Я САМ ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД?

Я САМ ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД?

Дмитрий КАРАСЁВ

Вопрос «В чем сила, брат?» во время последней президентской кампании обрел свое новое разрешение. Вопреки популярным сентенциям реального исторического персонажа Александра Невского («Не в силе бог, а в правде!») и эпического Данилы Багрова («В правде!») сила нынче в… административном ресурсе.

Именно он, родимый, позволяет высшим государственным чиновникам, которые якобы должны быть над политикой, «на голубом глазу» комментировать предвыборную программу СВОЕГО кандидата и смело раздавать по этому поводу обещания, как будто данный кандидат — состоявшийся президент. Так, инициативы по увеличению социальной поддержки граждан, заявленные в одной из многочисленных «программных статей» ныне ведущего кандидата в президенты во время недавнего визита в Новосибирск поддержал никто иной как… министр финансов РФ Антон Силуанов. Ничтоже сумняшеся он «по поводу» заявил: «Будем увеличивать расходы, где это необходимо, где-то что-то урежем. Но это (орфография автора) не будет такими глобальными вещами, которые разбалансируют бюджет». То есть заранее предполагается, что не только Минфин подстроится под любые инициативы основного кандидата, но и парламент их однозначно одобрит! А работы минфину по «увеличению, где необходимо, и урезанию, где придется» непочатый край. Силовикам зарплату (кое-где кратно) повысили с января 2012 года. Тогда как в «программной» статье от 13 феврале упомянутый кандидат предложил наращивать «опережающими (инфляцию) темпами пенсии и зарплату работников образования. Уже в этом году главы регионов должны обеспечить (читай, изыскать в своих «богатых» бюджетах) учителям зарплату не ниже средней, а профессорам и преподавателям вузов вдвое (!) превышающую среднюю зарплату по региону.

Как после этого не собирать на «митинги поддержки» больше сотни тысяч «статистов»? А имея в виду, что из всех пятерых кандидатов трое так давно и прочно вжились в роль «записных оппозиционеров», что в ином амплуа их никто и не видит, а четвертый и вовсе зовется в народе нецензурным словом «олигарх» (а как написано в Библии, «Легче верблюду влезть в игольное ушко, чем богатому в царствие небесное»), то, мягко говоря, «первому среди равных» победе если не в первом, то во втором туре выборов точно обеспечена!

В конце концов, российское общество настолько измочалено всевозможными двадцатилетними реформами, что удовлетворится любой (зовите её как хотите) стагнацией, стабильностью или псевдостабильностью. Лишь бы, как говорили раньше, «не было войны».

На этом фоне лозунги псевдоальтернативных кандидатов типа «Голосуй или проиграешь!» либо «За… или будет плохо» выглядят потугами сделать честную мину при плохой игре. Конечно, можно успокоиться тем, что политика и реальная жизнь большинства наших сограждан развиваются по собственным законам, практически не пересекаясь друг с другом. Основная беда в том, что данный паразит-симбиот последние годы стал забирать от общероссийского «древа» чересчур много жизненных соков. Наши намертво присосавшиеся к общенародной «кормушке» «лямблии» так увлеклись, что не понимают — если «древо», образно и необразно выражаясь, «засохнет», кормиться им больше будет нечем…

Кстати говоря, известный своими пессимистическими прогнозами Нуриэль Рубини был в феврале в Москве, где не мог не встретиться с Владимиром Путиным. По словам американского экономиста и профессора Нью-Йоркского университета, ВВП скорее всего будет избран во втором туре. Но Россию вследствие этого «ждет потерянное десятилетие». Новый старый президент, вероятно, пойдет на некоторые экономические и политические реформы. В частности, согласится на удовлетворение интересов отдельных протестных групп, произведет перестановки в правительстве. А также допустит умеренный рост политической конкуренции, реформу судебной системы, позволит «ткнуть мордой в грязь» уж совсем зарвавшихся коррупционеров, упростить процедуры регулирования экономики и снизить поддержку экономических неэффективных отраслей и компаний.

Один из возможных сценариев развития событий заключается в следующем: летом этого года из-за сокращения социальных расходов, падения темпов экономического роста и ускорения инфляции под предлогом его неэффективности правительство (опять же) старого нового премьера Медведева может быть отправлено в отставку. А «на хозяйство» поставлен обиженный этим правительством и премьером, зато весьма популярный на Западе экс-министр финансов Алексей Кудрин.

Также возможно будет продолжена приватизация государственных компаний и банков с участием государства, государство будет инвестировать и поощрять инвестиции в дряхлеющую инфраструктуру, поддерживать тяжелую промышленность, фармацевтику, нанотехнологии и секторы, в которых у России есть конкурентное преимущество.

Есть подозрение, что все это заставит стихнуть призывы к досрочным выборам, но системных российских проблем не решат. Как считает экономист-пессимист, в силу консервативности ВВП все вышеупомянутые реформы будут половинчатыми и медленными. Тогда как олигархи, живущие за счет ренты с природных ресурсов, страны, будут всячески «вставлять палки в колеса».

Реформам будут препятствовать и высокие мировые цены на нефть. Если федеральный бюджет не «трещит по швам», автоматически отпадает необходимость улучшать структуру его расходов. Вследствие этого экономический рост РФ в ближайшие годы составит не более 3%-3,5% в год (и то, наверное, в сырьевом секторе). Низкие темпы роста, скорее всего, оставят недовольными тех, кто протестует против власти и сейчас — рабочих и средний класс. Тогда как ориентация на экспорт энергоносителей приведёт к дальнейшему снижению конкурентоспособности российской экономики.

Кстати говоря, наш кандидат весьма удачно вспомнил о грабительской приватизации и социальной справедливости. Вдобавок к предложенному им же «налогу на роскошь» нынешний премьер на съезде «клуба» российских богачей Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил олигархам реабилитироваться перед обществом — «закрыть вопрос о нечестной приватизации» и узаконить новых собственников в глазах народа, отчислив определенную сумму в бюджет.

Глава счетной палаты Сергей Степашин воспринял предложение как руководство к действию: «В принципе, можно посчитать разницу в цене тех активов, за которую они приобретались в 90-х годах и что они стоили на самом деле. Но сделать это, сразу скажу, будет непросто…». Упростить решение «вопроса» «государственный аудитор» в частности предполагает через «…судебные процедуры, подключить независимые (?) органы финансового контроля, в т. ч. Счетную Палату (!). Мы готовы вместе все посчитать». Но если найдется олигарх, который сам поделится с народом в лице государства, «Вопросов нет, пожалуйста, мы будем только приветствовать».

Очень кстати стало известно, что еще в далеком 2003 году СП закончила исследование итогов приватизации в РФ и нашла, что она «была проведена по худшему варианту из всех европейских стран». Но поскольку «все делалось в соответствии с законами и указами того времени… ставить вопрос о деприватизации с юридической точки зрения некорректно». Из чего следует как минимум два вывода:

1. «Независимый орган финансового контроля» в лице СП 9 лет молчал о своем расследовании и ждал руководящего «пенделя» «сверху».

2. Никаких шагов по отношению к «нечестно нажившимся» олигархам, кроме благих пожеланий поделиться, государство явно делать не будет…

Лучший показатель экономического здоровья государства — это динамика частных финансовых потоков, которые вопреки всем благим намерениям никак не хотят задерживаться внутри нашего государства. Как сообщил вице-премьер Виктор Зубков, путем отмывания средств внутри страны и за рубежом из экономики в 2011 году выведено … 4% ВВП (я имею в виду валовой внутренний продукт). По данным ЦБ РФ и Росфинмониторинга, из около 2,5 трлн. руб. чистого оттока капитала признаки отмывания средства имеют около 1 трлн. рублей. Еще примерно столько же с признаками нарушения закона обналичено внутри страны! Ряд банков просто «специализируются» на обслуживании теневых операций. Наиболее уязвимыми для «теневого» оборота остаются бюджетные расходы, имущественные и финансовые активы компаний с госучастием, сферы ЖКХ, топливно-энергетического комплекса и строительства.

То есть всё то же и все те же. Зато, помните, как там про «Дядю Стёпу» у незабвенного Сергея Михалкова: «Получил я пост почетный. И теперь на мостовой. Там где дом стоит высотный. Есть высотный постовой»!