобиль окрашивается по вкусу покупателя, если покупатель предпочитает черный цвет. Сегодня не только цвет, но и отделку салона, и электронику вам дадут по вашему вкусу.

Но многие компании (возможно, даже большинство) идут противоположным путем. Нет человека. Одни интернеты, смартфоны, блоги. Или посылают тебя на... нет, я имею в виду их дот-ком, а не то, что вы подумали. Или после дюжины "нажми 1, нажми 2"... соединят с живым человеком где-нибудь в Бангладеш. Получает он куда меньше американца, а понимает спросонья ещё меньше. Иная компания тебя покупателем или клиентом вообще не считает, пока не введешь туда персональную информацию на радость кибер-мошенникам и продавцам электронной защиты от них. Не очень действенной, кстати: даже в Пентагон и ЦРУ "хакеры" проникают.

У меня против них защита безотказная и даровая. Не пользуюсь ничем, кроме обычного телефона. И если не могу выйти на человека, готового меня выслушать и понять, я для этой компании как покупатель потерян безвозвратно. Если бы многие возможные покупатели так поступали, снижение доходов быстро бы эти компании перевоспитало. Но люди предпочитают беззаботные удобства — а потом плачутся: обчистили их банковский счет. Попользовались карточкой. Подделали налоговую декларацию и получили деньги (роботов и клерков в налоговом управлении тоже хватает). Тоже грабеж, хоть и электронный. Защита граждан от него — обязанность государства. Личное дело каждого? Но оно же вмешивается в школьные завтраки, контролирует медикаменты и даже запрещает упоминать в школе динозавров, бедность и день рождения.

Кстати, о налогах. Многие отказываются от американского гражданства. И не по идейным мотивам, а — стыдно сказать — из-за налоговых закорючек, в особенности для проживающих за рубежом. Обаме мало их. Хочет добавить специальный налог на доход более миллиона долларов. Зачем? Уменьшит дефицит на сотню миллиардов от силы, да и то вряд ли. Налоговые жохи найдут лазейки. И миллионер под подушкой деньги не держит. Тратит: оплачивает чей-то труд. Или инвестирует: создает рабочие места. А Обама эти деньги загонит в ещё одну бюрократическую пристройку, чтобы было кому развлекаться в Лас-Вегасе. Давно пора всё это налоговое чудище — на свалку. Перейти от налога на доход, то есть на успех, к налогу на расходы, вроде европейского "налога на добавленную стоимость". Ресурсы страны не безграничны. Тратишь — плати.

Можно бы многое добавить, но ясно и так. Вопреки мнению Р. Кагана, о закате Америки говорить можно и должно. Чтобы его не было.