ИДЕТ ВОЙНА ГРАЖДАНСКАЯ...

ИДЕТ ВОЙНА ГРАЖДАНСКАЯ...

Давид ШАРП, «Новости недели» — «Континент»

Происходящее в эти недели в Сирии уже с полным правом подпадает под определение гражданской войны, хотя о сопоставимости военного потенциала обеих сторон говорить пока нельзя.

Наряду с продолжавшимися в последние дни демонстрациями протеста, которые по-прежнему жестоко подавляются верными режиму силами, поступали сообщения и о масштабных боевых столкновениях в целом ряде районов страны. Поскольку повстанцы из "Армии свободной Сирии" придерживаются партизанской тактики, активнее всего они действуют в приграничных районах, местность которых труднодоступна для тяжелой техники верных режиму частей. В первую очередь речь идет о районах двух городов — Идлиб, что вблизи турецкой границы на севере, и Дара, что возле иорданской границы, на юго-востоке. Неподалеку от последнего в воскресенье произошел, возможно, самый крупномасштабный бой с момента начала восстания (март этого года).

По сообщениям местных жителей, 12-я бронетанковая бригада сирийской армии, базирующаяся в 40 километрах от иорданской границы, попыталась восстановить контроль над городком Бусра аль-Харир и близлежащим нагорьем, где нашли укрытие сотни дезертиров, постоянно совершающих нападения на армейские колонны. По словам очевидцев, в районе боевых действий стреляли практически без передышки, слышна была интенсивная канонада. Итоги противостояния, в котором с обеих сторон участвовали как минимум сотни бойцов, пока неизвестны, но можно предположить, что, несмотря на существенный огневой перевес и наличие танков, вряд ли правительственным войскам удалось уничтожить повстанцев, уж больно там неудобная для операций с применением тяжелой техники местность. Нападения "Армии свободной Сирии" в других частях страны носили менее значительные масштабы, тем не менее, имеются свидетельства их локальных успехов. В первую очередь это уничтожение нескольких единиц бронетехники и автомашин правительственных войск, а также их потери в живой силе.

Постепенно продолжают нарастать и темпы дезертирства. Большинство источников считают, что численность вооруженных повстанцев — 10-15 тысяч человек, причем явное большинство составляют именно дезертиры. Показательно сообщение газеты "Гардиан" о том, что в начале недели возле Идлиба на строну оппозиции перешли сразу несколько сот солдат, и в тот же день небольшая часть в полном составе дезертировала возле Дары. Если эта информация верна, есть основания утверждать, что данное явление принимает поистине массовые масштабы, а значит, на горизонте маячит развал сирийской армии, по крайней мере, ряда ее крупных частей, в результате чего режим Асада столкнется с непосредственной угрозой своему существованию.

12 декабря ООН обнародовала данные о числе жертв сирийских волнений, начиная с марта этого года. Количество погибших с обеих сторон оценено в 5 тыс. человек. За решеткой на данный момент находятся 14 тыс., еще 12400, опасаясь за свою жизнь, покинули страну. К этому стоит добавить, что количество раненых в несколько раз превышает число погибших.

Та же газета "Гардиан" опубликовала репортаж своего корреспондента, участвовавшего в рейде на сирийскую территорию из Турции вместе с контрабандистами, переправляющими туда оружие и боеприпасы. Встретился он и с получателями оружия из "Армии свободной Сирии". Как рассказали контрабандисты (причем по их словам то же самое происходит на границах с Ираком и Ливаном), они полностью переключились на поставку оружия вместо других товаров. Рейды проводятся по три раза на день, а самым ходовым товаром являются патроны и автоматы Калашникова. На вопрос, получают ли повстанцы помощь извне, их командир ответил отрицательно. В качестве примера он привел тот факт, что за оружие приходится платить очень высокую цену. Один "калашников" якобы обходится в 2 тыс. долларов, а один патрон — в 2 доллара. В качестве источника этих немалых даже не по местным меркам сумм интервьюируемый назвал распродажу имущества жителями Идлиба и окрестных деревень, включая семейные драгоценности и автомобили. Население делает все возможное, чтобы заполучить оружие, с помощью которого они смогут себя защитить от репрессий властей. Темпы вооружения не могут не впечатлять: по словам командира повстанцев, во время последнего столкновения с армией его люди располагали всего 30 "калашниковыми", а теперь у них уже 600 стволов.

В качестве примера успехов борьбы с "террористами" продемонстрировало трофеи, якобы захваченные у повстанцев, и государственное сирийское телевидение. Было ли это оружие в самом деле изъято, и если да, то попало ли оно в Сирию из-за границы, неизвестно. Сюжет вполне мог быть снят и на складах сирийской армии. Как бы там ни было, арсенал выглядел довольно внушительно. Кроме "калашниковых" здесь была пара снайперских винтовок, десятки единиц боеприпасов для ручных и подствольных гранатометов, сотни ручных гранат, несколько современных портативных раций, противотанковые и минометные мины, а также миномет калибра 82 мм.

В ночь с 12 на 13 декабря истек ультиматум, выдвинутый силовиками наиболее крупному из мятежных городов — городу Хомсу. Как рассказали местные жители корреспонденту CNN, им было предложено сдать к данному сроку оружие, выдать дезертиров и прекратить акции протеста. В противном случае их ждет масштабная войсковая операция. На момент написания этих строк о ее начале не сообщалось, но город был почти полностью окружен армейскими подразделениями, которые, по словам жителей, перекрыли поставки продовольствия в Хомс. Как сообщают источники в оппозиции, люди пребывают в страхе, что операция, которой им угрожают, станет настоящей бойней с тысячами жертв, перед которой гибель сотен людей до сих пор покажется каплей в море.
Официальный Дамаск опроверг факт плотной осады Хомса, а также то, что его жителям предъявлен ультиматум. Интересно, что на фоне всего происходящего власти попытались провести в стране муниципальные выборы, объявив их одним из шагов по проведению обещанных Асадом реформ. Само собой, об энтузиазме избирателей говорить не приходится.

Нельзя обойти стороной еще одно сообщение из Сирии, хотя оно кажется сомнительным. По сведениям из оппозиционных источников, убит один самых влиятельных людей в окружении Асада, муж его сестры Бушры, заместитель начальника генштаба по разведке генерал Асеф Шаукат. Причем убийство якобы произошло во время его ссоры со своим ближайшим помощником, генералом Али Мамлюком. Ходят слухи, что Шаукат выхватил пистолет и стал угрожать генералу, тот не остался в долгу и выстрелил в своего начальника из табельного оружия. От полученного ранения тот то ли скончался, то ли впал в кому. Согласно этим сообщениям, власти решили сохранить происшедшее в тайне. До сих пор новости об убийствах внутри правящей верхушки оказывались вымыслом. Одна из них, например, касалась Фарука аш-Шары, ближайшего сподвижника Асада, который якобы был тяжело ранен как раз генералом Шаукатом, однако через несколько дней после этого аш-Шара появился на людях, целый и невредимый. В жертвы недавно был зачислен и ушедший в отставку министр обороны Али Хабиб. Слухи о своей гибели Хабиб опроверг, выступив по телевидению.

Ситуацией в Сирии, естественно, особенно обеспокоен соседний Ливан. Состояние этой страны сейчас можно охарактеризовать как напряженное ожидание. Падение режима Асада или, наоборот, его спасение окажет на Ливан самое непосредственное влияние. Кстати, в поставках оружия и финансовой помощи противникам режима Дамаск обвиняет антиасадовски настроенные силы в Ливане.

В минувшую пятницу поблизости от южноливанского города Тир возле патрульного бронированного внедорожника войск ООН было приведено в действие взрывное устройство. Пятеро находившихся в машине французских солдат и двое прохожих получили ранения. Ответственность за взрыв на себя не взял никто, однако уже в воскресенье министр иностранных дел Франции Ален Жюппе открыто обвинил в произошедшем Дамаск, а в качестве непосредственного исполнителя назвал "Хизбаллу". При этом Жюппе сказал, что конкретными доказательствами он не располагает, но у него есть серьезные основания для такого предположения. В Париже уверены, что теракт стал ответом Дамаска на очень активную антиасадовскую политику Франции. И Сирия, и "Хизбалла" поспешили отвергли французские обвинения.

В ночь на 12 декабря имел место очередной ракетный обстрел израильской территории из Южного Ливана, вернее, его попытка. Будучи выпущенной из района города Бинт-Джбейль, примерно в 2 километрах от израильской границы, ракета разорвалась в ливанской же деревне Хула, ранив местную жительницу.

Шиитское движение "Хизбалла", ближайший союзник Асада, которое в перспективе должно больше всего пострадать от падения режима в Дамаске, обнародовало имена 10 офицеров ЦРУ, курировавших местных американских агентов (о задержании этих агентов сообщалось не так давно). Кроме того, принадлежащий "Хизбалле" канал "Аль-Манар" показал анимационные ролики, демонстрирующие как якобы именно ЦРУшники, базирующиеся в американском посольстве в Бейруте, встречались со своими агентами.

Возвращаясь к событиям в Сирии, следует отметить, что главным "щитом" Асада на международной арене и, что самое важное, в СБ ООН остается Москва. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил 13 декабря, что Запад отказывается усилить давление на "группировки вооруженных экстремистов" в рядах оппозиции, пытающихся свергнуть режим, и требует при этом санкций против сирийских властей. Данный подход Лавров назвал аморальным.

Безусловно, факт вооруженного сопротивления режиму налицо, однако не мешает помнить, что тут является причиной, а что — следствием. Именно жесткие репрессии властей, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, в значительной степени породили сопротивление, не говоря уже о том, что большую часть времени волнения носили, как правило, характер демонстраций протеста, а не вооруженной борьбы. Столь оригинальная оценка происходящего вызывает удивление, тем более что упорная поддержка Асада может привести Россию к ухудшению отношений с теми, кто придет ему на смену. Видимо, в отличие от большинства других стран, в том числе и Израиля, в Москве не считают, что дни Асада сочтены, или же уверены, что, несмотря ни на что, с будущими властями все равно удастся наладить отношения.

Возможно также, что Кремль принял твердое решение не сдавать старого друга. Скорее всего, там уверены, что это окажет положительное впечатление как на другие дружественные России режимы, так и на общественное мнение внутри страна, где в свое время "сдача" Югославии была воспринята многими крайне негативно. Ну и, конечно же, такой подход является своего рода демонстрацией для Белого дома, недавно отказавшего в поддержке своему давнему союзнику, президенту Египта Хусни Мубараку. Ко всему этому следует добавить, что в последние годы Сирия является одним из крупнейших покупателей российского оружия в регионе, и именно в сирийском порту Тартус находится единственная зарубежная российская военно-морская база.