ТОЛЬКО МУЗЫКА В ЦЕНЕ

ТОЛЬКО МУЗЫКА В ЦЕНЕ

5 ноября в концертном зале Christian Heritage Academy в Northfield состоялся большой концерт «Еще не кончен бал», посвященный 75-летнему юбилею автора-исполнителя Григория Дикштейна, живущего в Чикаго.

Описывать на словах юбилейный концерт Григория Ефимовича Дикштейна – дело совершенно неблагодарное: это почти то же, что изливать восторги по поводу вкуса изысканного блюда тому, кто никогда не пробовал его. Такое сценическое действо нужно было видеть, слышать и вместе с многочисленными зрителями, пришедшими на концерт, радоваться каждой минуте пребывания в одном зале с этим талантливейшем человеком, известным поэтом, композитором и исполнителем.

Вот жизненный запас: шагреневая кожа,
Огарок восковой оплавленной свечи...
Не стоит унывать, у глаз морщины множа,
Еще не кончен бал, и музыка звучит...


Конечно, на вечере было всё, что должно быть на юбилее: рассказ о непростом творческом пути автора, фотографии прожитых лет на большом экране, поздравления именитых гостей, соратников, друзей и близких, серьезные стихи и песни, шутки и пародии, цветы и аплодисменты, но меня всё время не покидало ощущение какого-то странного несоответствия между этим, в общем-то, нормальным юбилейным официозом и тем, как выглядел виновник торжества, какое ощущение создавал он у нас, зрителей. Разве этот легкий в движениях человек со звонким голосом, гривой шикарных волос и хитрецой в глазах может быть столь солидным юбиляром? Он — страстно поющий, живо рассказывающий истории и читающий стихи, почти не уходя со сцены в течение трех часов? Постойте, хотелось сказать, не наделяйте его так упорно тяжелым словом "юбиляр" — это ошибка, ему, наверняка, лет на двадцать меньше!..

Пусть времени резец скользит по нашим лицам,
Мы в царствии теней не числимся пока.
Хоть искорка одна живая сохранится,
Еще не кончен бал, и осень далека!


Что касается гостей, то к Дикштейну пришли, приехали, прилетели с поздравлениями из разных городов и стран люди замечательные: поэт, автор песен Вероника Долина (Москва), авторы-исполнители Валентина Гиндлер (Стокгольм, Нью-Джерси), Геннадий и Татьяна Брайман (Детройт, Мичиган). Отрывок из композиции по прозе И. Бабеля «Как это делалось» предварила своим поздравлением Лидия Бабель, дочь знаменитого писателя, специально приехавшая из Сарасоты (Флорида). Не бедна талантами и чикагская земля: это легко доказали писатель и поэт Наум Сагаловский, поэт и композитор Татьяна Меламед. Искрометно исполнила свои роли Елена Бернат, которая, будучи ведущей вечера, появилась также в образах Эдит Пиаф и очаровательной чертовки с песней к спектаклю по сказке В.Шукшина «До третьих петухов». Чудесно спели произведения Дикштейна вокальный ансамбль БМВ (Б. Борушек, М. Цейтлина, В. Андрианов), В. Каганович, Э. Бампи. Заслуживает высокой похвалы музыкальное сопровождение концертных номеров: здесь и блистательные скрипки Б. Горелика и М. Розенталя, и виртуозная гитара М. Сычева, и яркий аккомпанемент Г. Болдецкого, Г. Данилевского, Д. Гальперина, Е. Поляка. А как прочитал бабелевские строки Э. Гнесин!

Неожиданной и запоминающейся оказалась композиция из стихотворений Цветаевой и Дикштейна в трогательном исполнении жены Григория, Марины (кстати, они родились в один день). А в ответ на песню «Когда ты маленькой была», дочь Григория Ефимовича Элла прочла свои стихи, напрочь опровергающие банальное суждение о том, что природа отдыхает на детях талантливых родителей.

…Поздним вечером, после возвращения с концерта, я достал из домашней фонотеки первую пластинку Григория Дикштейна «И отзовется эхо» (мне напомнил о ней увиденный на концерте новый, седьмой диск автора с аналогичной картинкой на обложке). Эта, бережно хранимая мной, ещё виниловая пластинка была издана в советские времена на студии "Мелодия" и более десяти лет назад подарена мне автором. Я перечитал надпись, сделанную Дикштейном на конверте пластинки: «Жизнь — удивительно убогая, если нету песни за душой... Как выяснилось на этой земле — сущая правда!»... В концерте, к сожалению, не прозвучала песня «Только музыка» (самая любимая мной песня из творчества Григория Дикштейна), из которой была взята первая фраза дарственной надписи. Но я приведу здесь отрывок из этой песни, потому что к сказанному настоящим художником о себе и своей жизни уже ничего не добавишь:

Жизнь, ты удивительно убогая,
Если нету песни за душой...
Муза с музыкой идут одной дорогою,
Движут кистью и карандашом.

Гонит ветер горькие сомнения,
Словно дым по выжженной стерне, –
Но придет и тихо скажет вдохновение:
Только музыка в цене...


Дорогой Гриша, пусть вдохновение говорит вам эти слова еще много и много раз. Я не хочу, чтобы наша жизнь была убогая. Хочу слушать вас всегда.

Семён КАМИНСКИЙ
Фото Натальи Гольдштейн