К 50-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

К 50-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

Владислав КАЦ, Нетания

После полёта Гагарина началась чехарда с наградами. Высшее руководство расщедрилось, как никогда прежде. За участие в подготовке и осуществлении первого в мире полёта человека в Космос орденами наградили несколько тысяч военных и гражданских специалистов. По опубликованным данным, общее количество награждённых превысило семь тысяч человек, включая, безусловно, Н.С.Хрущёва и Л.И.Брежнева.

Ещё не летавшие в Космос Быковский, Волынов, Горбатко, Леонов, Нелюбов, Николаев, Попович, Хрунов и Шонин в 1961 году стали кавалерами ордена Красной Звезды каждый. Между прочим, во время Великой Отечественной войны лётчик должен был сбить немецкий самолёт, а то и два, чтобы заработать такой орден.

Герману Титову отстегнули вообще высшую награду страны — орден Ленина, исключительно за то, что он был у первого космонавта в дублёрах.
Поначалу Юрий Алексеевич Гагарин носил на мундире слева Золотую Звезду, справа — знак "Лётчик-космонавт СССР", а чуть ниже — нагрудный знак военного лётчика 1 класса, а под ним значок в виде парашюта.

Парашютный значок Гагарин получил после прохождения курса наземной подготовки и интенсивного выполнения программы прыжков. Первый отряд обучался, а затем и прыгал на полигоне Энгельсской базы ВВС. Руководил подготовкой полковник Никитин.

Парашютная наука давалась лётчикам нелегко. Прыгали не только днём, но и ночью. С самолётов и с вертолётов. Будущие космонавты покидали летательные аппараты на разной высоте, с задержкой раскрытия купола. В воздухе выполняли маневры по командам с земли. Приземление в сложных условиях, а также приводнение отрабатывали на полигоне в районе Феодосии. За месяц совершили по 35 прыжков каждый.
Гагарин и его товарищи не без гордости носили нагрудные знаки "Инструктор-парашютист ВВС", добытые, что называется, кровью и потом. В лётных частях ВВС офицеры с такими значками встречались нечасто. Что же касается появления на офицерском кителе Гагарина знака "Военный лётчик 1 класса", то с ним не всё было так просто и ясно.

Официальная биографическая справка Центра Подготовки Космонавтов ВВС содержит информацию о том, что Гагарин имел квалификацию "Военный летчик 1-го класса".
Судя по кадрам документальной кинохроники, а также многочисленным фотоснимкам космонавта Гагарина, 14 апреля он прилетел в Москву из Куйбышева в новенькой форме. На груди космонавта не было пока ни орденов, ни медалей. Один только знак военного лётчика 1 класса.

Этот факт вызвал бурные дебаты среди лётчиков. Особенно горячились бывшие однополчане Гагарина. Они-то прекрасно знали, что Юра был лётчиком 3-го класса. За два года службы в полку старлей Ю.А.Гагарин, как и другие лётчики, налетал 166 часов с минутами. Так что ему до второго класса было пока ещё далековато, а первый он мог разве что видеть во сне.

Американцы для полёта в Космос отбирали, главным образом, летчиков-испытателей, профессионалов высшего класса, имевших налёт не менее 1500 часов,
В советских ВВС каждая очередная ступень повышения квалификации прибавляла к окладу лётчика приличную сумму, а также предоставляла дополнительные солидные льготы.
Может быть, 1-й класс Гагарину дали за полёт в Космос?
Но в таком случае, считали лётчики, получив знак "Лётчик-космонавт СССР", Гагарин должен был снять с кителя знак, который он не заслужил.
Тем не менее, знак лётчика 1-го класса на груди Гагарина "прописался" навсегда. Поначалу под ним висел парашютный значок. Но вскоре он исчез. Видимо, Гагарин счёл его несолидным для космонавта.
Кто вручил ему столь высокую и недосягаемую для многих военных лётчиков награду, а выражаясь точнее, свидетельство высокого профессионального мастерства?
В книге о маршале Вершинине "Командарм крылатых" авторы П.Т.Асташенков и Н.Н.Денисов, люди весьма компетентные, приводят рассказ о следующем эпизоде:
"На следующий день, перед тем как отправиться в Дом ученых на пресс-конференцию для советских и зарубежных журналистов, ученых и дипломатов, Юрий Гагарин прибыл к главкому. Сердечной была беседа главного маршала авиации с первопроходцем космоса. Константин Андреевич сообщил о приказе по Военно-Воздушным Силам, которым Юрию Гагарину присваивалась квалификация военного летчика 1-го класса, вручил удостоверение об этом. Когда пришло время прощаться, Гагарин застенчиво снял с руки штурманские часы, побывавшие в космосе:
— Позвольте, товарищ главный маршал, подарить вам эти часы...".
В тексте идёт речь об удостоверении. О знаке — ни слова, поскольку Гагарин явился в кабинет Главкома с упомянутым знаком на кителе.
Каким же образом Юрий Алексеевич заполучил почётный знак — долгое время оставалось загадкой.
Единственным человеком, который пролил свет на этот вопрос, оказался генерал К.Т.Цедрик, в описываемый период он командовал ВВС Приволжского военного Округа.
По словам генерал-лейтенанта Цедрика, после того как в городе Куйбышеве госкомиссия заслушала доклад Юрия Гагарина, генерал-полковник Агальцов огласил приказ главкома ВВС Вершинина о присвоении Гагарину квалификации военный летчик 1-го класса.
"Приказ-то огласили, — вспоминал Цедрик, — а нагрудного знака нет. Тогда я снял с кителя свой знак и вручил его Гагарину. Так он потом и носил мой знак на своем мундире".
Поскольку иных версий не имеется, будем считать, что так оно и было. Следует, однако, сделать уточнение. Знак Гагарин действительно носил. Но поскольку мундиров у него было несколько (повседневный, парадно-выходной, парадный, для загранпоездок и проч.) то на каждом из них имелся комплект обязательных наград. На одних церемониях Гагарин появлялся с медалью "Золотая Звезда", знаком "Лётчик-космонавт" и знаком "Лётчик 1 класса". На других к ним добавлялись звёздочки Героя Социалистического Труда Болгарии, Чехословакии и Вьетнама.
На повседневном и парадно-выходном мундирах Гагарин, скорее всего, носил муляжи Золотой Звезды. Обычное дело. Во избежание потери ценной медали, многие Герои Советского Союза поступали таким образом.
После Гагарина в Космос слетали почти все его товарищи по отряду. В итоге лётчиками 1-го класса стали Г.Титов, В.Быковский, П.Попович. А.Николаев и А.Леонов. Далее присвоение космонавтам квалификации "лётчик 1 класса" за полёты в Космос не практиковалось.
Дошло, видимо, наконец, до высшего генералитета, что лётчик-космонавт и военный лётчик — профессии разные и смешивать их никак не следует.
Примечание. На подготовку лётчика 1-го класса требовалось 7-8 лет. Программа обучения Гагарина к полёту на космическом корабле "Восток" ограничивалась одним годом.

Автор в прошлом — член президиума Федерации Космонавтики СССР
Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)