ПРЕСЛОВУТЫЙ 1%: БОГАТЫЕ БОЛЬШЕ ДРУГИХ СКЛОННЫ ОТОБРАТЬ КОНФЕТУ У РЕБЕНКА

ПРЕСЛОВУТЫЙ 1%: БОГАТЫЕ БОЛЬШЕ ДРУГИХ СКЛОННЫ ОТОБРАТЬ КОНФЕТУ У РЕБЕНКА

Калифорнийский институт в Беркли провел исследование, имеющее целью выяснить, насколько этичным является поведение различных экономических классов. Выяснилось, что богачи более других склонны к тому, чтобы «подрезать» машину на дороге или солгать для продвижения по служебной лестнице

Результаты исследования, проведенного сотрудниками Калифорнийского университета в Беркли, позволяют предположить, что чем богаче является человек, тем менее нравственным и более грубым выглядит его поведение. Один из экспериментов имел целью выяснить, кто в первую очередь способен отобрать конфетку у ребенка. Вы совершенно правы — это человек, принадлежащий к тому типу людей, который олицетворяет «папаша Уорбакс» (Daddy Warbucks) [богатый бизнесмен, персонаж комиксов].

Само исследование, итоги которого были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, состояло из семи тестов, призванных оценить степень этичности поведения представителей различных социально-экономических классов. По мнению ученых, результаты доказывают, что «представитель высших классов больше других зациклен на собственной персоне, считает себя выше всех остальных, а его поведение выглядит крайне эгоистичным».

Другими словами, такие люди живут по принципу: «Жадность — это хорошо».
Между тем, в связи с этим сразу возникает один любопытный вопрос. Чем является это исследование — классовой критикой или руководством по превращению в состоятельного человека?

В конце концов, есть много свидетельств того, что именно скупость делает богатых богатыми, что огромные состояния часто складываются из мелких повседневных решений, касающихся экономии или траты средств. То, что многие называют «капиталистическим духом», характерным для Америки, то поведение, которое люди расценивают как алчность или отсутствие моральных принципов, прекрасно вписывается в знаменитое изречение Дональда Трампа (Donald Trump), высказанное им в книге «Искусство совершать сделки» (The Art of the Deal): «Жадность не может быть чрезмерной».

«Если слово «жадность» понимать как желание обладать богатством ради самого богатства, то даже небольшая степень такой алчности выглядит вполне достаточной, — утверждает ученый Кристофер Кэрролл (Christopher Carroll), сотрудник Университета имени Джонса Хопкинса, в своей работе под названием «Почему богатые так много экономят?» (Why Do the Rich Save So Much?), — однако существует и навязчивая, всепоглощающая алчность, ее тоже нельзя сбрасывать со счетов».

Сотрудники Калифорнийского университета поясняют, что не ставили перед собой цели изучить отклонения в поведении. Они хотели выяснить, насколько этично ведут себя люди, насколько принадлежность к той или иной социальной группе влияет на повседневное поведение человека.
Более того, ученые вовсе не утверждают, что бедные американцы являют собой образец добродетели. На самом деле, результаты исследования выявили связь между бедностью и преступлениями с применением насилия.

Вместе с тем, несколько поразительных выводов, сделанных в работе, могут пролить свет на изучаемую проблему.

В рамках одного из экспериментов исследователи наблюдали за движением на одном из оживленных перекрестков Сан-Франциско. Выяснилось, что водители шикарных автомобилей, указывающих на высокий статус владельца, «подрезали» старые фургоны на шоссе гораздо чаще и уступали дорогу пешеходам гораздо реже, чем люди, находившиеся за рулем обычных машин, точнее, в четыре и три раза соответственно. Однако критики отмечают, что марка машины не всегда является показателем богатства ее владельца.
Второй эксперимент выглядел наиболее эффектным, однако тоже вызвал критические замечания. Испытуемым говорили, что они могут взять конфету из вазы, предназначенной для детей. Люди, которые назвались состоятельными, взяли вдвое больше конфет, чем те, кто не считает себя зажиточным.

Это может выглядеть как уверенность в своем праве, однако в качестве критерия, определяющего степень этичности поведения, подобный опыт является не совсем корректным, думает Мередит Макгинли (Meredith McGinley), доцент Университета Чэтем в Питтсбурге. В интервью Bloomberg News она отметила, что, раз участникам эксперимента дали разрешение взять конфету из вазы, они могли и не счесть свое поведение проявлением жадности.

Другой эксперимент состоял в том, что испытуемым предложили сыграть на компьютере в кости. Выигравший получал подарочный сертификат, позволяющий купить товар стоимостью $50 на сайте Amazon.com. Результаты показали, что состоятельные участники обнаружили большую склонность к тому, чтобы сообщить ложные результаты, чем их бедные товарищи. В рамках еще одного эксперимента испытуемые должны были разыграть сценку беседы между работодателем и соискателем, ищущим постоянную работу, которые обсуждают размер зарплаты кандидата. Тем, кто играл роль работодателей, сказали, что должность, на которую рассчитывает соискатель, скоро сократят, так что они могут сами решать, сообщать или нет об этом кандидату. Результаты показали, что представители верхушки общества чаще других предпочитали утаить информацию. По мнению авторов исследования, это свидетельствует об их готовности к обману.

Наконец, по условиям последнего эксперимента участникам предложили взглянуть на алчность с положительной стороны, счесть ее достоинством, а затем попросили оценить такие неблаговидные поступки, как кража денег, вымогательство взятки и обсчет покупателей именно с этой точки зрения. В этом случае и богатые, и бедные испытуемые выразили одинаковую готовность к совершению подобных действий.
«Поскольку такие вопросы все время поднимаются в обществе, наше и другие исследования помогают пролить свет на проблемы нравственного и эгоистичного поведения, показать, какие факторы влияют на то, как люди ведут себя в повседневной жизни», — объясняет Пол Пифф, аспирант Калифорнийского университета в Беркли, который является одним из авторов доклада.

Данное исследование проводилось в рамках научной программы, направленной на изучение повседневного поведения представителей разных социально-экономических групп, их отношения к соотечественникам. Кое-то, правда, выражался более конкретно. «Богатые отличаются от вас или меня», — заметил как-то Фрэнсис Скотт Фицджеральд (F. Scott Fitzgerald) в беседе сЭрнестом Хемингуэем (Ernest Hemingway). «Да, у них больше денег», — ответил Хемингуэй.

Патрик ЙОНССОН (Patrik Jonsson), THE CHRISTIAN SCIENCE MONITOR
rus.ruvr.ru