ЧУВСТВО ГОСДОЛГА

ЧУВСТВО ГОСДОЛГА

Михаил ХАЗИН

«ЕСЛИ НЕ ПОДНЯТЬ ВЕРХНЮЮ ПЛАНКУ ГОСДОЛГА, АМЕРИКЕ НЕ МИНОВАТЬ ДЕФОЛТА. СТРАШИЛКА ЭТА НЕБЕЗОСНОВАТЕЛЬНАЯ

Ведомство Тимоти Гайтнера решило взбодрить американских конгрессменов очередной страшилкой по поводу грядущего дефолта. В письме законотворцам министр финансов ультимативно заявляет, что если они не поднимут верхнюю планку госдолга (почти 14,29 триллиона долларов), то стране дефолта не миновать.

В принципе для США это не новость, они как минимум дважды только в ХХ веке объявляли дефолт. Разумеется, сегодня эти обстоятельства не афишируются, во всех учебниках написано, что США никогда не объявляли дефолт, но от этого реальность никуда не девается. А она состоит в том, что в 1933 году США девальвировали доллар относительно золота (то есть отказались выполнять ранее взятые на себя обязательства по обмену доллара на фиксированное количество золота), а в августе 1971 года вообще отказались обменивать доллары на золото.

Но вот как раз с 1971 года вероятность дефолта США сильно упала. Дело в том, что обязательства правительства, по которым возможен отказ от исполнения, погашаются долларами, которые в Америке же и печатаются. Так что возврат практически невозможен. Да, теоретически эмитирует доллары не правительство, а Федеральная резервная система США, организация со сложной структурой управления и собственности. Однако ни у кого, в общем, нет сомнений, что в случае острой необходимости ФРС напечатает денег столько, сколько нужно. Впрочем, одна проблема у правительства все-таки есть, и связана она со спецификой бюджетного процесса в США.

Дело в том, что их законодательство тщательно отслеживает отношения исполнительной и законодательной ветвей власти, наблюдая за тем, чтобы ни у кого не было преимущества. В большинстве стран мира в случае, если закон о бюджете полностью не утвержден, у правительства все-таки есть способ финансировать расходы в специальном порядке. А вот в США все иначе. Там большая часть правительственных расходов в этом случае автоматически замораживается. Последний раз такая ситуация наблюдалась в 90-е годы, во время президентства Клинтона. При Буше-младшем, когда республиканцы имели монополию на контроль и Конгресса, и Белого дома, это было невозможно. Такая же ситуация сложилась в первые два года президентства Обамы (тут преимущество было у демократов), а вот после промежуточных выборов 2010 года она стала меняться. Республиканская партия отвоевала нижнюю палату и начала давить на президента-демократа. И повод для этого нашелся замечательный: быстрый рост долга. Настолько быстрый, что грозил превысить лимит, установленный законодательно. Собственно, такой лимит есть практически во всех странах, и обычно такие проблемы решаются автоматически. Но в этом конкретном случае начались проблемы. У республиканцев и демократов разные подходы в финансовой политике. Обама явно тяготеет к ее «смягчению», то есть снижению стоимости кредита, что означает продолжение эмиссии доллара. Республиканцы, напротив, хотят ужесточить денежную политику. Отметим, что объективные обстоятельства не дают ответа на то, какая политика правильная: с одной стороны, потребительская инфляция растет, с другой — рынок недвижимости падает, как и потребительская уверенность. Первое требует ужесточения денежной политики, подъема учетной ставки, второе — ее смягчения, дальнейшего стимулирования экономики.

На сегодня компромисс буквально в последнюю минуту достигнут. Но надо отдавать себе отчет в том, что это ненадолго. Если бы речь шла о вопросах не таких принципиальных, то можно было бы говорить о том, что участники «все равно договорятся». Но сегодня и ситуация в экономике США критическая, и уровень противостояния сильно вырос. И страшилка Гайтнера совсем небезосновательная: ситуации, подобные описанным, скорее всего могут повториться. Во всяком случае, до выборов в ноябре 2012 года.
Itogi.ru