ПОЧЕМУ ОБАМА ПРИВОДИТ БИЗНЕС В ОТЧАЯНИЕ

ПОЧЕМУ ОБАМА ПРИВОДИТ БИЗНЕС В ОТЧАЯНИЕ

Морт ЦУКЕРМАН

Соберитесь с духом. По всей видимости, в промышленно развитом мире, в том числе и в Америке развивается сюжет одного из тех фильмов ужасов, в которых монстр, которого вроде бы убили, превращается в нечто еще более страшное. Нам явилась перспектива двойного проседания или чего-то еще худшего. Тех, кто мог бы помочь нам бежать, сдерживает политика президента Барака Обамы, направленная против бизнеса.

Администрация Обамы предсказывала восстановление после резкого спада, ссылаясь на исторический опыт 1970-х и 1980-х. Но на этот раз будет иначе. Фискально-валютный стимул объемом в 4 триллиона долларов дал менее одного триллиона долларов роста. Рост ВВП составляет в этом году порядка 1,8 процентов, но две трети этой цифры приходится на наращивание материально-производственных запасов, а не конечные продажи.

Очевидно, что потребители не испытывают желания генерировать рост продаж. Индекс доверия потребителей, составляемый Мичиганским университетом, показывает, что уровень доверия составляет около 20 или меньше процентов от уровня в ходе предыдущих рецессий. Сегодня эти цифры близки к показателям после кризиса с заложниками в Иране, вторжения Ирака в Кувейт и краха банка Lehman Brothers. Неудивительно, что за 14 кварталов с начала 2008 года рост потребления с поправкой на инфляцию составил в среднем всего 0,5 процента, так что мы имеем дело с самым длительным периодом слабости после окончания Второй мировой войны.

Слабый рост оборачивается катастрофой для рядовых американцев. Доходы на душу населения находятся ниже уровня 2006 года, а доходы в реальном выражении сокращаются. Поэтому неудивительно, что в прошлом месяце объем розничных продаж с поправкой на инфляцию сокращался в годовом исчислении почти на 5 процентов в то время, как доля американцев, живущих в бедности, резко увеличивалась. Это современная версия депрессии, только на этот раз вместо очередей за бесплатным супом у нас чеки по безработице.

Имея дело с такими вызовами, компании пытаются повысить производительность труда, а не создают новые рабочие места. Результаты опросов показывают, что лидеры бизнеса испытывают все больший пессимизм. За последние полгода треть компаний отложили или отменили планы по капиталовложениям.
Конечно, ситуацию не исправляет правительство, утратившее доверие после того, как не сбылись его предсказания о том, что программы восстановления экономики сократят уровень безработицы и усилят рост. Это положило начало кризису доверия в отношениях администрации Обамы с бизнесом. Кризис усугубляется недавним резким полевением самого Обамы.

Последнее, что следует делать сейчас — это прибегать к дешевому популизму: возлагать вину на «жирных котов» и осуждать так нелюбимых президентом «миллионеров и миллиардеров». Это сеет подозрение в том, что администрацию больше интересует предвыборная кампания, и подрывает доверие, необходимое бизнесу, если от него хотят инвестиций в условиях новых предписаний, расходов на здравоохранение и расширения бюрократии. Компании ощущают, что администрация не понимает, как эта враждебность ослабевает готовность к риску, которым чревато расширение и создание стартапов.
Когда правительства выказывают себя бессильными и некомпетентными, простые люди внезапно осознают, что у избранных ими чиновников нет ни понимания, ни политической власти, ни порой даже воли для того, чтобы сделать необходимое. Отчасти это связано с тем, что они опасаются негативной реакции избирателей. На данном этапе отчаяние и отчуждение овладевают общественным мнением, и люди сосредоточиваются на том, чтобы сохранить любую малость своих долгосрочных перспектив и сбережений.
Мы достигли этого прискорбного момента. Доверие к американскому правительству сократилось настолько, что, согласно результатам последнего опроса Gallup, лишь 26 процентов американцев одобряют действия президента по управлению экономикой. И существует такое ощущение, что в инструментарии правительства осталось не так много действенных инструментов.

Многие американцы озадачены тем, что во время предполагаемого восстановления так плохо с работой. Сегодня вся страна испытывает тревогу по поводу экономики, которой, по-видимому, угрожает очередное снижение ВВП и рост безработицы до уровней 1930-х годов. Что делать?

Самый перспективный вариант, пользующийся поддержкой обеих партий, — расширение налогооблагаемой базы путем устранения особых послаблений, объем которых разросся со временем, и направление полученных средств на снижение налогов как для компаний, так и для физических лиц. Это открывает наилучшую возможность для того, чтобы восстановить доверие в экономике и рост, а также позволить компаниям увеличить набор новых сотрудников без риска дальнейшего усугубления нашего фискального дисбаланса.
Лишь столь радикальная программа могла бы преодолеть нынешний кризис доверия, приведший к тому, что американское деловое сообщество, не предполагавшее, что столь серьезная рецессия станет реальностью, взяло на вооружение консервативные практики найма.

Видимо, это единственная программа, на которую согласятся республиканцы при всей своей сосредоточенности на сокращении дефицита бюджета. Они категорически против повышения налогов, а без него демократы никогда не согласятся на снижение стоимости своих программ. Иными словами, это формула политического тупика.
Конечно, именно слабая экономика, очень высокий уровень безработицы и очень низкий уровень доверия к администрации открывают перед республиканцами самую важную политическую возможность лишить демократов власти в следующем году.
Возвращается эпоха бережливости. Сегодня сдерживать эффективность государственной политики и оказывать долгосрочное воздействие на потребителя и экономику будет не крах фондового рынка или рынка жилой недвижимости, а крах доверия. Традиционный оптимизм американцев существенно подорван. Великая американская мечта — это уже не дом в пригороде, а надежная работа. Но, на самом деле, сойдет почти любая.
(Mort Zuckerman), The Financial Times
Автор — главный редактор US News & World Report, президент и генеральный директор Boston Properties
The Financial Times
rus.ruvr.ru