СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ СОКРОВИЩ

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ СОКРОВИЩ

Земля наша, как известно, течет молоком и медом. Но, между прочим, еще и золотом. Правда, самородного золота в Израиле не было, нет и не предвидится. Однако золотая лихорадка время от времени охватывает наших граждан, и не без оснований

На этой земле уже тысячи лет обитают люди, и при этом все время идут войны. Как только начиналось очередное нашествие, что делали все мало-мальски зажиточные торговцы и ремесленники? Правильно: прятали золото, серебро и ценные вещи в разного рода тайники. Думаю, благодаря этому запасы золота в недрах Израиля не уступают Клондайку.

Почему я об этом вспомнил? Недавно в районе Бейт-Шемеша была арестована группа бедуинов, разрушивших стену и колодец древнеримского периода. Как оказалось, в семье одного из них из поколения в поколение передавалась легенда о том, что именно в этом месте какой-то их предок зарыл золото. Откуда золото, чье золото — бедуины толком не знали. Однако что интересно — к сказке о кладе прилагалась карта.
Тут надо сказать, что бедуинские карты — это совсем не то, что мы с вами привыкли называть этим словом. Чаще всего их карта представляет собой клочок бумаги, на котором весьма приблизительно нарисованы окрестности. Картографию, сами понимаете, дети пустыни не изучают и никогда не изучали.

Золото найти так и не удалось, трудившиеся напрасно бедуины задержаны полицией за варварское обращение с памятником старины, но когда я узнал обо всей этой истории, мне стало интересно: а вдруг легенда о кладе — правда?
Заглянем в недалекое прошлое.

В августе прошлого года на территории генерального штаба проводилось строительство. Подрядчики начали сносить один из старых домов, принадлежащих секте тамплиеров или, как их называют в Израиле, темплеров (не путать с одноименным средневековым орденом, секта была основана в ХIХ веке). Один из сносимых домов некогда принадлежал богатому немецкому архитектору Хьюго Вонагелю. Когда началась Вторая мировая война, англичане выслали темплеров, в массе своей поддерживавших нацистов, в Австралию. Хьюго Вонагель рассчитывал вернуться на Святую землю после войны, поэтому закопал свои сбережения в виде золотых монет в подвале дома, где их и обнаружили 70 лет спустя израильские строители.

Надо сказать, что Вонагель на тот момент был еще жив, мало того, сам рассказал о кладе, когда узнал, что на месте его старого дома будут проводиться строительные работы. Израильтяне передали найденные монеты детям Хьюго, и те намереваются хранить их как семейную реликвию, а потом передать в музей секты темплеров.

Так вот, почти столетний Вонагель рассказал, что в домах, где проживали темплеры, осталось еще немало кладов. Поскольку золото спрятал не он один, так поступили почти все члены высланной секты, большинство которых были люди зажиточные. Сколько же еще золота хранится сегодня в старых темплерских домах?

В прошлом году на окраине Старого города Иерусалима был обнаружен клад, состоящий из 250 золотых монет VII века. Монеты относятся к византийскому периоду. Кстати, клад обнаружил британский турист, который увлекается археологией и приехал в Израиль поработать волонтером на раскопках. Интересно, что в том же здании незадолго до открытия клада обнаружили уникальные серьги римской эпохи, возраст которых, по самым скромным подсчетам, составляет 2 тысячи лет.

Немало кладов находят и на территории автономии. Скажем, в Рамалле на раскопках, проводимых израильским Управлением древностей, нашли недавно клад, состоящий из золотых и серебряных украшений. Ученые относят найденные предметы к 10-11 векам нашей эры. На золотых и серебряных браслетах можно прочесть отрывки из Корана и надписи на арабском языке.

Обратите внимание: все три клада, о которых я вам рассказал, относятся к разным временам. Ценности прятали и византийцы в 7 веке, и арабы в 11-м, и современные темплеры в 20-м.

Но самым известным кладом, до сих пор не найденным, остаются сокровища Медного свитка. Конечно, сегодня каждый слышал о Кумранских пещерах, в которых были найдены древние рукописи, принадлежавшие, скорее всего, секте ессеев. Однако не всем известно, что один из найденных артефактов был написан не на пергаменте и не на папирусе, а выдавлен на тонкой полосе бронзы, которая затем была скручена. Содержание этой рукописи поразило ученых: то был подробный перечень храмовых сокровищ, зарытых в разных местах Святой Земли. "В горе Гризим под входом верхней шахты один сундук и его содержимое, и 60 талантов серебра. В устье источника Храма серебряные и золотые сосуды для десятины и денег, всего 600 талантов. В Большом стоке Чаши утварь Дома чаши, всего весу 71 талант 12 мин".

И подобные тексты изложены на многих страницах. Всего, по мнению современных ученых, храмовыми священниками (коэнами) и помогавшими им служителями (левитами) было спрятано примерно 65 тонн серебра и 12 тонн золота.
Где же это все? И если не все, то хотя бы небольшая часть?

Кто-то считает, что клады в минувшие с тех пор времена были найдены и переплавлены. Естественно, люди, находившие клады, старались не оповещать об этом всех и каждого, чтобы не стать жертвами грабителей или грабительских же налогов.

Существует мнение, что приметы, указанные в Медном свитке, были понятны исключительно узкой группе священников, отвечавших за казну Иерусалимского Храма. По каким-то причинам сокровища выкопать не удалось, и тайна ушла в могилу вместе с ее хранителями. А это значит, что сокровища Медного Свитка все еще лежат в Земле Израиля, дожидаясь своих счастливчиков, вместе со многими ценностями, зарытыми здесь в течение тысячелетий.

А может ли обычный человек взять и отправиться искать клад? С этим вопросом я обратился к Ариэлю М., сотруднику Управления древностей. Он часто помогает мне проводить туристов в самые закрытые места исторических памятников.

— Ариэль, вот я прочел об очередных поисках клада бедуинами и загорелся. Могу ли я, обычный израильтянин, взять лопату, металлоискатель и отправиться на поиски клада?
— Это запрещено, — отвечает он. — Конечно, если ты ничего не найдешь, твои действия скорее всего останутся без последствий. Правда, если при этом не будут повреждены уже открытые древности. Хочу подчеркнуть, что сами несанкционированные раскопки по израильским законам являются преступлением. А вот если человек нашел какую-то старинную вещь и не предъявил ее Управлению древностей, хуже того, понес на "черный рынок", он попросту сядет в тюрьму. Стоит заметить, что появление любой мало-мальски стоящей вещи на рынке археологических древностей не может остаться незамеченным. Поэтому нет никаких шансов на то, чтобы человек нашел клад и "незаметно" его продал.

— И чем я рискую в таком случае?
— Это решает суд! — смеется Ариэль.
— А что же делать, если меня обуревает золотая лихорадка, и я страстно хочу поискать клад?

— Для заядлых кладоискателей существует следующая возможность: отыщите по газетам или в Интернете объявление какой-либо археологической экспедиции о том, что она ищет добровольцев для проведения раскопок. Вы можете присоединиться к археологам и принять участие в поисках клада под руководством квалифицированных специалистов, которые, по крайней мере, знают, где стоит копать. Конечно, найденный клад вам положить в карман не удастся, но сотрудникам, нашедшим что-либо ценное, многие экспедиции выплачивают небольшие премии (разумеется, это надо оговорить заранее). В этом случае вы и клад найти имеете шанс, и кое-что заработать, а главное — все в рамках закона.

— А имели ли бедуины, о которых сообщалось недавно в СМИ, шанс найти в районе Бейт-Шемеша то, что они искали?

— К сожалению, подробностей дела я не знаю. В любом случае стоит учесть, что среди бедуинов весьма популярны предания о зарытых кладах. Что имел в виду прапрапрадедушка бедуина-кладоискателя, установить уже не удастся. В конце концов, если клад лежал в известном месте столько лет, почему его не выкопали раньше? Думаю, это лишь одна из легенд, которыми развлекают себя дети пустыни.

Александр РЫБАЛКА, «Новости недели» — «Континент»