ПОЭТИЧЕСКИЙ МОСТ

ПОЭТИЧЕСКИЙ МОСТ

Елена АЛЕКСАНДРОВА

В подмосковном городе Королёве (станция Болшево) состоялся заочный творческий вечер основателя «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки» и «Аллеи русских поэтов и композиторов» в D.C., автора-исполнителя Юлия Зыслина.

Прошедший вечер оказался уникальным хотя бы потому, что состоялся в отсутствии главного героя, с апреля 1996 года проживающего в США. И всё же это был полноценный творческий вечер: звучали стихи и песни, тепло рассказывали об их авторе друзья, коллеги и знакомые.

То, что вечер Юлия Зыслина состоялся именно в Королёве, не случайно: коллекционера, культуролога, литератора и барда объединяют с Болшевским музеем Марины Цветаевой прочные и многолетние связи. За два месяца до отъезда в Америку он приезжал сюда в последний раз и много фотографировал. Оказавшись в Вашингтоне, Зыслин начал воссоздавать дорогой для него мир русской культуры. Так возник «Вашингтонский музей русской поэзии и музыки», поглотивший постепенно все три комнаты пригородной квартиры Юлия Михайловича, где разместились 30 коллекций. Побывав в 2004 г. в этой музейной квартире прямой потомок А.С.Пушкина, нью-йоркский поэт и литературный работник Александр А.Пушкин, оставил в журнале отзывов такую эпиграмму: «Страстью Юлия повеян, /Мысль одна меня гнетёт: /Человек живёт музеем. /Где же сам-то он живёт?».

Музей открылся осенью 1997 г. и был реконструирован в 2002 и 2011 годах.
Его посетили любители русской культуры из 32-х городов 21 штата Америки и 35-ти городов 15-ти стран мира, в том числе 15-ти российских городов.
Музей провёл в Америке серию больших и малых тематических литературно-музыкальных выступлений (всего более 400, в том числе 25 на телевидении и радио Нью-Йорка, Вашингтона, Балтимора, Бостона).

По материалам архива музея, касающимся поэтов Марины Цветаевой, её сестры Анастасии и сына Георгия (Мура), а также О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой, Н.Гумилёва, И.Эренбурга, Л.Озерова, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого и русского языка в Америке, осуществлено более 200 публикаций в США, России, Израиле и Украине (в том числе, более 50-ти по цветаевской тематике). Музей многократно упоминался в СМИ этих стран (в основном в американских изданиях). Вашингтонский музей имеет развёрнутый, широко посещаемый веб-сайт (www.museum.zislin.com).

Наиболее значительные экспонаты Вашингтонского музея по Цветаевской теме, по крайней мере, следующие: подлинные автографы Ариадны Эфрон и Анастасии Цветаевой, личные вещи Анастасии Цветаевой и Михаила Гершензона, оригиналы портретов Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Анастасии Цветаевой, большой массив фотографий, видео-записи бесед с Ольгой Трухачёвой, Маргаритой Трухачёвой-Мещерской, Станиславом Айдиняном, Софьей Клепининой, Лилит Козловой, видео и аудио записи цветаевских встреч в Америке, ваза «Красная рябина» (авторская работа скульптора из Вашингтона Лии Праер), паркетина из комнаты Марины Цветаевы в Борисоглебском переулке, 151 лист автографов Марины Цветаевой в копии из Бахметевского архива, копии 8-ми графических рисунка Марины Цветаевой из архива РГБ, первое издание прозы Марины Цветаевой отдельной книгой (Нью-Йорк, 1953 г., из архива Е. Альтшуллер), неопубликованные фотографии Алексея Эйснера, запись Валентина Цветкова чтения стихов Марины Цветаевой Анастасией Цветаевой, запись беседы с А.И.Бродельщиковой, цветаевские фильмы, передачи и программы на видео и аудио. Гордостью музея является памятная бронзовая медаль 1899 года, выпущенная в России к 100-летию А.С.Пушкина, а также её гипсовая копия, изготовленная в Литве к 200-летию поэта. Нельзя не упомянуть Пушкинский календарь 1937 года, две книги стихов потомка и тезки поэта Александра А. Пушкина, живущего в Нью-Йорке. Михаил Лермонтов представлен нестандартным графическим портретом и редким двухтомным изданием его сочинений 1891 года с иллюстрациями Васнецова, Коровина и, конечно, Врубеля. Здесь же рисунки организатора художественного оформления книги академика живописи Леонида Пастернака к стихотворению «На смерть поэта» и к пьесе «Маскарад». В музее хранится также каталог выставки работ Л.Пастернака, подаренный московским музеем Льва Толстого и т.д., и т.д.

Музей явился инициатором ряда культурных мероприятий в США. Например,
Цветаевских костров и фестиваля, русской публичной библиотеки и аллеи русских поэтов и композиторов, камерных концертов русской музыки в исполнении русских музыкантов и др. В музее родились идеи проведения Всемирных Цветаевских костров, создания многопрофильного музея русской культуры для широкой американской публики.

Одним из принципов, положенных в основу вашингтонского литературно-музыкального музея, которому скоро будет 15 лет, является ознакомление посетителей с другими музеями и частными собраниями (коллекциями), посвящёнными большим русским поэтам. В Вашингтонском музее представлены, кроме Марины Цветаевой и её семьи, поэтические музеи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Анны Ахматовой, Александра Блока, Максимилиана Волошина, Николая Некрасова, Сергея Клычкова, Сергея Есенина, Николая Рубцова, Евгения Евтушенко, Алексея Кольцова.

Как же вечер в г.Королове оказался заочным, т.е.без присутствия автора?
Дело в том, что, посетив в 2009 г. Россию по приглашению младшей внучки Анастасии Цветаевой Ольги Андреевны Трухачёвой, Зыслин не смог выступить в Болшеве, куда был приглашён уже в Москве своим давним соавтором поэтом Сергеем Беловым. Их творческой дружбе уже много лет. Ими вместе написано несколько песен. Живой отклик у всех и всегда вызывает пронзительная песня «Материнские руки», начинающаяся со слов «Я помню руки матери моей…» (конечно же, она была исполнена на вечере). Однако, предварительно согласованный график пребывания Зыслина на Родине был очень плотным и насыщенным: города Москва, Петербург, Елабуга, Таруса, посёлок Переделкино. При этом состоялись два творческих концертных выступления Юлия Зыслина в Московском Доме-музее Марины Цветаевой (в юбилейный день рождения Анастасии Цветаевой и в очередной день рождения Марины Цветаевой), выступления в Елабужском Культурном Центре Марины Цветаевой и в петербургском музее Анны Ахматовой «Фонтанный дом». Это были две литературно-музыкальные композиции автора-исполнителя «Сёстры Марина и Анастасия Цветаева» и «Анна Ахматова и Марина Цветаева. Диалог, который был и не был». В клубе «Литературное Переделкино» при музее Корнея Чуковского состоялся его поэтический вечер, а в Тарусе он открывал 24-ый Цветаевский костёр.

Через два года возникла идея провести несостоявшееся болшевское выступление, но уже заочно. Некоторый опыт к этому к тому времени уже был. Так в 2010 г. - год его 80-летия - успешно прошли два заочных творческих вечера Юлия Зыслина. Один в Грузии (Тбилиси, инициатива поэта, переводчика и учёного-физика Натана Баазова), а другой в американском Санкт-Петербурге (штат Флорида, инициатива проф. русской литературы Билла Порсенса ).

В Болшеве-Королёве за это дело взялся опять же Сергей Белов, известный русский поэт, обладатель Грибоедовской и Есенинской медалей, лауреат конкурса им. Сергея Дурылина, руководитель литературного объединения им. А.С.Новикова-Прибоя, член союза писателей России. Сергей Александрович Белов, как это сделали устроители заочных творческих вечеров в Тбилиси и во Флориде, сам определил программу вечера в г. Королёве. У него, как и там, конечно, нашлись и помощники. Это прежде всего «хозяйка» литературной гостиной Королёвского Дворца культуры «Костино» Е.Александрова, которая открывала и закрывала вечер, читала в ходе вечера стихи Юлия Зыслина, и филолог В.Тейдер, хорошо знакомая с его творчеством и деятельностью.

В процессе вечера, при оглашении Валентиной Тейдер приветствия «юбиляра», выяснилось, что как раз в мае 2011 г. исполнилось 20 лет, как наш герой оказался в составе Цветаевского братства, так как в мае 1991 года, накануне для рождения киммерийского мыслителя, художника и поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле проходили Волошинские чтения, куда Юлий Зыслин явился с гитарой, чтобы попеть свои песни на его стихи. Этого сделать не удалось, зато его заметила ярая цветаевка проф. биологии Лилит Николаевна Козлова, писатель, поэт, культуролог. Она тут же организовала его выступление в гостинице, где он пропел до глубокой ночи стихи Цветаевой, Волошина, Пастернака и свои. Лилит Николаевна открыла для него мир цветаевцев-энтузиастов, о котором он ничего не знал, хотя цветаевской тематикой занимался потихоньку примерно с 1978 года. Уже летом того же года он побывал по её рекомендации в Александрове, Елабуге и Тарусе. Позже участвовал в открытии некоторых цветаевских музеев (и, конечно, болшевского музея), начал регулярно посещать Тарусские Цветаевские костры, традицию которых привёз в Америку. Он быстро подружился со многими цветаевцами, стал своим в их среде, включился в общую цветаевскую деятельность. В частности, организовал и провёл на основе своего музыкально-литературного салона «Свеча» «Первый Московский фестиваль авторской песни на стихи Марины Цветаевой», где участвовали авторы-исполнители и из Болшева. Всего в фестивале выступили 35 авторов-исполнителей (позже в Америке он провёл нечто подобное, а именно: «Всеамериканский фестиваль авторской песни на стихи Марины Цветаевой»).

Из приветствия болшевскому собранию следовало также, что в 7 классе (1945 г., школу он окончил экстерном в 1948 году, а в 1949 г. сочинил свою первую полновесную песню «Тополиный вальс» - конечно, о Москве) он, увлёкшись космосом, нарисовал в школьном сочинении искусственный спутник Земли в виде шара с антеннами, а через много-много лет по роду своей профессии физика-электрика Зыслин некоторое время сотрудничал с фирмой Сергея Павловича Королёва.

Вот и получается, что заочный творческий вечер Юлия Зысзина в Королёве-Болшеве возник и произошёл совсем не случайно.

Кто же выступил на вечере, который вёл Сергей Белов? Какие стихи Юлия Зыслина читались, какие песни, хотя и в записи, прозвучали в авторском исполнении?

Итак, выступило около 10 человек. Назову некоторых из них. Первой, буквально вырвалась на сцену поэтесса и физик, автор 70-ти книг Татьяна Шарыгина и, вспоминая прошедшие встречи, читала свои и его стихи. С ним Татьяна познакомилась на открытии Большевского музея Марины Цветаевой. Директор этого музея Зоя Николаевна Атрохина рассказала о давней дружбе двух музеев – Болшевского и Вашингтонского. (Тем королёвцам, что бывают на цветаевских кострах в Большеве, имя Зыслина хорошо известно: почти к каждому такому торжеству он присылает из Вашингтона приветствие). Организатор 25-ти Цветаевских костров в Тарусе, фотожурналист, большой друг и помощник Вашингтонского музея москвич Александр Ханаков не преминул вспомнить, как и З.Н.Атрохина, о спорах по цветаевским рисункам, хранящимся под её именем в Государственной Российской библиотеке и не ставших пока предметом биографии Марины Цветаевой. Зыслин и Ханаков обратили внимание на эти рисунки на выставке в 1992 году (к столетию Марины Цветаевой), и история и судьба этих рисунков волнует их до сего дня.

Двое болшевцев филолог Валентина Тейдер и учёный и писатель Александр Локтев побывали в Вашингтоне в зыслинском музее и на «Аллее русских поэтов и композиторов», а московская переводчица Галина Рудь изучила веб-сайт музея на Интернете. Они тоже сказали много тёплых слов о относительно недавно возникшей дружбы с Юлием Михайловичем.

Все выступления были очень эмоциональными, но, наверно, наиболее ярко выступила всё же проф. Лилит Николаевна Козлова, которая по пути из Ульяновска в Крым на очередную конференцию заехала сюда. Она ведь была знакома с Юлием Зыслиным более продолжительно, чем остальные присутствующие на вечере. Лилит Николаевна, в частности, сказала: «Юлий относится…к юношескому типу человека. Его песня на стихи Марины Цветаевой “Полюбил богатый бедную…”- это лучшее, что я когда-либо слышала из написанного на её стихи... Юлий - человек компанейский. Он стремится поделиться, отдать то прекрасное, что вошло в его жизнь. Это очень редкое качество. Ему свойственны при этом смелость, уверенность, энтузиазм… Он испытывал детскую радость ребёнка-мудреца, когда в 1991 г. в Коктебеле ночью пел нам свои песни на стихи русских поэтов целых 2 часа…».

В адрес устроителей вечера поступило также письмо из Сочи от писательницы, поэтессы, культуролога Изы Кресиковой с поэтическим посвящением юбиляру:

ЯБЛОКИ
Юлию Зыслину, поэту, просветителю, деятелю
с бесконечными гранями таланта и не имеющему возраста.

Мы в юности рифмуем без труда,
Но выдержат ли Время эти строки?!
Бывают яблок ранние сорта,
Лежат неделю и - теряют соки.

Зато дозреют поздние плоды,
С деревьев снятые под осень,
Зари закатной свет и утренней звезды
Сквозь зиму на себе они проносят!

Конечно, выступления друзей и коллег Зыслина на этом удивительном вечере прерывались чтением стихов юбиляра и звучанием его песен.
Не могу не назвать и не процитировать некоторые песни и стихотворения Юлия Зыслина, которые прозвучали на вечере. Может быть, это самое главное, так как речь идёт о творческом вечере поэта и барда, у которого опубликованы четыре сборника стихов, а часть из его 200 песен записаны на 7 дисках (общее число живых песенных выступлений автора за отмечаемые 20 лет - сотни, в большинстве своём в России и Америке, а также несколько в Израиле, Канаде, Греции, Грузии).
Все прозвучавшие на вечере в г. Королёве произведения Юлия Зыслина можно разделить на группы: американо-российская тема, лирика, жизненная философия.
Поскольку автор стал американцем, а его творческий вечер проходил в данном случае в России, посмотрим, что же прозвучало на вечере американо-российское.
Вот стихотворение «Прощай, мой сад»:

Деревья стоят сиротливо,
Раскинув кудрявые руки,
Я жил с ними очень счастливо -
Помехой не стали и муки.

Я их посадил и лелеял,
Кормил, рад был росту и цвету,
Теперь уезжать вот затеял:
Хочу прогуляться по свету.

Они полоскали мне душу,
Я шел к ним, я плыл к ним и ехал,
Сейчас, покидая их, трушу -
Скажу это честно, без смеха.

Я ем их глазами и кожей:
Пускай западают по глубже,
Чтоб грели всегда в жизни сложной,
Тем паче - окажешься в луже.

Найдутся другие деревья,
Румяно готовые к раю,
Но нашей округи-деревни
Я больше уж не повстречаю.

Прощай же, прощай, сад мой милый,
И не поминай меня лихом.
А я донесу до могилы
Твой свет, что колышется тихо.
Станция Вялки, деревня Устиновка, 1995 г.

Сколько здесь горечи и тревоги о том, как сложится новая жизнь! Однако, наконец-то, появилась возможность в прошлом абсолютно невыездному человеку, проработавшему в России 41 год, посмотреть мир, побывать и даже пожить в других странах. А бросать свой подмосковный сад и дом в нём, конечно же, было жалко.
Америка сразу захватила внимание Юлия. Уже на четвёртый день пребывания в стране было написано такое стихотворение, а потом и песня:

А П Р Е Л Ь В Р О К В И Л Л Е*
четвёртый день в Америке

Лепестки на шоссе, что снег, –
прогуливаются.
День четвёртый, как человек,
прислушивается.
Вот звучит в саду пересвист –
птички шастают.
Говорят: «Человек, проснись,
радуй ласкою».
Белки серые словно дым –
всё туда-сюда.
Без конца на них мы глядим,
не нарадуемся.
Под окном солдат - мощный кедр –
охраняет нас.
Ох, красив, пушист, наш сосед,
он ласкает глаз.
А азалии – ярок цвет –
одеяльные.
Вишни, яблони – числа нет –
идеальные.
И газоны, кусты блестят,
все подстрижены.
И дома стоят к ряду ряд,
свежевыкрашенны.
Короли-машины шуршат,
как игрушечки,
Как-то плавно бегут, спешат,
огней пушечки.
Зелень буйная не в узде,
воздух властвует.
Автостоянки везде
просто царствуют.

Магазины – каждый музей –
суетливые,
Развлечение для детей –
говорливое.
Дождь весенний совсем не спит,
улыбается,
Пошумит слегка, помолчит,
вновь принимается.
Впереди, говорят, нас ждёт
жара страшная,
На неё пойдём, как придёт, -
врукопашную.
А пока что вокруг весна
красит улицы,
Своевольная, как волна,
часто хмурится.
23 апреля 1996 г.
________________
*Роквилл – северный пригород Вашингтона,
где автор воссоединился со своими детьми и внуками.

А вот ещё одно стихотворение о Москве и Америке под названием «Тополиный город мой», написанное, как заключительный куплет большой песни, коренным москвичом, родившемся на Твёрской улице в легендарном доме под номером 14.
В этом здании находится более ста лет знаменитый Елисеевский магазин. В левом же крыле дома в ХIХ веке располагался салон Зинаиды Волконской, где бывали Александр Сергеевич Пушкин, Василий Жуковский, Пётр Вяземский, Фёдор Тютчев, Денис Давыдов, Александр Одоевский, Иван Тургенев, Александр Алябьев и многие другие (кстати, здесь же прошёл прощальный творческий вечер Зыслина в 1996 году за месяц до отъезда в Америку ).
Москва не отпускает, ведь в ней было прожито 65 лет.

ТОПОЛИНЫЙ ГОРОД МОЙ
Я теперь в другой столице,
Где Москва мне только снится,
Где черешня белым ситцем
Покрывает всё весной.
Здесь дубравы величавы,
Солнце щедро привечает,
Но тебя мне не хватает,
Тополиный горoд мой.
Мне Москву не забыть,
Не пристало где жить.
Пусть Москва, страсть моя,
Тоже помнит меня.

Приближалось 850-летие Москвы (кстати, своё первое в жизни стихотворение Зыслин написал к 800-летию Москвы в 1947 году, чтобы не учить в школе длинные стихи Пушкина). Тут и возник текст, а затем и «Песня американских москвичей», которая исполнялась автором в Нью-Йорке на одном из празднований юбилея Москвы (почти все стихотворения Юлия Зыслина постепенно становились его же песнями).

Когда-то у реки была деревня,
Возникнул позже город на холмах,
Где на одном из них вознёсся Кремль,
Который вызывал восторг и страх.
Где звон могучий, сорок-сороковый,
Ласкает слух людской уж сотни лет,
Огни горбатых улиц – старых, новых –
Пронзает память сердца, спасу нет.

Американской мы отныне волости,
Москву покинули не по злобе.
С тревогой и надеждой ловим новости
И о российской молимся судьбе.
Чтоб справилась страна быстрей с болезнями,
Спокойней стало жить – светлей, добрей.
Хайвеи чтоб Россию всю прорезали,
Улыбки грели б всех, звучал «о’кей»!

Москва, Москва, золотоглавая.
Москва, Москва, улыбка шалая.
Москву, Москву не можем не любить,
Москва, Москва, тебя нам не забыть.
Вашингтон. Апрель 1997.

Здесь уже не только горечь, но и обида за Россию и добрые ей пожелания.
Вообще-то лирика особенно близка Юлию Зыслину по его натуре. Поэтому им написано много песен, романсов, баллад на лирические стихи более 50-ти поэтов Золотого и Серебряного веков русской культуры, да и современных поэтов. На вечере прозвучали в записи в авторском исполнении романсы Юлия Зыслина на стихи Пушкина, Фета, Блока, Пастернака, Цветаевой, а также его произведения, посвящённые жизни Марины Цветаевой в Москве («Борисоглебские оконца») и Болшеве («Старый сиреневый куст»). Приведу эти стихи тоже полностью.

БОРИСОГЛЕБСКИЕ ОКОНЦА
К 90-летию Марины Цветаевой
Марину помнит старая Москва -
Трехпрудный переулок и Волхонка,
И Сивцов Вражек, и Тверской Бульвар,
Борисоглебские оконца.

Марину помнит Кремль золотой,
Москва-река в одеждах неизбитых,
И монастырь на площади Страстной,
Сейчас и сам едва ли незабытый.

А Пушкин с той же шляпою в руке
Стоит теперь лицом к ее бульвару
И смотрит, как по улице-реке
Плывет поток тверской, как и бывало.

Теперь в Москве кружится голова
От вальса средь планет-микрорайонов.
В них потонула старая Москва,
Едва слышны холмов заветных стоны...

Но дух московский все еще живет.
Его не смять. Светлы его скрижали.
Он не ржавеет. Он всегда поет
О тех поэтах, кто Москву прославил.

И потому запомнила Москва
Трехпрудненское маленькое солнце,
И Сивцов Вражек, и Тверской Бульвар,
Борисоглебские оконца.
Москва. 1982 г.

СТАРЫЙ СИРЕНЕВЫЙ КУСТ
Под окном дачи N 4/33 поселка "Новый быт" в Болшеве растет
куст сирени, который был знаком с Сергеем, Алей , Муром и
Мариной Эфрон. Здесь Марина Цветаева прожила 145 дней
после возвращения в Россию из Парижа в 1939 г.

Старый сиреневый куст,
Ты и не прям и не густ.
Сколько же лет ты дремал,
Сколько всего повидал.
Мимо тебя проходил
Рыцарь любви Автандил.
Здесь же была его дочь -
Глазки стремилися прочь.
Здесь же была их сестра -
Не молода, не стара -
Птица, подбитая влёт,
Жертва Души и невзгод.
В школу тут бегал сынок -
Большеголов, смел и строг...

Нет никого уж давно,
Рядом все то же окно.
Сосны понуро стоят
И о заблудших грустят.
И повторяют в тиши:
"Их ты теперь не ищи -
Кто-то расстрелян в тюрьме,
Кто-то задушен в петле,
Кто-то погиб на войне
И не раскрылся вполне -
Мог бы могил целый ряд
Быть заселён у оград".

Но растеряла змея
Прах их - родная земля
(Кроме тарусской одной
Али могилы простой)...

Куст!
Ты свидетель немой
Краха семьи роковой.
Как хорошо здесь стоишь.
Жаль только,
что ты молчишь.
Москва. 1993
И сегодня во дворе Болшевского музея Марины Цветаевой цветёт сирень (фото Г.Рудь, 25 мая 2011 г.).

Прозвучали на вечере и два философских стихотворения автора. Это «Осенний вальс» и «А что надежда?». Эти очень ясные стихи-песни не требуют комментариев.


О С Е Н Н И Й В А Л Ь С
Жене Светлане
Дождь лиственный спускается с дерев
В любой стране, в любом углу планеты,
Осеннюю погоду подперев,
Ласкает нас тем боле в бабье лето.

Кружатся листья, исполняя вальс.
И слышно: шорох музыку играет.
Он тихой грустью наполняет нас,
Зачем и почему и сам не знает.

А где-то уж замолкнул этот звук,
И что-то оборвалось и пропало.
Исчезли краски буйные вокруг,
Как будто заменили покрывало.

Что ж делать нам?
Придётся ждать весны,
Когда мы звуки новые услышим
И светлые опять увидим сны,
И будем песни петь, покуда дышим.
22-27 октября 2000


А Ч Т О Н А Д Е Ж Д А ?
«Век мой, зверь мой...»
О.Мандельштам
Идёт к концу двадцатый век –
ужасно длинный.
И побеждён невинный смех
тоскою винной.

И был загублен Мандельштам
и миллионы.
Стучатся робко в души к нам
погибших стоны.

Уходит слово на экран,
чиста страница.
Коварный суетится план,
мельчают птицы.

Души израненной полёт
всё ниже, ниже,
она почти что не поёт,
к забвенью ближе.

Хватательный силён эффект,
он правит миром.
Бог исполняет свой проект,
тускнеет лира.

А что надежда? Умерла?
Сильна ль простуда?
Надежда, как всегда, светла
и жаждет ЧУДА.
Вашингтон. Апрель 1999 г.

Наш репортаж хочется закончить словами из приветствия самого юбиляра:
«Сегодня у вас проходит мой творческий вечер без меня. А это значит, что мы не потерялись, значит, мы вместе и понимаем друг друга и что сбывается моя давняя мечта:
Мне б хотелось вместе с птичьей стаей
Над землёй осенней пролететь,
Чтобы след в чужой душе оставить,
Чтобы ветром тёплым прозвенеть».
1979

И это удалось даже с лихвой, так как вечер состоялся не осенью, а весной. Публика была обуяна добрыми ощущениями, умиротворением, общей домашней атмосферой, сложившейся в этот удивительный вечер в литературной гостиной Королёвского Дворца культуры «Костино», благодаря творчеству Юлия Зыслина, усилиям организаторов этого вечера и обилием у его портрета сирени, которую в конце вечера по веточке получили все выступившие.

Подмосковье, как показал прошедший вечер, помнит и любит Юлия Михайловича Зыслина. Он это чувствует и понимает: «Это какое-то чудо! Пятнадцать лет живу в Америке, а меня помнят в Болшеве-Королёве…». И тут помогают Интернет, международная телефонная связь, даже редкие встречи и особенно добрые чувства друзей и коллег.
Многие присутствующие отмечали эффект незримого присутствия поэта на его заочном творческом вечере. Словно создался на время его проведения поэтический мост «Королёв – Вашингтон», доказав, что поэзия и дружба выше всех границ и шире любых океанов!

Город Королёв. Июнь 2011 г.

Елена АЛЕКСАНДРОВА - журналистка, художница, поэтесса, культуролог.
Город Королёв (Россия. Подмосковье).
E-mail: yurij.alexandrov@yandex.ru
Номер телефона: 916/306-83-79