СТРАСТИ ЕГИПЕТСКИЕ

СТРАСТИ ЕГИПЕТСКИЕ

Эфраим ГАНОР, «Новости недели» — «Континент»

Египет вернулся на 10 месяцев назад, а те немногие, кто думал, что с падением режима Мубарака проблемы страны решены, убедились в своем заблуждении. Последние дни со всей остротой показали: Египет находится на грани хаоса, а его будущее крайне неопределенно.

Все началось в субботу вечером, когда десятки тысяч оппозиционных демонстрантов вышли на площадь Тахрир в Каире и на улицы других городов страны. Демонстрации носили агрессивный характер, сопровождались массовыми акциями вандализма, а также масштабными столкновениями с силами полиции и армии. Вначале для разгона акций протеста силовики применяли слезоточивый газ и резиновые пули, но в дальнейшем в ряде случаев по демонстрантам открывался и огонь на поражение. По итогам первого дня беспорядков 11 человек убито и сотни ранены. Важно отметить, что организаторами массовых манифестаций стали все оппозиционные силы страны, но основной движущей силой была организация «Мусульманские братья».

Основной причиной волны возмущения было заявление правящего в Египте Высшего военного совета о намерении сохранить за собой часть «особых полномочий» и после всеобщих выборов. Особенно эта перспектива не понравились «Мусульманским братьям», для которых было очевидным, что «особые полномочия» военных окажутся направленными, в первую очередь, против них.

Еще во время субботней демонстрации министр культуры Египта Идам Абу-Гази заявил, что поддерживает требования демонстрантов и подает в отставку, и возникли опасения, что его примеру последуют другие министры.

События в Египте вызвали серьезное беспокойство в Европе и США, где, кроме всего, опасаются миллионных волн эмигрантов в случае резкого ухудшения экономической ситуации в этой стране.

В понедельник демонстрации в Каире, Александрии, Асуане, Суэце, Исмаилии и ряде других городов носили еще более массовый и кровавый характер. Количество убитых вскоре достигло 40, а раненых 1800 человек. До вторника в Иерусалиме надеялись, что беспорядки постепенно утихнут и военным властям удастся претворить в жизнь свой план проведения президентских выборов примерно через два года. Однако действительность оказалась иной. Массовые протесты силовикам подавить не удалось, что доказало слабость Высшего военного совета и его оторванность от египетских политических реалий. Ни «Мусульманские братья», ни другие оппозиционные силы уступать военным не намереваются. В итоге, осознавая свое бессилие, временное гражданское правительство Египта подало в отставку в полном составе. Это не удовлетворило демонстрантов и с новым лозунгом «Народ требует голову фельдмаршала!» они призывают к смещению главы Высшего военного совета Мухаммада Хусейна Тантауи.

Среди участников беспорядков преобладают не исламисты, а молодые демонстранты, в том числе много студентов, выступивших против намерения военных присвоить плоды победившей революции. Одно из основных требований демонстрантов — проведение парламентских выборов 28 ноября, как и было обещано. Все оппозиционные силы скоординировали позиции и по остальным главным требованиям, предъявленным военным властям:
1. Прекращение насилия в отношении демонстрантов и привлечение к суду виновных в кровопролитии.
2. Полная передача власти избранному гражданскому правительству не позднее 1 апреля 2012 года.
3. Проведение президентских выборов как можно скорее.
4. Отмена проекта конституции, позволяющей армии вмешиваться в управление государством после выборов.
В ответ Высший военный совет призвал оппозиционные силы к диалогу, направленному на разрешение кризиса.

По свежим оценкам египетских политологов, «Мусульманские братья» и другие исламистские партии могут получить на предстоящих парламентских выборах от 30% до 40% голосов. Израильские оценки более пессимистичны: 40% и выше. После событий этой недели усилились опасения, что исламский блок вообще заручится большинством в парламенте, ибо «Мусульманские братья» являются наиболее организованной партийной структурой и располагают внушительными финансовыми возможностями. Настолько внушительными, что, по имеющейся информации, избирателям, которые собираются проголосовать за них, предлагается «предвыборная взятка» в размере 30 фунтов (около 5 долларов, что для нищего населения весьма существенно).

Итак, того, кто ждал, что в результате революционных изменений Египет станет светским демократическим государством, ждет серьезное разочарование.
Понятно, насколько взрывоопасная ситуация в соседнем ключевом арабском государстве беспокоит Израиль. Начальник генерального штаба Бени Ганц и глава АМАНа (военная разведка) Авив Кохави, выступая на этой неделе перед членами кабинета министров, представили ряд далеко не оптимистичных возможных сценариев развития событий в Египте. Один из них предупреждает, что укрепившие свое влияние «Мусульманские братья» пойдут на тесное сотрудничество с ХАМАСом. В этой связи, считают в АМАНе, Израиль не должен противиться созданию палестинского правительства национального единства в составе ФАТХа и ХАМАСа. Более того, среди ряда офицеров АМАНа распространено мнение, согласно которому, если ХАМАС признает Ословские соглашения, Израиль должен вести мирные переговоры с правительством, в которое входят члены этого движения. По замыслу сторонников такого подхода, эти действия вызовут противоречия между ХАМАСом и египетскими исламистами.

22 ноября вечером фельдмаршал Тантауи попытался разрядить ситуацию, обратившись к гражданам страны с телеэкрана. Он подчеркнул, что у него нет ни малейших намерений удерживать власть и только национальные интересы Египта руководят его действиями. Из выступления фактического правителя государства стало ясно, что военные готовы отступить: Тантауи заверил, что президентские выборы состоятся не позднее 30 июня 2012 года, а парламентские, как и запланировано, в ближайший понедельник. Фельдмаршал сообщил о создании «правительства национального спасения» взамен ушедшего в отставку, а армия передаст свои полномочия гражданским властям сразу после президентских выборов.

Тем не менее, такие явные уступки не удовлетворили протестующих. Протесты продолжились с новой силой, а демонстранты скандировали: «Тантауи, уходи!». Не обошлось и без новых человеческих жертв. Не помогли утверждения фельдмаршала, что армию интересует лишь благо народа и страны, что от демократического пути развития Египта он отступать не намерен.

Подход Высшего военного совета красноречиво продемонстрировал не только непонимание требований масс, но и полное отсутствие опыта руководства страной, тем более в такой кризисной ситуации. Это и неудивительно: во время правления Мубарака военные были далеки от политики, и подобный опыт им приобрести было просто негде. Высший военный совет крайне заинтересован в стабильности следующих военно-политических реалий:
1. Сохранение американской военной и экономической помощи Египту и соблюдение мирного договора с Израилем.
2. Чтобы будущие гражданские власти оставили в неприкосновенности бюджет армии, а также многочисленные контролируемые военными фирмы и предприятия.
3. Наконец, в личном плане военная верхушка хочет избежать судебного преследования после прихода к власти гражданского правительства.

Складывается устойчивое впечатление, что реализовать эти требования армии будет очень непросто. Неимоверно сложно навести порядок в стране с 88-миллионным населением, стоящей на грани анархии и раздираемой сложнейшими противоречиями и проблемами, экономическими в том числе.
Иерусалим в тревожном ожидании. Под вопросом не только поставки египетского газа, но и безопасность южной границы и непосредственно мирный договор с нашей страной. Кроме того, происходящее в Египте оказывает сильнейшее влияние на ряд других стран Ближнего Востока, в целом переживающего очень неспокойные времена.