И ПРОТИВ ЛОМА ЕСТЬ ПРИЕМЫ

И ПРОТИВ ЛОМА ЕСТЬ ПРИЕМЫ

Почти еженедельно я информирую наших читателей о том, как неудержимо растет техническая оснащенность израильского и международного жулья

Однако приятно видеть и другое — простого обывателя все труднее заманить в сети обмана, надеюсь, в том числе благодаря и моему скромному вкладу в дело борьбы с аферистами. Как-никак, множество статей написано, три книги выпущено... Теперь дело дошло даже до того, что жертвы аферистов иногда сами переходят в наступление, преследуя жуликов судебными исками.

Совсем недавно в арсенале израильских борцов с мошенничеством появилось еще одно довольно сильное средство, о котором я хочу вам рассказать.

Началась эта история несколько месяцев назад. Житель Тель-Авива Таль Б. однажды утром получил на свой мобильный телефон сообщение с таким текстом: "Дорогой друг! Спасибо, что вы обратились за услугами в службу 106. Мы активно занимаемся рассмотрением вашей заявки под номер таким-то". Таль очень удивился. Он никогда не звонил по номеру 106 и вообще не знал, что это за служба. Решил, что произошла ошибка. Однако на следующий день он снова получил аналогичное сообщение. Получалось, что кто-то от имени Таля каждый день обращается в службу 106 и просит у ее сотрудников помощи.

Поскольку Таль - коренной израильтянин, он не собирался оставлять это дело без внимания и немедленно набрал на своем мобильном номер неизвестной ему службы 106, чтобы сообщить, что он к ним не обращался, никаких заявок с просьбой оказать помощь не оставлял, и т.д. Дозвониться удалось без труда. При первом же разговоре выяснилось, что 106 — это номер муниципальной службы. То есть вы можете звонить туда, если у вас есть какие-то проблемы с муниципалитетом, скажем, по вопросам начисления арноны.

Они подтвердили, что Таль к ним действительно не обращался, и обратили его внимание на одну важную деталь: служба 106 текстовых сообщений не рассылает. Если вы туда позвонили, сами запишите номер своего сообщения и при последующем звонке напомните его диспетчеру. Возможно, это недоработка со стороны муниципальных служб, но критиковать их не буду, поскольку работа данной службы к теме этой статьи отношения не имеет.

Тем временем сообщения продолжали поступать Талю с завидной регулярностью. Через пару дней ему в голову пришла мысль, что, возможно, служба 106 и в самом деле не имеет к этим sms-кам никакого отношения. Рассуждал он так… Скажем, у меня есть номер вашего телефона, и я отправляю вам sms-ку с текстом: "Спасибо за то, что позвонили по номеру 144" (это справочная "Безека"). Вы подумаете, что вам пришло текстовое сообщение с "Безека", а на самом деле вы получили его от частного пользователя. Но какой смысл частному пользователю отправлять кому-то бесконечные sms? Ведь за каждую такую отправку деньги платить надо, и если я буду писать вам sms-ки каждый день, это влетит мне в копеечку!

Порассуждав так, Таль взял да и позвонил по номеру, указанному отправителем сообщения, но сухой компьютерный голос ответил, что номер набран неправильно. Тогда Таль решил плюнуть на это дело. В конце концов, если кому-то нравится отправлять ему сообщения, пускай отправляет хоть до скончания века или, по крайней мере, до тех пор, пока у него деньги не закончатся.

Однако вскоре Талю пришел счет за телефон. Увидев финальную сумму, он не на шутку разозлился. Оказывается, за каждую полученную sms-ку с него брали 15 шекелей, и за две недели набежала приличная сумма. Таль немедленно позвонил в свою телефонную компанию и набросился с упреками на ответившего ему сотрудника. "Доходный бизнес, — кричал он, — отправлять кому-то бессмысленные текстовые сообщения и за каждое получать по 15 шекелей! А если сообщения рассылаются списком, за час таким образом можно насшибать пару тысяч шекелей!"...

В компании мобильной связи претензии Таля терпеливо выслушали, ругаться в ответ не стали, но и расследовать это дело отказались. Логика компании проста: ни один человек не станет подавать в суд за 100-200 шекелей. Во-первых, возни больше, чем возможной прибыли, а во-вторых, даже суд по мелким искам не принимает дела на сумму менее 500 шекелей.

Так же, судя по всему, рассуждали и мошенники.
Но у Таля есть друг, адвокат Эли Г. Он-то и надоумил Таля подать иск не только за себя, но и за всех пострадавших, в том числе потенциальных. Это называется "представительский иск". В общем, Таль вкатил своей компании мобильной связи иск на 150 тысяч шекелей, поскольку речь шла о совсем уж очевидном мошенничестве.

Только тогда в компании забеспокоились и стали проводить свое расследование. В самом деле, как можно отправлять человеку какую-то фигню, да еще и деньги брать с него за это?! Так вот, когда компания хочет, она быстро узнает, кто эти деньги собирает и под каким предлогом.

Сразу же выяснилось, что деньги столь оригинальным способом собирает фирма, предоставляющая "услуги компьютерных игр". Каждая бессмысленная sms-ка была оформлена как консультация и, соответственно, стоила получателю денег.
— Но я не заказывал никаких консультаций, — возразил Таль.

Тем временем его адвокат не оставлял в покое компанию мобильной связи. Видя такую настойчивость, ее сотрудники снова напряглись и выяснили, что это за фирма такая. Оказалось, она владеет в Интернете сайтом, на котором размещена простенькая онлайновая игра для детишек. Разумеется, игра абсолютно бесплатна — откуда у детей деньги? Но для того чтобы играть, ребенок должен зарегистрироваться. По таким мелочам юные игроманы (а игра рассчитана преимущественно на младших школьников) родителей не беспокоят. Ведь в регистрационной форме не требуют ни номер кредитной карточки, ни номер счета – ничего. Требуется лишь одно: указать на всякий случай номер мобильного телефона родителей.

Естественно, ребенок не обращает внимания на то, что рядом с окошком, в которое надо вписать этот номер, стоит маленькая звездочка. А звездочка ведет к ссылке, где совершенно уже микроскопическим шрифтом сообщается, что по указанному номеру фирма может рассылать платные консультации по вопросам игры. Стоимость одной консультации — 15 шекелей. Оказывается, сын Таля, регистрируясь для игры в Интернете, указал в окошке для регистрации телефон отца.

После того как компания мобильной связи предоставила адвокату Таля все данные по компании, взимавшей деньги с ни в чем не повинных граждан явно мошенническим способом, иск был переведен на нее. В полном объеме — все 150 тысяч шекелей.

Таль, я уверен, выиграет дело. Потому что речь идет не о какой-то фирме-однодневке, а о стационарной компании, вложившей приличную сумму денег в разработку игры и постройку сайта. Конечно, ее владельцы тоже могут смыться (думаю, скорее всего, так они и сделают), но существенный ущерб все равно понесут, ведь новую аферу им придется начинать с нуля.

А пока Таль судится со "своими" ловкачами, позволю себе дать несколько советов нашим читателям.

Компаниям мобильной связи не так уж важно, кто и с какой целью пользуется их услугами, им важно получить как можно более высокий доход. Поэтому стать их клиентом с легкостью может любой — и рак, и рыба, и, конечно, аферисты разных мастей. В связи с этим старайтесь как можно реже указывать в Интернете номер своего мобильного телефона. Если вы написали номер и нажали "ввод", для компании это то же самое, как если бы вы разрешили ей бесконтрольно списывать деньги с вашего счета.

Объясните детям, что перед тем как указать в Интернете номер своего или родительского телефона, они должны сообщить об этом вам. Дети, как правило, не придают значения таким вещам и охотно подписываются на самые невероятные проекты, и если им не объяснить, что во Всемирной паутине доверять можно далеко не каждому, вам придется раскошеливаться помимо своей воли.

Но если вас или вашего ребенка все-таки облапошили, обязательно обратитесь к адвокату и подайте представительский иск. Даже если сумма вашего ущерба составила всего сотню шекелей, учтите, что обманули не вас одного, а многих пользователей, так что сумма иска вполне может исчисляться десятками тысяч шекелей.

Кстати, поскольку речь идет об обмане с помощью телефона, sms-ок и т. п., уйти от ответственности жуликам будет трудно. Ведь они собирают поступающие средства, зарегистрировав фирму на какого-то конкретного человека, к тому же в раскрутку своей аферы им пришлось вложить немалые деньги.

Надеюсь, мобильные компании тоже учтут происходящее и предпримут свои меры против тех, кто столь нагло и беззастенчиво пользуется их услугами.

Александр РЫБАЛКА, "Новости недели" — "Континент"