ОСТАНОВКА НЕ ПО ТРЕБОВАНИЮ

ОСТАНОВКА НЕ ПО ТРЕБОВАНИЮ

Петр ЛЮКИМСОН, «Новости недели» – «Континент»

Думается, нашим читателям не надо рассказывать о том, что произошло в начале минувшей недели в автобусе номер 451, следовавшем по маршруту Ашдод - Иерусалим. В мгновение ока 28-летняя Таня Розенблит превратилась в символ борьбы с религиозным диктатом

О ней написали все газеты. С ней встретился лично великий реформатор общественного транспорта министр Исраэль Кац, которого до сих пор поминают тихим, но не очень добрым словом тысячи жителей Тель-Авива и окрестностей. Ей позвонила, чтобы высказать свои комплименты лидер оппозиции Ципи Ливни. О поддержке позиции Тани поспешили заявить премьер-министр и многие депутаты от партии НДИ. Словом, о таких, как она, принято писать, что в одно прекрасное утро она проснулась знаменитой.

Однако мне было крайне любопытно узнать, что думают по поводу всей этой истории рядовые израильтяне, в том числе наши дважды соотечественники и, конечно же, сама Таня Розенблит.

ПРЕНИЯ СТОРОН
Почти сразу же после инцидента в 451-м автобусе, как и следовало ожидать, были высказаны две противоположные точки зрения на произошедшее. Сторонники первой воздавали должное мужеству и гражданской позиции девушки. Таня, напоминают они, ехала в общественном транспорте, на который распространяются принятые в Израиле нормы, а в нормах этих нет правила, узаконивающего разделение мест в автобусе по тем или иным признакам. Отказавшись пересесть на места для женщин, Таня Розенблит, по мнению сторонников первой точки зрения, показала, что никто не имеет права навязывать ей свой образ жизни и свои нормы поведения, и что это не она должна уважать законы ортодоксов, а ортодоксы - законы государства, в котором они живут. По мнению "первых", Таня подверглась в автобусе самому настоящему насилию со стороны харедим, ее оскорбляли, ей угрожали...

Ортодоксы, в свою очередь, настаивают на том, что девушка осуществила сознательную и тщательно продуманную провокацию. Возможно даже, с целью приобрести популярность. В качестве доказательства своей версии они напоминают, что Таня не просто воспользовалась "их" маршрутом - она начала вести видеосъемку со звукозаписью еще до того как поднялась в автобус. По их мнению, девушка понимала, что последует за ее действиями, и готовилась к дальнейшему развитию событий. В автобусе, продолжают свидетели происшествия, она специально заняла сиденье сразу за спиной водителя, хотя передние сиденья во всех автобусах предназначены для пожилых людей и инвалидов, после чего продолжала снимать все происходящее в автобусе явно с целью дальнейшей публикации.

У каждого, как говорится, своя правда...

ГЛАС НАРОДА-1
Автор этих строк специально прошелся по иерусалимской автостанции в поисках платформы для автобуса 451 маршрута. Такой платформы я не нашел, зато заметил автобус номер 442, курсирующий между Ашдодом и Иерусалимом. На остановке стояла самая разношерстная публика, в том числе и ортодоксы. Как выяснилось, автобус этот ходит с достаточной частотой, так что особых проблем в сообщении между Ашдодом и Иерусалимом нет. И, разумеется, никто не требует, чтобы мужчины и женщины сидели в нем отдельно.

Я подошел к сидевшей на остановке женщине в джинсах и спросил, были ли у нее когда-нибудь столкновения с ортодоксами. Она ответила:

- Ни разу. И знаете, почему? Потому что я их датишным автобусом не езжу. Пусть они себе там хоть на голове стоят, это их дело. Вы, наверное, хотите знать, что я думаю по поводу той девушки?.. Так вот, я считаю, она сама нарвалась на неприятности. А может, и хотела нарваться из каких-то своих соображений.

- Что значит "хотела нарваться"?! - перебивает ее стоящая рядом женщина, прислушивавшаяся к нашему разговору. - Если позволять этим религиозным делать все, что они хотят, они нам вообще на голову сядут! И так уже сидят - в армии не служат, налогов не платят, на наших солдат нападают...

***

Дозвониться до Тани Розенблит оказалось непросто - начинающая журналистка, видимо, и в самом деле девушка занятая. Отвечая на мой первый вопрос - почему я не смог найти 451-й автобус на тахане-мерказит в Иерусалиме, - Таня сказала, что не знает, заходит ли вообще туда этот автобус.

- Он курсирует исключительно между теми районами Ашдода и Иерусалима, в которых живут ортодоксы, - пояснила она. - И пользуются этим маршрутом тоже только ортодоксы.

- Таня, - сказал я, - судя по всему, вы проделали блестящую журналистскую работу, выявившую проблему дискриминации женщин в ортодоксальной среде. Как вам вообще пришла в голову столь замечательная идея - сесть в такой автобус и сделать самый настоящий скуп?

- Благодарю за комплимент, но вы совершенно неправы. Все произошло спонтанно. Просто мне по работе надо было в тот день попасть в ортодоксальный район Иерусалима, вот я и решила воспользоваться этим маршрутом. Поэтому я и оделась так, как принято в этой среде. А позади водителя я села исключительно для того чтобы в нужный момент спросить у него, когда мне выходить.

- У вас были прежде какие-то столкновения с ортодоксами?

- Нет, я с ними практически никогда не сталкивалась. За исключением того, что на предыдущем месте проживания у меня была религиозная соседка, и мы с ней прекрасно ладили, можно даже сказать, дружили. Так что никакого предубеждения против ортодоксов у меня нет, если вы спрашиваете об этом.

Из дальнейшего разговора выясняется, что как только Таня поднялась в автобус, водитель предупредил ее, что на этой линии действуют особые правила рассаживания пассажиров, но она проигнорировала его слова. Большинство пассажиров, входя в автобус, бросали на нее неодобрительные взгляды, но ничего не говорили. Скандал затеял один из ортодоксов, заставивший водителя остановиться и требовавший, чтобы Таня... нет, не вышла из автобуса, а просто пересела. Водитель, как известно, вызвал полицейского, тот предложил Тане "уважить" попутчиков, но она отказалась.

По словам самой Тани, ее в этот момент "замкнуло", она поняла, что речь идет о ее женском достоинстве, о принципах, и решила ими не поступаться. Такой уж у нее характер. Из прозвучавших в ее адрес слов с негативным подтекстом она уловила только одно: шикса. В результате ее отказа пересесть некоторые харедим решили отказаться от дальнейшей поездки в этом автобусе, а зачинщик скандала на протяжении всей поездки сидел на ступеньках и читал псалмы, то есть поездка для него была, мягко говоря, крайне неудобной.

К сожалению, наш разговор с Таней Розенблит очень быстро прервался, и я не успел спросить у нее о планах на будущее, о том собирается ли она обратить внезапную популярность на пользу своей журналистской карьере или даже в политический капитал. Но в целом у меня осталось впечатление, что девушка была со мной искренней. Видимо, все и в самом деле произошло спонтанно. Ну, а то, что она снимала и записывала происходящее, с современным уровнем техники это несложно.

В то же время СМИ явно переборщили, утверждая, что в ее адрес сыпались угрозы, оскорбления и проклятия. Как ни крути, даже из рассказа самой Тани получается, что пассажиры автобуса вели себя достаточно корректно. А неодобрительные взгляды... Разве можно кому-то запретить смотреть на другого человека с тем или иным взглядом или выражением лица?

Самым неожиданным для меня стали результаты обсуждения этого инцидента с русскоязычными пассажирами Тель-авивской таханы мерказит.

ГЛАС НАРОДА-2
Признаюсь, я ожидал, что подавляющее большинство представителей нашей алии целиком и полностью встанут на сторону Тани, но оказалось, что я ошибался. То есть таких людей было немало, но тех, кто воспринял поведение Тани неоднозначно или даже с осуждением, оказалось ненамного меньше.

- Лично я прекрасно понимаю чувства этой девушки. Я сама как-то попала в подобную ситуацию и решила с этими фанатиками не связываться. А она связалась. Не побоялась постоять за себя. Честь и хвала ей за это, - сказала какая-то женщина, отказавшаяся представиться.

- Я думаю, эта Таня Розенблит не так давно посмотрела американский фильм "Прислуга", рассказывающий о дискриминации негров в Америке, в том числе в автобусах, - считает пенсионер Марк Рейзин. - Фильм хороший, впечатлил многих. Сейчас все сравнивают этот инцидент в Ашдоде с американскими автобусами для черных и белых, но такое сравнение неуместно. В те времена в южных штатах такая сегрегация в автобусах была повсеместной, у нас же ее вводят лишь на линиях для ортодоксов. Я этого не одобряю, но считаю, что они имеют право жить по своим законам, если им эти законы нравятся. В данном случае не ортодоксы навязывали свои законы девушке, а девушка - ортодоксам. Так я считаю...

Слушая Марка Борисовича, я подумал: те, кто по-прежнему уверен, что вся русскоязычная алия воинственно настроена против ортодоксов и пытается нажить на этом политический капитал, глубоко заблуждаются. Алия изменилась. Ее отношение к религиозным землякам и их образу жизни явно стало другим - более спокойным и взвешенным.

ГОВОРЯТ ОРТОДОКСЫ
На ортодоксальных сайтах в Интернете тоже бушует буря. Как выяснилось, далеко не все религиозные евреи одобряют попытки разделить мужчин и женщин в общественных местах. Сторонники религиозного сионизма вообще выступают против этого, считая, что подобное разделение вообще противоречит духу иудаизма. Мол, евреи всегда отправлялись на паломничество, молитву и по другим делам семьями, и никто не требовал, чтобы мужья шли отдельно от жен. Аналогичные мысли высказывают и некоторые ультраортодоксальные раввины.

Но есть и те, кто утверждает, что подобное разделение предписано Галахой, поэтому религиозные еврейки не только не протестуют, но и горячо его одобряют. Многие из них заявляют, что женщины, сидящие отдельно от мужчин, чувствуют себя более расковано.

Довелось прочесть и такое мнение: требования о разделении мужчин и женщин, конечно, являются крайностью, но крайность эта порождена теми крайностями в одежде и поведении, которые в последнее время позволяют себе светские евреи.

И почти все сходятся в том, что дело не в автобусах. Определенные круги в израильском обществе используют любой повод для того чтобы демонизировать религиозных евреев и делегитимизировать иудаизм, приравняв его без всяких на то оснований к иранскому фундаментализму.

ГДЕ ВЫХОД?
На днях в СМИ появилось сообщение, что американские еврейские бизнесмены готовы дать деньги на частные автобусные компании, которые будут обслуживать только ортодоксов, причем совершенно бесплатно.

Трудно сказать, разрешит ли министерство транспорта деятельность подобной компании. Но даже если да, что это решает? Кто может помешать очередному борцу с религиозным диктатом войти в такой автобус и вести себя там так, как он считает нужным? Что можно с ним сделать в рамках закона?!

Так что это не решение. Решение в другом... Может быть, нам стоит все-таки научиться договариваться и хотя бы время от времени уступать друг другу? По меньшей мере для того чтобы обычная автобусная свара не превращалась в идейно-политическое событие? Ведь наживаются на этом, судя по всему, не слишком обремененные совестью интересанты. Причем с обеих сторон...

На фото. Министр транспорта Исраэль Кац с Таней Розенблит. Фото: Сассон Тиром