РУКА НА ПУЛЬСЕ

РУКА НА ПУЛЬСЕ

Давид ШАРП

На фоне эскалации напряженности в израильско-турецких отношениях и драматических событий в Каире относительно незамеченной осталась целая серия масштабных антитеррористических операций, проведенных ШАБАКом, ЦАХАЛом и полицией в Иудее и Самарии. На прошлой неделе мы уже вкратце сообщали об их итогах, однако полученные результаты и выявленные тенденции заставляют остановиться на этих операциях более подробно

Главной мишенью армии и спецслужб стал ХАМАС и, в частности, его боевое крыло. В последние 5 лет активность боевиков этой организации в Иудее и Самарии была относительно низкой, и на то есть ряд объективных причин. В первую очередь это объясняется последовательным уничтожением террористической инфраструктуры в годы Второй интифады, а также тем, что и в дальнейшем ШАБАК и ЦАХАЛ не прекращали "держать руку на пульсе", имея свободный доступ в палестинские населенные пункты. Кроме того, всерьез взялись за ХАМАС и спецслужбы ПА, особенно после того как в результате кровопролитного переворота исламисты захватили власть в Газе. Да и само руководство ХАМАСа из тактических соображений предпочитало воздерживаться от проведения терактов-самоубийств в израильских городах. Теперь, судя по всему, данной тактике пришел конец, хотя верхушка ХАМАСа официально не декларирует это.

С конца марта нынешнего года приоритетной целью ШАБАКа были боевики, совершившие теракт на автобусной остановке возле "Биньяней-а-ума" в Иерусалиме, в результате чего погибла британская туристка. Согласно опубликованной ШАБАКом информации, именно данная группа продолжала представлять самую непосредственную опасность. 21 августа террорист-самоубийца должен был взорвать сконструированную из огнетушителя бомбу на тремпиаде в столичном районе Писгат-Зеэв. Устройство представляло собой баллон, наполненный тремя килограммами взрывчатки и обклеенный специальной оболочкой из металлических шариков, которые должны были сыграть роль осколков.

Тот факт, что о готовящемся теракте стало известно заранее, привел к необычайным для последних лет мерам безопасности в ряде районов Иерусалима. В итоге за день до теракта бомба была обнаружена в доме 23-летнего Асхака Арпы, жителя Рас-эль-Амуда. Проживая в Восточном Иерусалиме, он имел статус постоянного жителя Израиля, и, как следствие, синее удостоверение личности. Благодаря этому Арпа на законных основаниях работал в одном из иерусалимских залов торжеств — мыл посуду. В январе этого года посудомойщик стал по совместительству и членом боевого крыла ХАМАСа. Познакомившись в Хевроне с неким Инженером (конструктором бомб), он получил от него взрывное устройство. Несмотря на то, что в группе были и другие боевики, именно Арпа, лучше всех знающий Иерусалим, выбрал место для теракта. Приведя в действие взрывное устройство, террорист отправился в находящийся поблизости зал торжеств и, как ни в чем ни бывало, приступил к мытью посуды.

Вообще способ действий и структура ячейки, в которую он входил, являются весьма типичными для боевого крыла ХАМАСа. Финансирование и указания поступали из сирийской штаб-квартиры организации через специального посланца, который прибыл на территорию ПА через Иорданию. 39-летний курьер Айман аль-Адем был арестован на пограничном переходе Алленби, когда собирался вернуться в Иорданию. На допросе выяснилось, что он, кроме всего прочего, прошел боевую подготовку в Сирии, а его многолетняя деятельность на благо ХАМАСа охватывала целый ряд стран, в том числе и Турцию.

Кроме подкладывания бомб и совершения самоубийственных терактов, которые, по утверждению ШАБАКа, были санкционированы руководством ХАМАСА в Сирии, данной группе предлагалось уделить особое внимание захвату израильских военнослужащих. В качестве одного из приоритетных мест для подобной акции Арпа рассматривал перекресток Гуш-Эцион. Однако здесь речь шла о несколько более отдаленной перспективе, в то время как самоубийственный теракт в Писгат-Зеэве удалось предотвратить буквально в последний момент. Если при взрыве возле "Биньяней-а-ума" Арпа самолично подложил бомбу на автобусную остановку, то на этот раз он собирался передать бомбу террористу-"камикадзе". Взорвать себя и как можно больше израильтян собирался завербованный данной ячейкой 20-летний Саид Кавасме из Хеврона. Он был задержан силами безопасности 21 августа в районе Храмовой горы.

Известный хевронский клан Кавасме оставил заметный след в палестинском террористическом наследии. ХАМАС всегда пользовался в Хевроне особым влиянием, и члены клана играли и играют в этом далеко не последнюю роль. Наиболее известным представителем семейства на данной стезе стал Абдалла Кавасме, командир ХАМАСа в Хевроне, в течение некоторого времени бывший целью номер один для ШАБАКа и ЦАХАЛа в Иудее и Самарии. Чтобы добиться подобной "чести" в разгар второй интифады, нужно было немало "потрудиться", что Кавасме с успехом и делал. На совести групп, действовавших под началом террориста, жизни более 40 израильтян. Наиболее кровавым терактом, за который несет ответственность Абдалла Кавасме, стал взрыв террориста-самоубийцы в иерусалимском автобусе №14 в июле 2003 года. Тогда погибли 17 человек и более 100 получили ранения. Расплата наступила менее чем через две недели, когда ШАБАК наконец получил точную информацию о местонахождении Кавасме. В результате операции, проведенной бойцами антитеррористического полицейского спецподразделения ЯМАМ, командир боевиков был уничтожен в Хевроне.

Именно Хеврон стал эпицентром последней крупнейшей антитеррористической акции, а ее апогей пришелся как раз на тот день, на который был запланирован теракт, 21 августа, три дня спустя после кровавых событий возле Эйлата. По сведениям из палестинских источников в Хевроне, по масштабам задействованных ЦАХАЛом и полицией сил данная операция стала крупнейшей со времен второй интифады. Согласно этим утверждениям, в тот день в городе и его окрестностях было арестовано более 100 человек, включая активистов политического крыла ХАМАСа и двух представляющих его членов парламента. По тем же сведениям, среди арестованных был и Айман Кавасме, сын Абдаллы Кавасме.

Менее чем через сутки после столь масштабной зачистки в Хевроне была проведена точечная операция, в ходе которой армии пришлось столкнуться с уличными беспорядками. На этот раз целью был дом еще одного активиста ХАМАСа из клана Кавасме, задержанного на полторы недели ранее. Судя по тому, что в его доме прозвучали контролируемые взрывы, здесь было обнаружено взрывное устройство.

Всего в ходе проведенных за последнее время операций, согласно сведениям ШАБАКа, ликвидировано 13 ячеек боевого крыла ХАМАСа, члены которых находились на разных стадиях планирования террористических актов. Восстановление сети боевого крыла в Иудее и Самарии шло полным ходом, а курировалось оно заграничным руководством, из Газы и из израильских тюрем. Именно в них многие из ныне арестованных недавно отсиживали короткие сроки заключения. Здесь-то они и получили инструктаж, будь то теория по конструированию взрывных устройств или планы по захвату израильских солдат. Как раз подобный тип операций и считался приоритетным у террористов. Конкретное указание напасть на патрульный джип и захватить солдата получила из Газы одна хевронских ячеек. Оружие в их распоряжение должно было поступить из Газы через Синай. Что до военнослужащего, которого собирались захватить, на момент задержания террористы еще не решили, оставлять его в живых или убить и затем вести переговоры с Израилем по обмену тела на палестинских заключенных.

Источники в ШАБАКе напрямую не связывают активные попытки ХАМАСа восстановить инфраструктуру в Иудее и Самарии с предстоящими планами одностороннего провозглашения палестинского государства на Генеральной Ассамблее ООН 20 сентября. Тем не менее, в связи с возможной эскалацией напряженности нейтрализация значительной части боевого потенциала ХАМАСа пришлась как нельзя кстати.

Подготовка к возможным эксцессам, связанным с "палестинской независимостью", в ЦАХАЛе и полиции ведется весьма интенсивно. Проводятся масштабные учения с упором на использование нелетальных средств, осуществляется также тесная координация действий с силовыми структурами ПА. На данный момент в израильской системе безопасности считают, что власти ПА приложат максимум усилий для того чтобы не допустить скатывания возможных беспорядков к насильственным акциям и выходу из-под контроля. Среди мер, предпринимаемых ЦАХАЛом в преддверии 20 сентября, и дополнительный призыв резервистов, которые призваны заменить на более "тихих" участках регулярные части, которым предстоит находиться там, где опасность эскалации наиболее велика.

Еще до недавнего момента такого рода "тихим" участком считалась израильско-египетская граница. После теракта вблизи Эйлата, на фоне имеющейся информации о планах террористов действовать здесь и дальше, режим ее охраны было решено значительно усилить, в том числе и за счет переброски сюда дополнительных сил. На днях к операции по обеспечению безопасности в районе границы впервые подключилась самая молодая в ЦАХАЛе пехотная бригада "Кфир". Один из ее батальонов, "Духефат", поступил в распоряжение территориальной дивизии "Эдом", отвечающей за данный участок.

Изначально бригада "Кфир", отличающаяся по своему организационному составу от 4 остальных регулярных пехотных бригад ЦАХАЛА ("Гивати", "Голани", НАХАЛ и десантной), была создана для обеспечения безопасности в Иудее и Самарии. Однако в последнее время командование армии предпринимает серьезные усилия для придания ей более широкого оперативного статуса. С этой целью недавно состоялись ее первые бригадные учения, а батальоны "Кфира" стали направлять на службу за пределы привычных им Иудеи и Самарии. Так, бойцы бригады уже были задействованы на охране границы с Ливаном, где показали себя с самой лучшей стороны, а теперь настал черед границы с Египтом.

Среди принимаемых мер — ускорение строительства пограничного заграждения. Глава правительства Биньямин Нетаниягу пообещал приложить все усилия для того чтобы оно было завершено к сентябрю 2012 года вместо декабря. На данный момент из 240 километров "забора" готовы лишь около 50.
«Новости недели» — «Континент»