ПРИКОСНОВЕНИЯ К ПРЕДМЕТАМ

ПРИКОСНОВЕНИЯ К ПРЕДМЕТАМ

Михаил ЮПП

Цикл стихотворений опоэтизированного искусствознания

***
Чередовала жизнь находки и потери
С любовью к старым книгам и вещам.
В сверхтайный мир приоткрывая двери,
Я верил всем прошедшим временам.
Меня влекли редчайшие предметы
Своей особенной, духовной стороной.
Я проникал в их древние секреты,
Но любовался только внешней стороной.

Судьба прямыми и окольными путями
В сверхтайный мир познания вела,
Чтоб среди прозы жизни я годами
На перекрестке жил Добра и Зла.
Чередовались дни полётов и падений
С весьма доверчивой любовью к старине,
Где вещи всех ушедших поколений,
Незримыми путями шли ко мне...


ПРИКОСНОВЕНИЯ К ОСВЕТИТЕЛЬНЫМ ПРИБОРАМ

Планета, ощущая мощь величества,
Сияла во Вселенной, как маяк,
Когда огонь, свеча и электричество
Победным светом раздвигали мрак.
И чтобы день продолжить в разговорах,
Малоизвестные планеты мастера
Огонь хранили в осветительных приборах,
Дух Света сберегая до утра.

Шло мощное развитие планеты,
Когда хрустальный отражая свет,
Писала юность при свечах приветы
И получала от возлюбленных ответ.
Их принимали карнавальные дворцы,
Где ночи напролёт сияли люстры;
Где в карты дулись под торшерами отцы,
И где жуировали у жирандолей хлюсты.

Свидетели времён: шандалы, фонари,
Блестят стеклом и золочёной бронзой.
Под их сияньем юность до зари
Несётся в танцах стайкой грациозной.
Свет, проникая в разные места,
Потребовал искуснейших приборов
Для светозарного церковного креста
И сумрачных подземных коридоров.

Планета ощущала свет, но мрак
Её тянул к сплошному мракобесию.
Там некогда светящий всем маяк
Впадал в невероятную депрессию.
Однако силой исключительного мнения,
Свет в осветительных приборах ликовал
И дружеским теплом прикосновения,
На карнавалы снова юность звал!..


ПРИКОСНОВЕНИЯ К РЕЗНЫМ КАМНЯМ

Если космос таится в названье,
Ты пред космосом не мельтеши.
Каждый камень при любованье
Раскрывает рисунок души.
Каждый камень в прикосновенье
Ощущает незримость резьбы,
Сохраняя в астральном мгновенье
Золотые руки судьбы.

Человек из горной темницы
Драгоценные камни извлёк,
И они разлетелись как птицы,
Прославляя далёкий Восток.
Грани их мастеров отражали
Из прошедших великих времён,
Сильных мира сего ублажали,
Навевая мистический сон.

Если космос таится в извивах
Камнерезчиков, то заодно
Прорастает на творческих нивах
Судьбоносной эпохи зерно.
И тогда в любом состоянье
Ты пред космосом не мельтеши.
Каждый камень имеет названье
Человеческой скрытой души.

Каждый камень абстрактным рисунком
В гороскопный мир увлечёт,
И потайно к оккультным наукам
Созерцательных дней приведёт.
Только космоса прикосновенье
К драгоценным резным камням,
Приобщит, но лишь на мгновенье,
Человека к далёким мирам.


ПРИКОСНОВЕНИЕ К ФАРФОРУ

Фарфоровые безделушки:
Фигурки, вазочки, кашпо,
Передавали мне старушки,
Одни за так, другие по –
цене высокой, но при этом,
Я, не торгуясь, им платил
И в петербургский дом эстета
С предосторожностью вносил.

Фарфор обогащал сознанье
Весьма скупого бытия,
Где временное мирозданье
Не замечать старался я
На перекрёстках умозрений
И во враждебных тупиках,
Когда среди приобретений
Витал в эстетских облаках.

Фарфор восточных изначалий
В бескрайний космос уводил.
Я в скорлупе своих желаний,
Желток восхода находил
На европейском небосклоне
Достойнейших мануфактур.
Там Севрский фарфор на троне
Блистал над сонмищем культур.

Там Веджвуд с Майсеном, не споря,
В музеях мировых стоят.
Но русские довольно скоро,
Заполнили коллекционный ряд.
Фарфора скрытое горенье
Я постоянно созерцал,
Чтоб он в минуты вдохновенья,
В моей поэзии сиял!..


ПРИКОСНОВЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СТЕКЛУ И ХРУСТАЛЮ

Что совершеннее: Галле или Лалик,
Богемское стекло иль Гусь-Хрустальный?
Во всём Божественный я ощущаю Лик –
Стремительный, священный, эпохальный.
Мне в подчинённой пластике стекла
Открылись творческого горизонта грани.
Сквозь паутину чётких линий пролегла
Многосюжетность цветовых играний.

Что уникальное: Нанси или Лимож,
Или стекло заводов Мальцева в России?
Но, как не восторгайся, только всё ж,
Невежество времён не пересилишь.
Невежество времён редчайшее стекло
В чаду пирушек вдребезги разбило.
Сквозь мглу событий мировое зло,
Оскалясь, лишь осколки сохранило.

Что благородней: сокрушать иль создавать
Хоралы витражей иль Тиффани токкаты?
Звенит хрустальная рассветов благодать,
Поют божественно стеклянные закаты.
Всё в мире совершенно, но предмет,
Любой предмет земных произведений;
Дарует человеку ясный свет,
Художественный свет прикосновений.

Взгляни: вот искрится глоток вина,
Ведь это солнечных лучей свеченья.
Любовь Создателя во всём растворена
Стеклянной музыкой высокого значенья.
Храни хрусталь звенящий, человек,
Оберегай стекла изящные вещицы.
Застыли на блестящих гранях рек
В предвечность улетающие птицы...


ПРИКОСНОВЕНИЯ К ЭМАЛЯМ

Эмаль на бронзе и латуне,
На меди и на серебре
Как отраженье многолуний
В сверхгалактической игре.
Гляжу на праздничность эмали,
На разноцветья хоровод
И в затуманенные дали.
Фантазия меня ведёт.

Китай эмалевых изделий
В сверхгалактическом окне
Под песнь бамбуковой свирели
Таил секрет клуазоне.
Однако вскорости узнали
Секрет восточного клише,
Но создал лучшие эмали
Российский гений Фаберже.

За гильяшированным всплеском
Прозрачный петербургский стиль
Снобистскую Европу с блеском
Сверхгалактичностью пленил.
Но ещё древние финифти
Усольских дивных мастеров
Вельможи, что ни говорите,
Ценили выше всех даров.

Эмаль на бронза и латуне,
На меди и на серебре –
Как отраженье многолуний
В сверхгалактической игре.
Прикосновением к эмали
Фантазия меня ведёт
Сквозь затуманенные дали
К сиянью творческих высот!


ПРИКОСНОВЕНИЯ К АНТИКВАРНЫМ ЯВЛЕНИЯМ

Мечты к былым прикосновениям
В открытый космос унеслись.
Я привыкал к земным явлениям,
Предметов познавая смысл.
И как бы ни были зловещи
Пути к явлениям земным,
Мне души раскрывали вещи
Происхождением своим.

В явлениях мелькала тайная
Обида сгинувших веков.
Я в юной жажде обладания
К любым расходам был готов.
Сие запоминали быстро
Весьма бесстрастные дельцы.
Ведь нынешние аферисты –
Совсем не русские купцы.

Прикосновения к явлениям
Вещиц полузабытых лет
С особенным благоговением
Испытывает лишь эстет.
Ему дано такое чувство –
Былое отмыкать ключом.
Вот в чём высокое искусство,
Что короновано чутьём.

Мечты к былым прикосновениям
Я в тайне много лет держу,
Поскольку внутренним явлением
Происхожденья дорожу.
Поскольку свет души предмета
Открытый космос сохранил
И в знания искусствоведа
Сакральной истиной вложил.


Филадельфия, 2011