РОССИЯ: ОТ ЗАСТОЯ К ЭВОЛЮЦИИ

РОССИЯ: ОТ ЗАСТОЯ К ЭВОЛЮЦИИ

Рамис ЮНУСОВ

Прошедшие 4 марта в России «так называемые выборы» в очередной раз показали российскому народу то, что Путин и его команда так просто власть отдавать не намерены. И если у политиков и политологов этот тезис в принципе и не вызывал сомнение, то обычному российскому обывателю казалось, что стоит чуть-чуть поднажать и власть в России может и поменяться. За происходящим в России с большим вниманием наблюдали и из соседнего Азербайджана. Что же теперь ждет Россию и как будут развиваться политические процессы дальше? Будет ли продолжаться противостояние власти и оппозиции? Какой линии поведения будет придерживаться режим Путина во взаимоотношениях с Западом? Чего ждать соседям России, в том числе и Азербайджану?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, было бы неплохо обратить внимание на некоторые тезисы программных статей Владимира Путина, которые он опубликовал в российских СМИ прямо перед выборами. Я уверен, что большинство россиян их и не читало, как в свое время никто не читал и многостраничные речи Брежнева. Но мне, в силу своей профессии, приходится читать всю эту «белиберду» для того, чтобы понять логику последующих телодвижений режима Путина.

Вы можете меня спросить, а почему я все это назвал «белибердой»? Да потому, что осмыслить то, что написано от имени Путина, невероятно трудно, так как в этих статьях было явное пренебрежение и к интеллектуальному уровню российской аудитории и издевательство над здравым смыслом. Путин сегодня пытается доказать читателям, что он — спаситель России, и говорит о том, что он добился благополучия для российских граждан, создал средний класс, избавил страну от терроризма, провел реформу в системе образования и, наконец, создает общество свободных людей. Все эти аргументы звучат действительно либо как шутка, либо как ложь, либо как издевательство. Ни для кого в мире не является секретом то, что это «благополучие» зиждется в цене на нефть. А что касается среднего класса, то он и вышел в конце прошлого года на улицы России, продемонстрировав свое отношение к Путину. Возникает впечатление: либо Путин не очень адекватен и воспринимает свои достижения в полном отрыве от реальности, либо считает россиян неадекватными, неспособными оценить жизнь, в которой они живут, либо Путину абсолютно все равно, какое впечатление его статьи вызовут у читающей аудитории, потому что он твердо знал: результаты его выборов уже определены. А если так, то ему не нужно ничего доказывать.

Вышеизложенные мысли Путина, реальные, а не сфальсифицированные результаты выборов президента 4 марта и плюс к этому, прошедшие массовые демонстрации в Москве, Питере и по всей России как до, так и после выборов, показали, что Путин извлек два урока. Первый: это мгновенная реакция Кремля на изменившуюся реальность и целый пакет «якобы» давно готовившихся законопроектов, либерализирующих предвыборное законодательство. И второе: в своих предвыборных статьях Путин был вынужден доказывать, что как застой, так и революционный путь для России — опасны и не нужны, а нужен эволюционный путь развития. Это и есть его реакции на декабрьскую протестную волну — проспект Сахарова и Болотную площадь. Путин осознает, что общество вышло из летаргического сна и начинает бурлить. Поэтому он в достаточно примитивной форме пытается доказать, что нужен путь эволюционного развития. По Путину, эволюционный путь заключается просто в сохранении того, что было до сих пор. Однако тогда непонятно — а где развитие? Если он признает, что есть угроза застоя, то кто же ответственен за это, если Путин был 12 лет во власти? Таким образом, можно говорить о наличии беспокойства, о понимании, что ситуация изменилась, и в то же время — неспособности Путина и его команды выйти за пределы старых представлений и осознать, что они уже в другой стране, с другим обществом.

К сожалению, из того, что Путин делал в предыдущие 12 лет, нет никакого сомнения в том, что даже если бы он вдруг и захотел немножечко «приоткрыть форточку», чтобы проветрить российский затхлый чулан, он смог бы это сделать. Глядя на эволюции подобных режимов в других странах на современном этапе, создается впечатление, что Путин уже стал, вне зависимости от того, что он думает и о чем он мечтает, заложником как собственной базы (государственной демократии), омертвевшей, коррупционной, совершенно прогнившей, так и собственного режима и его логики. Логика путинского режима следующая: нельзя дать возможности продыха никому, нельзя допустить даже малейшие признаки конкуренции, оппонирования на телевидении, потому что это может подорвать монополию и в тоже время в зависимости от массовости протестов, надо больше обещать. Поэтому, исходя из того, что он уже сейчас делает, думаю, что путинская команда будет и дальше играть с оппозицией, как кошка с мышкой. Некоторое послабление, широко растиражированное в подконтрольных СМИ, какие-то малозначимые проекты и способы, чтобы дискредитировать демократию. Имитация будет продолжаться.

И судя по всему, это и происходит сегодня. Закон об упрощении процедуры регистрации политических партий 23 марта был принят Госдумой РФ почти единогласно. Власть также имитирует диалог с оппозицией и для этого использует своих выдвиженцев в лице Кудрина и Прохорова. К сожалению, для реальной российской оппозиции, не подконтрольной Кремлю, на нынешнем этапе, еще при слабой организованности протестного движения, любой диалог сближения с властью будет использован этой же властью во имя собственного самосохранения. Я уверен, что в такой игре в «кошки-мышки» и при таких условиях диалог власти и оппозиции не приведет к ликвидации самодержавия Путина. Такой диалог будет легитимировать образ президента в глазах российской и мировой общественности. Это, по сути, новая клоунада, на которую идет Путин, чтобы удержаться у власти за счет чересчур бесцеремонных фальсификаций.

Не надо забывать, что реально сегодня риторика Путина может подействовать на очень плотное, затвердевшее «ядро путинской базы», которая не превышает 35% населения, абсолютно зависимое от государства и не имеющее никаких других перспектив вне пределов государства. Эта масса привыкла повиноваться и искать спасителя, которым является для нее только Путин. Однако мне кажется, что и это ядро очень скоро начнет раскалываться, потому что Путин обещает многое, а вскоре окажется, что у государства нет ресурсов, чтобы поддержать пенсионный фонд, увеличить выплаты зарплат, что нефть не бежит вверх, а вниз. Тогда ему придется сокращать все государственные расходы на подкуп населения и 35% — ядро путинского электората начнет крошиться. Тогда перед ним и режимом возникнет угроза не просто повторения интеллигентской протестной волны, которая была в декабре 2011 года, а настоящего политического цунами, в котором пребывает та Россия, которая живет за счет подачек от государства и зависит от бюджета.

Касательно взаимоотношения режима Путина с Западом, хотелось бы обратить внимание на то, что Путин в основном формирует облик России, которая «другая», свободная от тех потрясений, сегодня захватывающих Запад и окружающий мир. Запад, по мнению Путина, вошел в турбулентную зону, «а мы следуем своей, российской цивилизационной модели, которая продиктована великой историей, географией и нашим культурным геномом». То есть непонятно, в чем Россия отличается от остального мира, ведь она сегодня тоже в состоянии турбулентности. И показатель этой турбулентности — массовые протесты в декабре. Потом, в чем заключается российская цивилизационная модель? Это — самодержавие. До этого Путин все время говорил, что «мы — демократия, мы — как Запад». Теперь он начал говорить о том, какие «мы другие». В чем другие — он не объясняет. Пока что Путин играет на антизападничестве и роли России как особой цивилизации.

Что касается взаимоотношения путинской России с Азербайджаном, то учитывая личные отношения Путина и Алиева, проводя многие параллели между происходящими событиями и там и тут, можно с уверенностью сказать, что любые изменения в России моментально проявятся в Азербайджане. И дело тут не только в том,что мы соседи и вышли из одной шинели СССР, а в сути режимов и методах управления страной. Это подконтрольность СМИ, борьба с реальной оппозицией, фиктивный парламент, псевдооппозиционеры в обеих парламентах, коррупция сверху донизу и многое другое, что роднит оба режима. А если к этому добавить участие России в Минской группе по нагорно-карабахскому конфликту и то, что как говорят в Баку и Ереване, что ключ от Карабаха находится в Москве, то влияние процессов в России на Азербайджан огромно.

Вышеизложенное говорит о том, что у режима Путина и как следствие, у режима Алиева намечаются огромные трудности и каким путем пойдет Россия, эволюционным или революционным, зависит от многих факторов, в том числе и от того, как пойдет диалог власти и общества. И потому оппозиция и там и тут, понимая это, должна постараться пойти на диалог с авторитарными режимами тем путем, который был во время «бархатных» революций в Восточной Европе и способствовал мирному выходу этих стран из авторитаризма к демократии. Такой диалог возможен при одном условии — если оппозиция, протестное движение будут консолидированы сильными идеями. Если на российскую Красную площадь или Азадлыг в Баку выйдет столько людей, сколько вышло когда-то на украинский Майдан, со своей четкой платформой и без надежд на лидера, а с надеждой на четкие правила игры и тогда идея диалога, возможно, будет полезной и рациональной. И эта идея диалога будет заключаться в том, чтобы создать условия для мирного ухода этой команды власти, проведения новых, досрочных выборов и президента и парламента и принятия новой Конституции. Идея переговоров и диалога возможна при определенных условиях и когда она будет работать на общество, а не на власть. Как гласит азербайджанская пословица: «Дочка тебе говорю, а ты невестка — слушай».