ШИРИТСЯ СОПРОТИВЛЕНИЕ РЕЖИМУ

ШИРИТСЯ СОПРОТИВЛЕНИЕ РЕЖИМУ

Давид ШАРП

В последние недели ситуация в Сирии заметно изменилась к худшему и стала все больше походить на вооруженное восстание. Значительное количество демонстраций, которые режим Асада жестоко разгоняет, по-прежнему носят мирный характер, но при этом все больше противников президента берутся за оружие. Армия пока сохраняет верность режиму, однако масштабы дезертирства неуклонно растут, и именно дезертиры начинают играть основную роль в развертывающейся вооруженной борьбе

Информация о происходящем в Сирии по-прежнему является неполной и зачастую противоречивой. И ранее подконтрольные режиму СМИ сообщали о многочисленных нападениях террористов, но очень быстро выяснялось, что в большинстве случаев то была пропаганда, направленная на оправдание применяемых властями драконовских мер. Официальные СМИ продолжают свои манипуляции, но теперь стала поступать отрывочная информация и из оппозиционных источников, а также от местных жителей. Из всего этого вырисовывается примерно следующая картина: вооруженная борьба приобретает все более массовый характер, при этом прослеживаются три ее направления. Первое — захват и удержание населенных пунктов, в том числе и городов, второе — классическая партизанская война, и третье (ее разновидность) — индивидуальный террор, направленный против неких конкретных сторонников режима.

Ярким примером первого подхода стали события в сравнительно небольшом городе Растане, расположенном в центре страны. Несмотря на противоречивость информации, как правительственные, так и оппозиционные источники сходятся на том, что примерно в течение недели власть в нем удерживали вооруженные повстанцы. По свидетельству одного из местных жителей, их было около тысячи. При этом приблизительно сотню из них составляли дезертиры, сбежавшие из вооруженных сил, хотя, возможно, в действительности их было больше. Правительственные войска, в итоге взявшие город под контроль, применяли бронетехнику, вертолеты и, по некоторым данным, артиллерию. На момент написания этих строк неясно, каковы потери сторон и жертвы среди мирных жителей, но, согласно оппозиционным источникам, число арестованных в Растане сразу после окончания операции достигло 3 тысяч человек.

Примером партизанских действий может служить случай, произошедший неподалеку от сирийско-ливанской границы. Согласно ряду сообщений, отряд правительственной армии был атакован из засады. Порядка 14 военнослужащих, в основном офицеры, были взяты в плен, а находившиеся при группе представители ненавидимых повстанцами спецслужб расстреляны.

Примером индивидуального террора стало убийство сына верховного (суннитского) муфтия Сирии шейха Бадр а-Дина Хасона. Несмотря на то, что подавляющее большинство недовольных алавитским режимом Асада относятся в первую очередь к суннитской общине, самой многочисленной в стране, муфтия это не касается. Он не только неоднократно выражал поддержку властям, но и одобрял проводимые армией и спецслужбами жесточайшие репрессии. 22-летний Сария Хасон был расстрелян, когда разговаривал на улице с преподавателем университета доктором Мохаммедом Амаром, который случайно также стал жертвой террористов. Огонь был открыт из проезжавшей мимо машины. Конечно, нельзя исключать, что это была провокация властей, но версия, согласно которой сын ненавистного многим муфтия был убит именно повстанцами, кажется гораздо более реалистичной. Тем более что в последние недели это хоть и самый резонансный, но далеко не первый подобный случай — жертвами киллеров стали многие публичные сторонники режима, в том числе и среди ученых. Согласно сообщениям, один из них работал в сфере атомной энергетики. Убитые относились к различным религиозным общинам.

Еще одним важнейшим событием стало объединение оппозиционных сил разного толка. О создании единого Национального совета сообщили их представители на пресс-конференции в Стамбуле. Известных в стране и за рубежом политиков в их среде нет, и это неудивительно, но в любом случае подобный ход является весьма серьезным шагом вперед. Не стало сюрпризом и то, что своей целью Национальный совет, в который вошли самые разные силы, в том числе и исламисты, объявил о том, что их цель — свержение режима Башара Асада. Правда, на данный момент руководство новой организации выступает против иностранного военного вмешательства. Вместе с тем, оппозиционеры обратились к миру с призывом защитить сирийцев от произвола режима. Оппозиционеры считают, что как граждане страны, так и международное сообщество увидят в Национальном совете альтернативу нынешней правящей в стране клике, а также своего рода адрес, по которому можно обращаться.

Экономическая ситуация в Сирии в сложившихся обстоятельствах продолжает неуклонно ухудшаться, что не добавляет прочности и без того шаткому режиму Асада. Сглаживать ее властям частично удается во многом благодаря массированной иранской материальной помощи. Дополнительного витка экономического спада следует ожидать буквально в октябре-ноябре, когда будут реализованы последние контракты по поставке странам ЕС сирийской нефти, заключенные еще до введения санкций, после чего продажа нефти туда прекратится. При этом именно ЕС до сих пор являлся ее крупнейшим покупателем.
Если говорить о ситуации в целом, то два основных условия, благодаря выполнению которых (или хотя бы одного из них) режим оказался бы под непосредственной угрозой, пока не выполняются: армия в целом продолжает сохранять верность Асаду, а массовые беспорядки так и не перекинулись на Дамаск.

В среду была предана гласности очень любопытная информация, однако на данный момент трудно судить о степени ее достоверности, тем более что ее источник — официальное иранское информационное агентство. Согласно его сообщению, во время августовской встречи Башара Асада и турецкого министра иностранных дел Ахмета Давутоглу сирийский лидер заявил буквально следующее: «Мне хватит шести часов, чтобы "поджечь" весь Ближний Восток и сбросить все местные режимы». Сказано это было после того как Асад услышал из уст своего собеседника угрозу о применении против Сирии силовых мер подобно тому, что имело место в Ливии. Согласно тому же источнику, Асад добавил: «А на то чтобы передислоцировать в район Голанских высот сотни ракет и запустить их по Тель-Авиву, даже шести часов не понадобится. Кроме того, я попрошу "Хизбаллу" запустить по Израилю такое количество ракет, о котором его разведка и не догадывается. Это произойдет в первые три часа. В следующие три часа Иран атакует американские корабли в Персидском заливе…». На эти угрозы Давутоглу якобы ничего не ответил.

Здесь необходим комментарий. То, что припертый к стенке Асад может решить отыграться, в том числе и на Израиле, в Иерусалиме учитывают. Этого в свое время опасались и во время американской операции в Ираке. Что касается якобы прозвучавшей угрозы о том, что Иран атакует американские корабли и объекты, подобный шаг выглядел бы со стороны Тегерана полным безумием. Вряд ли Ахмадинеджад решится на такое, даже если его союзник Асад окажется в непосредственной опасности.
Если во время беседы, согласно иранским СМИ, турецкий министр смолчал в ответ на угрозы Асада, то в эти дни Анкара потихоньку подключает к давлению на Дамаск свои внушительные вооруженные силы. Уже в ближайшее время возле границы с Сирией пройдут их крупномасштабные маневры.
В ночь со вторника на среду Россия и Китай, воспользовавшись правом вето, заблокировали резолюцию СБ ООН, предусматривающую введение санкций против Сирии в случае, если ее власти в 30-дневный срок не прекратят насилие по отношению к своим гражданам.
«Новости недели» — «Континент»