СИМВОЛ, ОЗАРЯЮЩИЙ МИР

СИМВОЛ, ОЗАРЯЮЩИЙ МИР

Анатолий ГОРОХОВСКИЙ, Заслуженный работник культуры Украины

СТАТУЯ ПЕРВОЙ ПРИВЕТСТВОВАЛА ЭМИГРАНТОВ
Морозным декабрьским утром американский лайнер «Боинг», на борту которого находилось около пятисот эмигрантов, поднялся с московского аэропорта Шереметьево и взял курс на Запад.
В дороге, как известно, люди быстро знакомятся и если рядом сидят интересные, доброжелательные соседи, то многие неудобства, вызванные полетом, перестаешь замечать. Мне повезло, я познакомился с супругами Ковальчук, которые после путешествия по Украине возвращались домой.

— Меня зовут Джон, по-украински Иван, по профессии я историк, работаю в Нью-Йорке, мое увлечение Статуя Свободы, — представился сосед и продолжил: — мою супругу зовут Мария, она знаток прошлого и настоящего Соединенных Штатов Америки.
Я, естественно, тоже представился, и между нами началась непринужденная беседа под аккомпанемент четырех реактивных двигателей самолета. О чем шла беседа? Прежде всего о стране, в которой мне придется жить, о столице мира Нью-Йорке и, конечно же, о Статуе Свободы.
К вопросу о статуе сосед вернулся опять, когда самолет приблизился к городу Большого яблока.

— Смотрите, смотрите! — радостно воскликнул Джон, — вот она Статуя Свободы.
Я выглянул в иллюминатор и увидел величественную фигуру женщины с факелом в руке, однако внимательно не успел ее рассмотреть, ибо самолет заходил на посадку.
Когда в Нью-Йоркском аэропорту имени Кеннеди я прощался с супругами Ковальчук, то они любезно пообещали: «Если нужна будет наша помощь, то можете рассчитывать на нее».

Прошли годы, и я снова оказался в Нью-Йорке в надежде, что с помощью моих знатоков мне удастся подробно узнать о монументе.
Путешествие к Статуе, как и в предыдущие годы, начиналось с пристани, откуда отправлялись паромы к острову, на котором красовалось творение великого французского скульптора. На пристани я встретился с господином Джоном, с которым предварительно договорился по телефону.
На берегу собралось много людей. Следует кстати заметить, что ежегодно государственный национальный заповедник, как официально именуется территория, на которой находится Статуя Свободы, посещает свыше пяти миллионов человек.

— Господин журналист, приветствую вас, рад встрече, — воскликнул Джон, увидев меня. — А теперь включите диктофон, я начну свой рассказ об Америке, которую называют страной эмигрантов.
В течение многих столетий сюда приезжали люди в надежде найти спасение и защиту от преследований.
Раньше эмигранты добирались в Новый Свет морским путем. После долгого изнурительного путешествия на горизонте появлялись очертания Статуи Свободы, а это означало, что вскоре измученные люди сумеют ступить на американскую землю.
Впервые эмигранты увидели Статую 28 октября 1886 года, погода была плохая, с неба сеял нудный осенний дождь. Именно в этот день на маленьком острове нью-йоркского залива состоялось торжественное открытие монумента. Президент США Стивен Гровер Кливленд выступил с речью, в которой он, в частности, сказал:

— Мы никогда не забудем, что свобода обрела своим домом наш дом, ее алтарь никогда не будет брошен.
Когда из головы статуи, которая достигает стометровой высоты, стянули мокрое знамя, восторженные выкрики присутствующих потонули в корабельных гудках и орудийных залпах.

РОЖДЕНИЕ МОНУМЕНТА
История рождения Статуи Свободы начинается в 1870 году, когда Америку посетил французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди (1834-1904 гг.). Он задумал создать памятник к столетию победы Соединенных Штатов Америки в войне за независимость страны, в которой, как известно, немалую роль сыграла помощь Франции.

Под влиянием увиденного скромные замыслы сразу же изменились, он решил сосредоточиться на давно потерянных образцах древнеегипетской скульптуры. Возвратившись в Париж, Бартольди приступил к изготовлению миниатюрных макетов будущей скульптуры и одновременно обратился к французам с призывом начать сбор средств для сооружения Статуи. В 1874 году был создан оргкомитет, а через год французы создали специальный фонд, дававший возможность начать подготовительные работы.
«В этой свободе не будет на голове красного колпака, а в руках оружия и она не будет ходить по трупам, это будет американская свобода и факел в ее руках призван не поджигать, а светить», — процитировал мой собеседник пророческие слова председателя французского комитета Статуи Эдуарда де Лабуле.

— Как дальше развивались события, почему монумент не был установлен к столетию принятия Декларации независимости Америки? — спросил я.
— Задержка произошла из-за отсутствия необходимых средств, — пояснил Джон. — Во Франции собрали деньги на сооружение статуи, а жителям Америки надо было внести 250 тысяч долларов на постамент и фундамент. Однако здесь начались трудности, многих людей статуя не интересовала, пожертвования поступали главным образом от бедных людей.

Чтобы активизировать поступление средств, нью-йоркские литераторы обратились в 1883 году к известной американской поэтессе Эмми Лазарус с просьбой написать стихи, посвященные символу Свободы. Она ответила, что стихи по заказу не пишет. А между тем, однажды поэтессу пригласили на остров, на который прибывали эмигранты. Лазарус представляла себе этих людей как авантюристов, искателей счастья, а там она увидела ирландских и финских крестьян, спасавшихся от издевательств и голода, евреев, бежавших от погромов, увидела перевязанные веревками чемоданы, глаза матерей, которые привезли своих детей в чужие города без знания языка, без денег в кармане. И тогда она написала:

…Храните, древние страны, вашу легендарную пышность,
А мне отдайте ваших усталых, ваших бедных…
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой...

До 1885 года ситуация с леди Либерти в Америке казалась безнадежной и позорной, готовая статуя ожидала в Париже, а американцы не сумели собрать на постройку и половины суммы, необходимой для сооружения Статуи. В дело решения драматичной ситуации включилась печать. Большая заслуга принадлежит известному нью-йоркскому издателю, главному редактору газеты «Нью-Йорк уорлд» Джозефу Пулитцеру, который сам был эмигрантом. Теперь его именем носит самая высокая журналистская премия Америки.

Пулитцер пожертвовал в фонд Статуи 100 долларов и поместил в своей газете такое обращение:
— Дорогие читатели! Если Америка не сможет собрать необходимое количество денег для сооружения пьедестала Статуи Свободы, то это будет позором, от которого ей никогда не избавиться. «Нью-Йорк уорлд» — массовая, народная газета и поэтому я обращаюсь к народу: речь идет о ста тысячах долларов. Не будем ожидать, пока раскошелятся миллионеры, я не хочу просить у них, я прошу вас, кому дорога честь газеты прислать, кто сколько может, и мы назовем имя каждого, кто прислал деньги.
Это обращение нашло широкий отклик среди американцев. 11 августа 1885 года газета «Нью-Йорк уорлд» вышла под большим заголовком: «102 тысячи долларов собрано на строительство пьедестала Статуи Свободы!»

Затем Джон Ковальчук достал из сумки портрет мужчины и обратился ко мне:
— Надеюсь, что этот господин вам знаком?
— Если не ошибаюсь, то это Густав Эйфель, — ответил я.
— Именно он, — подтвердил собеседник, — ему было поручено спроектировать железный каркас статуи, а позже, как известно, он соорудил в Париже Эйфелеву башню. Инженер приложил немало усилий к подарку, который старушка Европа подарила возмужалой Америке.

Для статуи Эйфель создал конструкцию высотой 50 метров, установленную на уровне 30 метров над землей, которая может устоять против штормовых волн и океанских ветров. Общий вес металлических конструкций составляет более 225 тонн.
Статуя была представлена послу Америке во Франции 5 августа 1886, а затем перевезена в США и установлена на каменном пьедестале, заблаговременно сооруженном на острове Бедлоу, находящемся в нью-йоркском заливе. До 1956 года этот остров назывался Бедлоу, хотя в народе его нарекли «островом Свободы» уже с начала ХХ века.

ПЕШКОМ К ВЕРШИНЕ СТАТУИ
— На этом я заканчиваю свое краткое историческое обозрение, — сказал мой гид. — А сейчас предлагаю осмотреть остров Свободы.

Перед этим мы посетили библиотеку, в которой собрано большое количество книг и журналов, кинофильмов, посвященных монументальной скульптуре. А потом посетили магазин сувениров и бар, украшенный оригинальными картинами, небольшими скульптурами, где посетителей угощали фирменными блюдами. Самое большое впечатление произвели на меня печения, сделанные по форме статуи.
Наконец, все приготовления закончились, и мы бодро шагаем к Статуе. Остановились около ее пьедестала, первый камень в который был заложен 5 августа 1884 года.

— А теперь будьте предельно внимательны ко всему, что встретится по дороге вплоть до самого факела, — предупредил меня спутник и нажал на кнопку лифта, который поднял нас на высоту 45 метров, то есть на уровень ступней ног. Под ее ногами я увидел оковы, которые народы порвали в ходе борьбы за свободу.

Дальше пришлось идти пешком, к вершине статуи ведут параллельные винтовые лестницы, имеющие по 160 ступенек.

— Итак, в дорогу, держитесь, ибо только здоровые и сильные люди могут преодолеть такую высоту, — предупредил Джон. Несмотря на то, что молодым и здоровым я себя не считаю, я все же решил достичь конечной цели, чтобы потом можно было сказать: «Мне удалось побывать в факеле Статуи».
На каждой четвертой части восхождения сооружены площадки для отдыха, и, когда мы останавливались, гид продолжал рассказывать истории, связанные со Статуей. Вот одна из них:

— Не все, наверное, знают, что Бартольди должен был по заданию паши Египта создать величественный монумент, выполняющий роль маяка, который предполагалось установить в излучине только что построенного Суэцкого канала. Однако эта идея не воодушевила скульптора, и он отказался от полученного заказа. Ему хотелось создать величественную вещь для Нового Света, и этот замысел был им осуществлен.
Дорога шла выше и выше. Не скрою, подниматься становилось все труднее и труднее…
Еще одна остановка там, где расположена корона, в которой 25 окон. На площадке вмещается только 25 человек. Отсюда открывается незабываемый вид на Нью-Йорк и прилегающий к нему штат Нью-Джерси.

Осталось преодолеть последнее препятствие. Перед узкими лесенками, ведущими к финишу, я прочитал предупредительную надпись: «Больным с пороками сердца, диабетикам и астматикам подниматься дальше не следует». Несмотря на все трудности, мы финишировали в конечной точке факела, в котором находится 30 мощных электрических ламп.

Когда стоишь наверху, рядом с факелом, то ощущаешь, как площадка расшатывается, амплитуда колебаний доходит до 12 см. Для любителей статистики скажу, что длина правой руки Статуи вместе с факелом составляет 14,8 метра. Левой рукой гордая и величественная женщина поддерживает скрижали с выбитой на ней датой принятия Декларации Независимости Америки.

Когда мы спустились на землю, то Джон увидел в толпе невысокого мужчину и пригласил его к нам.

— Это Шарл Бунис, которого на острове все называют «хранителем огня».
— А почему так?
— Потому, что он ежедневно, в течение 27 лет, — пояснил гид, — поднимается на вершину скульптуры и осматривает установленные там прожекторы, свет которых видно за десятки километров от Нью-Йорка.
— Бог дал мне сильные ноги, — объяснил господин Бунис, — чтобы я мог прислуживать богине Свободы.

Свыше ста лет тому многие американцы относились к Статуе Свободы как к подарку Франции, а во всем мире на него смотрели как на символ дружбы. Теперь Францию никто не вспоминает, мадмуазель Либерти превратилась в мисс Либерти и стала символом США, воплощением идей свободы, равенства и братства.

— Как вы относитесь к тому, что символом свободы является женщина?
— Пол в данном случае не имеет никакого значения, — ответил Джон. Америке, в большей мере, чем другим государствам, свойственны женские качества и прежде всего терпимость. Эта терпимость — черта лица Статуи Свободы.

На этом закончилась наша экскурсия. Я поблагодарил господина Джона за помощь, оказанную им в деле подготовки репортажа. На память об этой встрече он подарил мне фото Статуи Свободы и надписал: «Читателям газеты с лучшими пожеланиями». В свою очередь, я вручил моему другу снимок единственной в мире статуи свободы, которая находится в Львове на крыше музея этнографии и художественного промысла института народоведения Национальной Академии Наук Украины.

БОГ БЕРЕЖЕТ МОНУМЕНТ
За время, минувшее после открытия монумента, его неоднократно восстанавливали. Последние значительные работы осуществлялись в 1986 году.

В биографию Статуи вписано немало покушений на ее существование. Приведу только несколько из них. Так, в 1964 году клерк нью-йоркской библиотеки Роберт Коллинер создал организацию «Красный фронт освобождения», которая собрала большой запас динамита, им она предполагала взорвать голову и факел Статуи. Заговор был вовремя раскрыт ФБР.

В декабре 1971 года 15 членов организации «Ветераны Вьетнама против войны» забаррикадировались внутри монумента, требуя прекращения боевых действий.
В следующий раз, а это было в 1974 году, студенты-радикалы объявили, что скульптура является обманным символом несуществующей демократии.
В 1976 году памятник ненадолго захватили иранцы, протестовавшие против поддержки США шаха их страны.

В июне 1980 года террористами была взорвана бомба в цокольном помещении Статуи. Пострадало большое количество ценных экспонатов.
После известных событий 11 сентября 2001 года Статуя была закрыта для посетителей из-за боязни новых терактов. Для обеспечения безопасности «символа идеалов американского народа» правительство США приняло необходимые меры. Спустя некоторое время, было разрешено посещение нижних этажей Статуи Свободы, а недавно туристы начали осмотр Статуи изнутри.

«Статуя является символом свободы во всем мире, — заявил мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. — Я горжусь, что содействовал тому, чтобы один из величайших памятников нашего города и нашей страны снова был открыт для посетителей».