АРАБСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ПОЗИЦИЯ США

АРАБСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ПОЗИЦИЯ США

Рамис ЮНУСОВ

Политические процессы в арабском мире продолжают будоражить весь мир и остаются темой номер один во многих ведущих средствах массовой информаци. Высказываются различные версии — от самых невероятных до самых более или менее близких к существующим реалиям. Рассуждают все кому не лень, включая и тех,кто никогда не был ни в одной арабской стране, понятия не имеют про их язык, быт, культуру,обычаи, менталитет и многое другое, что очень важно и нужно для правильного понимания и анализа внутриполитических процессов любого региона, тем более такого важного и взрывоопасного, каковым является весь арабский мир, где сконцетрированы почти 70% запасов всей нефти планеты.

Так что же происходит с начала 2011 года на такой огромной территории от Марокко и до Бахрейна? И насколько правильно всю эту внезапно проснувшуюся территорию рассматривать как один, отдельно взятый регион? И стоит ли ограничиваться в прогнозах и анализах границами только этого региона или же эти революционные процессы, по принципу домино могут перекинуться и на другие страны, находящиеся довольно далеко от арабского мира, включая путинскую Россию и все мусульманские страны бывшего Советского Союза, от Азербайджана до Узбекистана, где у власти десятилетиями находятся такие же тоталитарные кланы и правители, которые также сколотили баснословные состояния на энергоресурсах своих стран, где царит такая же коррупция, где отсутсутствуют основные демократические понятия, такие как права человека, свобода слова, где также не было ни разу никаких честных и свободных выборов, признанных цивилизованным миром и их политическими институтами, где также в тюрьмах находятся тысячи политзаключенных и т.д. и т.п.

Как видите вопросов очень много и ответить на все не хватит возможностей одной статьи и потому я постараюсь проанализировать самое главное, с моей точки зрения в происходящих процессах, а в последущем постараюсь найти ответы и на многое другое.
Для начала восстановим хронологию произошедших событий.Как мы помним, вначале Судан разделился на две части — Север и Юг, и сегодня многие аналитики опасаются начала войны между ними, потом как мы помним правительство Ливана распалось в преддверии начала работы трибунала по убийству бывшего премьера этой страны Рафика Харири и сегодня те же аналитики прогнозируют сложности с сохранением гражданского мира в Ливане, а уж потом в Тунисе произошла беспрецедентная для арабского мира демократическая революция. Все эти процессы, потом перекинулись на Египет, Ливию, Иорданию и другие арабские страны.

Скажу сразу, что если кто-то считает спонтанным эти процессы, то он глубоко ошибается. Вся эта «политическая лава» недовольства режимами зрела десятилетиями и в каждой отдельно взятой стране присутствует своя специфика. Для многих аналитиков очевидно, что в действительности эти революции в арабских странах имеют свою внутреннюю природу. Накопился серьезный взрывной материал, что побудило массы народа выходить на улицу и требовать отставки одиозных лидеров этих государств. Об этом уже много сказано. Движущей силой выступлений в основном является образованная молодежь, которая не находит рабочие места у себя в стране, лишена возможности серьезной вертикальной мобильности, не может смириться с высоким уровнем коррупции и пытается сегодня, здесь и сейчас улучшить свои жизненные условия, социальный статус, материальное положение. Могут ли эти революции решить проблемы, которые сегодня являются главными для этих стран? Ликвидировать деспотизм и коррупцию, установить демократические институты, ликвидировать в экономике монополию разных групп, связанных с государственными чиновниками, создать рабочие места для выпускников университетов и колледжей и, что самое главное, обеспечить более высокие темпы роста для экономического развития, потому что рост в 5-6 процентов недостаточен, чтобы удовлетворить потребность в рабочих местах, для этого нужны китайские темпы роста (10 и более процентов).

Сейчас уже очевидно, что в Египте мы получим диктатуру армии на какое-то время, и какой будет переход к гражданской администрации и насколько это произойдет мирно и удачно для страны зависит и от США и от их партнеров по НАТО. Надо помнить о том, что Египет — центральнообразующая и самая густонаселенная страна в арабском мире, где проживает 85 миллионов населения, здесь находится штаб-квартира Лиги арабских стран и потому надо внимательно следить за всем, что там происходит, реагировать как можно оперативно и политически и экономически, иначе этим могут воспользоваться радикальные течения, с которыми США и их союзники уже много лет воюют в Афганистане и Ираке. Как говорят на Востоке, «свято место пусто не бывает».

Сегодня не секрет, что экономика Египта понесет серьезные потери из-за обвала туристического бизнеса, одной из главных статей дохода для страны, из-за прекращения иностранных инвестиций и из-за целого ряда других факторов. Совершенно неочевидно, что армейские генералы, которые контролируют одну треть экономики страны, передадут это имущество в руки молодежи, которая выступает за демократию и создание более конкурентной среды. И при этом вполне предсказуемо, что десятки миллионов людей, которые хотят улучшения своего положения здесь и сейчас, будут требовать от новых властей перераспределения имеющихся богатств. А эти богатства небеспредельны, и на ближайшие годы новым египетским властям вряд ли удастся обеспечить китайские темпы роста для того, чтобы обеспечить растущие потребности населения как в рабочих местах, так и в более высоких доходах.

Теперь про ситуацию в Ливии. История режима Каддафи хотя еще и не закончена, но вероятнее всего, он обречен. Однако Каддафи способен напоследок хлопнуть дверью, и для этого в его распоряжении достаточно широкий ассортимент — от разрушения нефтедобывающих и транспортных мощностей до провоцирования полного хаоса, который заставит ливийцев бежать в соседние страны и на другой берег Средиземного моря. Второе пугает европейцев даже больше, чем срыв поставок: страны юга Европы и так уже опасаются нового масштабного наплыва. Для этого, кстати, не обязательна злая воля отчаявшегося полковника: распад Ливии, вполне возможный в случае коллапса его режима, обеспечит толпы изгнанников. А с учетом роста антииммигрантских настроений по всей Европе это не нужно никому из основных политических сил.
Надо отметить, что довольно долгое время Каддафи удавалось великолепно маневрировать и, оставаясь на плаву, держать в напряжении своих западных оппонентов. В Ливии более сорока лет существовал репрессивный диктаторский режим и по степени жестокости Муамар Каддафи стоял рядом с Саддамом Хусейном из Ирака, а во многом и превосходил его. Но, как известно, всему приходит конец. И за Каддафи взялись серьезно, также как в свое время взялись за Саддама Хусейна и несмотря на все те довольно ощутимые опасности для Запада, которые были указаны выше, дни полковника Каддафи сочтены.

Такого единодушия в том,что Каддафи должен уйти не было даже тогда, когда свергали Саддама.Если помните, то тогда в Совете Безопасности ООН против вторжения в Ирак выступили Россия, Франция и Германия. А сегодня против Каддафи выступила вся Лига арабских стран, Африканский Союз, ООН и даже Россия не рискнула наложить вето в Совбезе ООН,побоявшись оказаться в изоляции и просто воздержалась при голосовании. При этом надо также не забывать и о том, что главная причина действий антиливийской коалиции сегодня связана уже не с Каддафи, хотя никто не будет спорить, что чем скорее его уберут,тем будет легче всем, а с богатствами, скрытыми в недрах Джамахирии. До настоящего времени Ливия занимала второе место в Африке по объемам добычи нефти — 1,5 млн. баррелей в день и имела возможность довести уровень добычи до 2 млн. баррелей в день. Ее разведанные запасы «черного золота» оцениваются в 42 млрд. баррелей. Не исключено, что они могут достичь 100 млрд. Как утверждал в 2007 г. глава представительства французской компании «Тотал» в Ливии Филипп Мальзак, «Ливия является в настоящее время одной из немногих стран, в которой есть огромные территории, где вообще не проводилась разведка на углеводороды». И сегодня главная задача сил коалиции не допустить гражданской войны в этой стране бедуинов, где сильны внутриплеменные взаимоотношения. Здесь уместно отметить,что подобные угрозы существуют и для целого ряда других государств арабского мира, охваченного революционным брожением.

Продолжаются массовые манифестации и в Сирии. По степени жестокости и долголетию у власти клан Асадов может конкурировать и с Каддафи и с Хусейном. Нынешний президент-диктатор Башар Асад унаследовал власть 11 лет назад от своего отца Хафиса Асада, который правил страной железной рукой 30 лет. Более 40 лет в Сирии действует режим чрезвычайного положения, в связи с чем имеют место расширенные полномочия правоохранительных органов. Из-за этого страна часто сталкивается с обвинениями в нарушении гражданских прав, в частности, правозащитными организациями в мире утверждается о наличии в Сирии по крайней мере 600 политзаключенных.Ряд правозащитных организаций в своих отчетах регулярно характеризует Сирию как крайне неблагоприятную страну с точки зрения соблюдения прав человека. Human Rights Watch, Freedom House и другие обвиняют сирийские власти в ограничении свободы слова, свободы собраний, а также в политических репрессиях. Все вышеуказанное не могло не сработать по принципу домино, когда в соседних с Сирией странах протесты привели к свержению режимов в Египте и Тунисе. Несмотря на закрытость режима и на блокирование информации из этой страны, сегодня в Сирии развернулась борьба нешуточная и счет жертвам противостояния властей и оппозиции идет уже на сотни. И если вслед за Каддафи в Ливии, падет и режим Асада в Сирии, то все остальные режимы будут низвергнуты намного быстрее.

Следующей страной, где кипят политические страсти с многочисленными человеческими жертвами, является Йемен. Здесь у власти более 30 лет находится Али Абдалла Салех. Автор этих строк проработал несколько лет в Йемене и потому я неплохо знаю эту страну и исходя из этого могу утверждать, что вскоре и режим Салеха падет. Что касается перспектив развития ситуации в Йемене, то как я подчеркивал выше,надо внимательно следить за происходящим во всех арабских странах, а в Йемене особенно и по возможности присутствовать там и политически и экономически. Иначе придут другие. Вы спросите почему в Йемене особенно? Для информации читателей — клан Бен Ладенов родом из йеменских крестьян, которые перебрались в Саудовскую Аравию, в Йемене всегда были сильны радикальные религиозные течения и потому нужен очень повышенный интерес к этой стране.

Некоторые прокремлевские российские эксперты утверждают, что за процессами в арабском мире якобы стояли американцы. Думаю, что данные «специалисты» просто не имеют понятия о том, какова сегодня внутриамериканская повестка по внешнеполитическим вопросам. Во-первых, кроме позиции небольшого числа неоконсерваторов, которые сегодня являются крайними маргиналами, есть широкий консенсус, что США должны уйти из Ирака и Афганистана и ни в коем случае больше не вовлекаться в процесс национального и государственного строительства.Дело в том, что сегодня есть согласие в американской политической элите и в экспертной среде, что чем быстрее США уйдут из Афганистана и Ирака и сосредоточат внимание и ресурсы страны на своих внутренних проблемах, тем скорее можно добиться положительных результатов в экономике.. Кстати, в этом отношении примечательным является прошлогоднее высказывание адмирала Майка Муллена, председателя объединенного комитета начальников штабов США: «Единственной главной угрозой для нашей национальной безопасности является наш долг». Неслучайно демократы проиграли промежуточные выборы и неслучайно, что сегодня в конгрессе центральная проблема — это фискальная ответственность политиков и законодателей перед страной, и конгресс пытается как можно больше сократить расходы и уменьшить дефицит бюджета.

Это означает, что в нынешних условиях администрации Обамы не до внешних авантюр. А утверждения некоторых российских экспертов о том, что США хотели создать управляемый хаос от Марокко до Пакистана, не выдерживает вообще никакой критики. И без революционных потрясений в арабских странах у США неуправляемого хаоса выше крыши. Это и Пакистан с угрозой попадания ядерного оружия в этой стране в руки исламских радикалов, это Афганистан и Ирак. Не справившись с этими проблемами, поджечь еще и весь арабский мир, где в большинстве стран этого региона у власти находятся лояльные режимы... Для этого надо быть откровенно сумасшедшим. Американские власти можно обвинить в чем угодно, но что они назло врагам поджигают собственный дом и дома своих друзей, для этого надо обладать поистине воспаленным воображением. Ведь в этом случае надо поверить в то, что американская администрация сознательно пошла на демонтаж власти своих многолетних и преданных партнеров, какими были Мубарак, бен Али, Абдалла Салех, Саудовский Королевский дом, лидеры Арабских Эмиратов, которые всегда ориентировались на Вашингтон и были враждебно настроены по отношению к Ирану, и весьма терпимо относились к Израилю, стратегическому партнеру США в этом регионе.
В настоящее время в США идет дискуссия о необходимости выработки «Большой стратегии» для США, соответствующей новым реалиям изменяющегося мира. Разворачивающаяся дискуссия между американскими стратегами и политиками сводится к тому, что Америка, будучи самой могучей и в экономическом, и в военном отношении державой, не имеет ресурсов, чтобы продолжать политику одностороннего, глобального доминирования в мире. Она перенапряглась, ей необходимо в первую очередь наводить порядок у себя дома, справиться с проблемами, важными для здоровья американской экономики и общества: это проблемы безработицы, образования, долга, нелегальных эмигрантов плюс огромное количество других проблем. Очевидно, что доля США в мировом ВВП уменьшается. Растут новые экономические гиганты: Китай, Индия, Бразилия, Турция и целый ряд других государств. Необходима новая политика, которая соответствовала бы новым реальностям и новым возможностям США.

Сегодня все серьезные американские аналитики, написавшие сотни статей и монографий на эту тему за последние два-три года, сходятся во мнении, что США должны полностью отказаться и без крайней необходимости не вовлекаться в военные конфликты за пределами США, а тем более не позволять себе вовлекаться в процесс национального и государственного строительства, что экономически разрушительно для Америки, а политически практически недостижимо. Помимо этого есть фактически единодушие у широкого круга аналитиков, что США, будучи самой сильной державой в военном и экономическом отношении в мире, занимаясь своими внутренними делами, должны при этом во всех жизненно важных для США регионах проводить политику баланса сил в жизненно важных для Америки регионах. Это означает, что необходимо не допускать, чтобы в этих регионах возникли доминирующие силы, угрожающие интересам США. Поэтому главной задачей США в обозримой перспективе должна быть политика по созданию коалиций и союзов в этих регионах, чтобы ослаблять сильных, усиливать слабых, создавать балансы и быть гарантом этих балансов.

После развала СССР в 1991 году, такая политика принесла успех в Европе и за прошедшие 20 лет в Евросоюзе и НАТО произошло много положительных сдвигов в сторону вызовов в современном мире. Теперь, как мы видим, наступает черед арабского мира, а за ними наступит и очередь постсоветского пространства и потому сегодня США старается разрулить эту ситуации вместе с европейцами. Уверен, что такая политика принесет свой положительный результат.

Автор статьи — Рамис Юнусов, известный политолог, имеющий опыт работы как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, был Управляюшим Делами Парламента страны. Кроме этого он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.