БУДУЩЕЕ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АМЕРИКИ

БУДУЩЕЕ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АМЕРИКИ

Григорий ГУРЕВИЧ

В сенатском комитете Конгресса прошли слушания о причинах стабильного повышения цен на нефть и нефтепродукты в Америке. Демократы обвиняют в этом крупные нефтяные компании страны. Яростную критику демократов вызывает использование этими компаниями налоговых послаблений при получении ими высоких многолетних и стабильных прибылей. Обама называет эти послабления «налоговыми субсидиями» и представляет дело так, что налогоплательщики субсидируют экономическую деятельность нефтяных компаний. Демократы заявляют, что в условиях тяжёлого экономического положения страны эти «субсидии» должны быть отменены.

Действующее в Америке налоговое законодательство позволяет получать промышленным компаниям tax credits и deductions, если они вкладывают деньги в развитие своих производств. Этими налоговыми льготами пользуются, например, «Кока-Кола», «Дженерал Электрик», «Форд», «Микрософт» и много других компаний, работающих на территории США. Домовладельцы, которые платят проценты банку за взятые в долг деньги на покупку дома, пользуются теми же правилами для списания процентных сумм с дохода, облагаемого налогом. Таким образом, практика использования налоговых послаблений широко распространена в Америке. Однако демократы ополчились только на нефтяные компании. Напомню, что эти компании вкладывают в американскую экономику ежегодно $300 млрд., обеспечивают работой более 9 млн. человек и около 7.5% ВВП страны. Работающие в нефтяной промышленности получают высокие зарплаты. Чем больше высокооплачиваемых людей в стране, тем выше налоговые поступления. Чем выше прибыли компаний, тем большие налоги они платят. Все это очевидно. Но только не для демократов.

Нефтяные компании обвиняют в том что, они не платят своей «справедливой доли налогов». В действительности же их норма подоходного налога равна 41,1%. Для других промышленных компаний она составляет в среднем 26,5%. Сумма налогов и арендной платы за территории, на которых нефтяные компании ведут добычу нефти, превышает $85 млн. ежегодно. Другие добывающие предприятия не платят за аренду земли. Доход нефтяных, авиационных, обрабатывающих и пищевых компаний примерно одинаков. В то же время прибыли компьютерных, фармацевтических и винно-водочных предприятий в два и нередко в три раза выше энергетических компаний. Это хорошо известно в мире бизнеса. Не думаю, что демократы, выступающие за отмену tax breaks для нефтяников, не знают этого.

Сумма tax breaks пяти крупных нефтяных компаний составляет около $21 млрд. Их отмена, по мнению Гарри Рида, лидера демократов в Сенате, необходима для уменьшения федерального дефицита, а сохранение этих послаблений является «выбрасыванием денег на ветер». Гари Рид забыл, что сегодня правительство расходует $10,4 млрд. в день или $20,8 млрд. за два дня. Это равно величине tax breaks пяти нефтяных компаний за год. Ежемесячно администрация Обамы тратит больше, чем администрация Буша потратила за весь 2007 год. Исследования, проведённые независимым Congressional Research Service и опубликованные в начале марта 2011 г., показывают, что предложения демократов отменить tax breaks неминуемо приведёт к повышению цен на бензин и незначительно скажется на уменьшении дефицита страны, но сделает Америку более зависимой от зарубежных поставок нефти.
В одном из последних интервью Нэнси Пелоси, лидера демократов в Палате представителей, попросили объяснить, почему демократы выступают за отмену tax breaks только для нефтяных компаний. Пелоси заявила, что эти компании в течение многих лет получают огромные прибыли и поэтому налоговые послабления им не нужны. Интересно, что самой Пелоси, владеющей несколькими прибыльными бизнесами, эти послабления нужны, и она активно пользуется ими при заполнении налоговых деклараций. Никто из коллег Пелоси не указал ей на абсурдность таких объяснений. Очевидно, что желание считать деньги в чужом кармане и решать, что с ними делать, стало естественным для демократов.

Современный скачок цен на нефть объясняется несколькими факторами. Основными из них являются:

1. Ограничение поставок нефти на мировой рынок в результате социальных потрясений в Северной Африке.
2. Рост спроса на нефть в Японии из-за закрытия разрушенных атомных электростанций.
3. Увеличение спроса на нефть со стороны Китая и Индии.
Недавно Хуго Чавес объявил об увеличении налогов на импортируемую нефть. Это будет сдерживать импортные поставки венесуэльской нефти, а, следовательно, поддерживать высокие цены на нефть. Эти факторы являются постоянными, и ничто не указывает на ослабление их влияния на мировой нефтяной рынок в ближайшее время. Отмена tax breaks для нефтяных компаний существенно ограничит их возможности вкладывать деньги в дорогостоящие проекты, направленные на поддержание достигнутого уровня добычи нефти. О бурении скважин для увеличения её добычи придётся забыть. Поэтому отмена налоговых послаблений в условиях увеличения спроса на нефть неминуемо ведёт к росту нефтяных цен. Но администрация Барака Обамы и лидеры Демократической партии или не понимают этого или сознательно проводят политику, направленную на повышение цен на нефть.

Демократы в Сенате обвиняют Уолл-Стрит в спекуляциях с ценами на бензин. Обама призывает провести очередное расследования деятельности нефтяных трейдеров. Джон Стоссел, журналист, специализирующийся на проблемах потребительского рынка, напомнил, что в последние два года проводилось несколько таких расследований и никаких серьёзных нарушений не было найдено. Комиссия, созданная Бушем в 2008 г., тоже расследовала работу нефтяных трейдеров. Было установлено, что их активная деятельность приводит обычно к снижению цен на нефть. Стоссел заметил, что в нашей стране в течение нескольких десятилетий отсутствует свободный нефтяной рынок. Правительство контролирует суммарные объёмы добычи нефти в стране, и, следовательно, объёмы бурения. Оно также определяет страны, у которых Америка может покупать нефть. В прошлом, как указывает Стоссел, введение каких-либо ограничений на куплю-продажу любого товара на бирже приводило к непредсказуемым резким колебанием цены на этот товар. Таким образом, пока сохраняется государственный контроль над нефтяной промышленностью и ограничения на бурение на континентальном шельфе Америки, изменение нефтяных цен будет оставаться в руках других нефтедобывающих стран.

Отмена этих ограничений не решает проблему зависимости нашей страны от иностранной нефти, а только снижает её остроту. Чтобы свести к минимуму эту зависимость, следует ускорить строительство атомных электростанций пятого поколения (их безопасность существенно выше разрушенных японских станций), интенсифицировать добычу природного газа, запасы которого в Америке огромны и начать крупномасштабную разработку газосодержащих сланцев. Наивно надеяться, что инвестирование только в развитие воздушных и солнечных источников энергии решит в ближайшие несколько лет проблему зависимости от зарубежной нефти.

Законопроект демократов об отмене налоговых послаблений затрудняет рост объёмов бурения в старых нефтедобывающих районах страны и освоение новых месторождений, залегающих на континентальном шельфе. Демократы не скрывают этого. Они открыто говорят, что их целью является наказание нефтяных компаний повышением налогов. Обама заявляет, что следующим шагом будет повышение налога на бензин и введение нового налога на пробег автомобиля. Реализация планов демократов нанесёт сильнейший удар по отечественной нефтяной промышленности. Известно, что она является серьёзным конкурентом зелёным технологиям, продвигаемым администрацией Обамы. В развитии этих технологий материально заинтересованы люди из ближайшего окружения нашего Президента. Их, а также лидеров Демократической партии не интересует, что реализация этого курса пагубно отразится на благосостоянии абсолютного большинства американцев.