ПРИНЦ РЕЙТИНГА РВЕТСЯ В КНЕССЕТ

ПРИНЦ РЕЙТИНГА РВЕТСЯ В КНЕССЕТ

Эфраим ГАНОР, «Новости недели» — «Континент»

На этой неделе в законодательной комиссии кнессета должно было состояться обсуждение проекта "закона Лапида", поданного депутатами Кармелем Шама а-Коэном от "Ликуда" и Ронит Тирош "из "Кадимы". Новый закон призван создать годичный барьер перед приходом в политику журналистов, желающих баллотироваться в кнессет после прекращения работы в СМИ. Закрепившееся в обиходе название однозначно показывало, против кого направлена депутатская инициатива.

Превентивная реакция популярнейшего ведущего передачи "Пятничная студия", чьи политические амбиции уже давно не являлись секретом, не заставила себя долго ждать. Как рассказали источники в окружении Яира Лапида, по завершении трансляции в минувшую пятницу он отправился домой. Здесь он провел встречу с близкими друзьями отца, Томми Лапида, которые в последние месяцы стали его ближайшими советниками. Это в первую очередь бывший премьер Эхуд Ольмерт, журналист и писатель Амнон Данкнер, а также бывший директор Управления телевидения и радиовещания Ицхак Ливни. Обсуждалась наиболее эффективная реакция Яира в связи с предстоящим голосованием по проекту закона его имени.

Немедленный уход Яира со Второго канала ТВ нейтрализовал действие нового закона. Но, с другой стороны, до выборов в кнессет еще далеко, и за оставшееся время, не "светясь" еженедельно на телевидении, можно растерять значительную часть электорального потенциала. Принятие закона вполне могло бы лишить Лапида возможности баллотироваться в кнессет во время ближайших выборов, что и определило решение уйти с телевидения немедленно. В воскресенье Яир Лапид подал заявление об уходе. Новость сразу стала главной темой политической жизни страны. Официальный приход Лапида в политику ожидался. Считалось лишь, что это произойдет позже. Расчет был верным — голосование по "закону Лапида" не проводилось, так как он потерял смысл.

Появление новой силы на арене смешало все карты и не осталось без внимания его будущих оппонентов. Биньямин Нетаниягу с оттенком сарказма поприветствовал Яира Лапида, сделав упор на то, что теперь он наконец-то пришел в политику и формально. Лидер "Кадимы" Ципи Ливни, для которой Лапид является главным конкурентом, заявила буквально следующее: "Хорошо, когда в политику приходят как можно больше людей, желающих изменить израильские реалии к лучшему ". И, наконец, еще один прямой конкурент Лапида, председатель "Аводы" Шели Ехимович, подчеркнула, что он является выразителем социальных ценностей, противоречащих платформе ее партии.

Как только приход Лапида в политику стал свершившимся фактом, со всех сторон посыпались различные опросы общественного мнения, в той или иной степени показывающие, как проголосовали бы граждане, если бы выборы состоялись сейчас. О степени серьезности этих опросов говорит хотя бы тот факт, что разброс по количеству "гипотетических мандатов" партии (пока еще виртуальной) Яира Лапида колеблется между 11-ю и 20-ю. При этом бытует консенсус, что основную часть голосов Лапид перехватит у "Кадимы". Вторым "поставщиком" голосов новоявленному лидеру должна стать "Авода". Считается также, что некоторое количество голосов уйдут к нему даже из "Ликуда" и НДИ. Обозреватели считают, что Яиру Лапиду удастся привлечь на свою сторону какое-то количество молодых выходцев из стран бывшего СССР.

Согласно ряду прогнозов, за оставшееся до выборов время электоральный потенциал Лапида частично растает. Возможно, чтобы это предотвратить, он в ближайшее время развернет организационную работу по созданию партии, предпочтя ее публичной активности. Его ближайшим советником по организационным вопросам является бывший глава канцелярии Ариэля Шарона Ури Шани.

Кто же вступит в партию Яира Лапида? В первую очередь указывают на тех, с кем он провел в последнее время ряд встреч. Среди наиболее известных имен Шломо Янай, генерал запаса, бывший генеральный директор фармацевтического гиганта "Тева"; председатель объединения студентов, один из организаторов палаточных протестов Ицик Шмули; мэр Герцлии Яэль Герман, а также Карнит Гольдавассер, вдова Регева Гольдвассера, павшего резервиста, чье тело было захвачено террористами "Хизбаллы".

Стоит привести результаты ряда опросов общественного мнения, опубликованных в СМИ на этой неделе. Так, согласно газете "Маарив", проводись выборы сейчас, "Ликуд" получил бы 27 мандатов, "Авода" — 18, "Кадима" — 15, НДИ — 14, а Лапид — 12. Согласно "Едиот ахронот" Лапид получает 11 мандатов, если у руля "Кадимы" остается Ципи Ливни, и 14 — если ее сменит Шауль Мофаз. Несмотря на все это, важен следующий факт: новой партии не удается изменить устоявшуюся политическую карту страны. При обоих раскладах у правого блока остается большинство, в то время как левые и центристы получают не больше 54 мандатов. Еще один опрос рассмотрел любопытный сценарий, согласно которому в случае вступления Яира Лапида в "Кадиму" партия получила бы на выборах 29 мандатов, на два опередив "Ликуд". Но и в этом случае ситуация в общем не изменилась бы: за счет других партий, в особенности НДИ, правые все равно оказываются в большинстве.

Итак, если верить опросам, значительная часть израильского общества, точнее, голосующая за левоцентристские партии, крайне не удовлетворена ситуацией и готова ради притока в политику "свежей крови" голосовать за человека, о взглядах которого на важнейшие проблемы имеются весьма туманные представления. Об опыте политической работы и, тем более, руководящей деятельности Яира Лапида говорить вообще не приходится. Тот факт, что опросы сулят ему от 11 до 20 мандатов, не может не вызывать удивления.

При всем уважении к нему как телеведущему популярнейшей программы, быть министром — это одно, а критиковать министров в газете — совсем другое. Опять-таки позиция Яира по важнейшим вопросам до сих пор неизвестна, хотя кое-какое представление на тему можно составить из чтения его колонки. Как бы там ни было, переход из журналистики в амбициозные политики простым быть не может. Большинство комментаторов согласны, что Яир Лапид попытается максимально использовать протестный потенциал минувшего лета в надежде заручиться поддержкой тех сотен тысяч, что выходили на улицы городов во время массовых демонстраций. Собственно, высокий электоральный потенциал Яира Лапида во многом и является порождением народного недовольства прошедшего лета и опирается на тех, для кого не безопасность, а социальные и экономические проблемы стоят на первом месте.

В свете этого стоит напомнить всем, кто поддерживает Лапида, даже не зная его предвыборной программы, что на протяжении 63-летней истории на израильском политическом небосклоне было немало "звезд", пытавшихся всерьез и надолго изменить реалии, организовав новые партии. В большинстве своем успех был относительным и кратковременным. Первую попытку подобного рода осуществил бывший премьер Давид Бен-Гурион, чья партия РАФИ, в составе которой были и Моше Даян с Шимоном Пересом, позиционировала себя как альтернатива МАПАЙ. Несмотря на кажущуюся персональную привлекательность, на выборах 1965 года она потерпела полный провал. В 1977 году бывший начальник генштаба Игаль Ядин со своей партией ДАШ получил 15 мандатов, но очень скоро и она канула в Лету. Наконец, ярким примером кратковременного успеха является отец Яира, Томми. Партия "Шинуй" под его лидерством получила 15 мандатов, но затем благополучно исчезла с политической арены. Этот список можно продолжать. Исключением является "Кадима", лидеру которой Эхуду Ольмерту удалось стать премьером по результатам выборов, да и сейчас эта партия имеет самое большое количество депутатских мандатов.

Нынешняя популярность Яира Лапида не должна удивлять. Он является типичным продуктом такого понятия как "рейтинг", и следствием глубокой неудовлетворенности значительной части общества современными политическими реалиями. Судьба таких политиков в Израиле сродни метеору — они ярко вспыхивают, но затем быстро гаснут в результате разочарования электората. В политике самое важное — застолбить свое место всерьез и надолго, но сделать это лишь при помощи критических статей и красивых слов — очень непростая задача. Для этого нужно нечто большее.

ИЗ ДОСЬЕ
Яир Лапид родился в ноябре 1963 года. Его отец — известнейший журналист Йосеф (Томми) Лапид, а мать — не менее известный прозаик и драматург Шуламит Лапид. Дед Яира со стороны матери, Давид Гилади, тоже был журналистом и по-настоящему легендарным. Уроженец Трансильвании, он репатриировался в Эрец-Исраэль в 1934 году и почти сразу начал публиковаться в популярной тогда газете "А-Цофе", а затем перешел в "Едиот ахронот". В 1948 году Гилади в группе журналистов, возглавляемых Азриэлем Карлибахом, создал газету "Маарив" и проработал в ней до 1975 года. Скончался Давид Гилади в 2009-м, столетним старцем.

Яир Лапид был трудным подростком, интенсивно занимался боксом, неоднократно сбегал из дому и подолгу жил на вольных хлебах. Его интеллигентные родители были в отчаянии: сын даже не стал сдавать экзамены на аттестат зрелости. Одумался он лишь в бытность военнослужащим, после трагической гибели в автокатастрофе сестры Михаль, работавшей корреспондентом армейской радиостанции "Галей ЦАХАЛ". Яир служил не в боевых частях, а корреспондентом журнала "Ба-Махане", а сразу после демобилизации стал репортером в "Маарив". В 1986 году он даже успел поработать редактором и продюсером в Голливуде, в 1988-м стал редактировать тель-авивское приложение популярной "Маарив", где в 1991 году стал колумнистом.

Позже и до наших дней вел собственную колонку в "Едиот ахронот", в номерах, которые выходят по уик-эндам. Безусловно большие способности Яира определили его успешную карьеру журналиста, писателя, сценариста и телеведущего. Более того, в 1991 году он снялся в роли второго плана в фильме "За морем", а в 1994-м сыграл в популярном сериале "Песнь сирены".

Собственно телевизионная карьера Яира началась в 1995 году, когда он стал вести ток-шоу на Первом канале в пятничном вечернем прайм-тайме. На Второй канал он перешел в 2000-м, где по 2008-й год вел популярнейшее шоу имени себя. Работал он и на радиостанции "Галей ЦАХАЛ".

Лапид — автор 11 книг, часть из которых — остросюжетные романы. Написанную им биографию отца назвал "Воспоминания после моей смерти". Два сериала, транслировавшихся по Второму каналу израильского телевидения, сняты по его сценариям, он автор и ряда пьес. С 2008 года и до объявления об уходе в политику он вел основную еженедельную новостную программу канала "Пятничная студия".

Яир женат вторично, у него двое детей. Его супруга Лии — популярная писательница и колумнистка "Едиот ахронот". Кроме погибшей Михали, у Лапида есть сестра Мирав, психолог.