PR ПО-ИРАНСКИ

PR ПО-ИРАНСКИ

Зеэв ЯНКЕЛЕВИЧ, военный обозреватель — специально для "Секретного портала"

Законы Мэрфи о войне: "Если что-либо не работает, стукните это хорошенько, если оно сломалось – ничего, все равно нужно было выбрасывать".

На фоне парада революций и страстей вокруг прохода иранских судов в Сирию, мир как-то забыл содрогнуться от страха после того, как иранские гвардейцы пригрозили человечеству "чудо-оружием". Генерал Али Мохаммед Джафари, шеф Корпуса стражей исламской революции Ирана, выступил с заявлением, в котором обещает продемонстрировать новый вид супер-оружия, мощность которого "шокирует врагов". Он сообщил об "огромном научном и оборонном прогрессе", которого удалось добиться иранским ученым и военным, но отказался рассказать подробности о "чудо-оружии".

В этом подходе нет ничего нового. На Востоке любят хорошо сказанное. Это зачастую заменяет дела. Гамаль Абдель Насер проиграл все войны, в которых участвовал, но, тем не менее, только укрепил свою популярность. Саддам Хусейн, разгромленный в войне с США, вызвал гордость арабов тем, что не побоялся «бросить вызов». Такие примеры можно продолжить. Не важен результат, важен посыл. Ерунда, что разгромлен, за то как сказал! Генерал Джафари пытается встроиться в ряд политиков, где слово важнее дела. «И мир будет потрясен!» — заявил он о мифическом "чудо-оружии".Трудно понять, кого пугает иранская пропаганда. Скорее всего, этот PR нацелен на внутреннее потребление и арабские страны. Иранское телевидение фактически еженедельно рассказывает о новых ракетах, катерах, беспилотниках, созданных специалистами ИРИ. Отделить зерна от плевел, разобраться, что это за оружие, и представляет ли оно угрозу Израилю (или США) довольно непросто. Иранские СМИ говорят о достижениях собственного ВПК исключительно в превосходной степени. Я уже писал об этом в блоге «Bavar-2»: мелкий шакал в волчьей стае», но тема далеко не исчерпана.

Прежде всего, нужно отметить, что под воздействием международных санкций Иран вынужден развивать свою военную промышленность, но собственной школы и практического опыта в этой области он не имеет. Иранские образцы боевой техники представляют собой копии китайских, советских или западных образцов, зачастую не менее, чем 30 летней давности.

Широко разрекламированные иранские истребители «Азарахш» и «Саге» представляют из себя копии американских истребителей F-5E Tiger, выпущенных 40 лет назад и закупленных в период шахского правления. В прошлом году Иран с гордостью отчитался о формировании первой эскадрильи «Саге». Возможно они считают, что новое — это хорошо забытое старое?

Иранский танк «Зульфикар» поразительно напоминает американский М60 — основной боевой танк США 1960-х годов. В башне танка установлена советская гладкоствольная пушка 2А46, снятая с ранних модификаций танков Т-72.
О пополнении ВМФ иранское телевидение сообщило еще в августе прошлого года. Эксперты предполагали ввод в строй иранской подводной лодки собственной разработки «Каим», но вместо нее флот получил четыре сверхмалые субмарины «Гадир» водоизмещением 150 тонн и вооружены двумя торпедными аппаратами. В настоящее время в составе иранского флота их 11 штук. Использовать такие ПЛ можно только в прибрежных водах, в Ормузском проливе. Но реальную угрозу, например при возможных действиях израильских ПЛ в этом районе, представляют три современные подводные лодки проекта 877ЭКМ закупленные у России.

Надводный флот Ирана малочисленный и оснащен устаревшими типами кораблей. В связи с этим основная ставка в развитии надводных сил делается на «москитный» флот, вооруженный торпедами и ракетами. В августе в состав морских сил Корпуса стражей исламской революции Ирана были включены 12 катеров двух типов: «Серак» и «Зульфикар». Первый представляет собой стеклопластиковый катер небольшого водоизмещения с 324-мм торпедными аппаратами. «Зульфикар» — более крупный корабль, на борту которого установлены противокорабельные ракеты средней дальности «Косар» — иранской версии китайской С-701, которая в свою очередь построена на основе американской ракеты AGM-65 Maverick.

В целом оснащение иранских ВС настолько разнородно, что отыскать второй такой же пример где-либо на планете удастся с превеликим трудом. Есть оружие и боевая техника, произведенные в США и Великобритании (поставленные в Иран при шахе), Китае и Северной Корее (получены в период войны с Ираком 1980-1988 годов и после нее), Советском Союзе и России (реэкспортированы из Сирии, Ливии и КНДР в пору ирано-иракского противоборства или куплены в СССР и РФ после его окончания). В основном это устаревшие образцы. Такой состав военной техники чрезвычайно трудно содержать, вдобавок обслуживание многих из них (прежде всего, конечно, западных образцов ВВТ) затруднено из-за отсутствия запчастей, но для пропаганды и самоуважения вполне подходит.

Наконец, наиболее резонансной новостью от иранского агитпропа, стала презентация ударного БПЛА «Каррар». Было заявлено, что этот аппарат имеет турбореактивный двигатель, предназначен для поражения целей на дальности до 1000 км, может развивать скорость до 900 км/ч и способен нести до четырех ракет класса «воздух-поверхность» или две авиабомбы до 100 кг каждая. Характеристики — на уровне мировых стандартов, однако в их реальности есть большие сомнения. Размеры «Каррара» позволяют усомниться, что на его борту имеется достаточно места, чтобы разместить необходимый для тысячекилометрового пролета запас топлива. А так как для поражения целей необходимо и радиоэлектронное вооружение, заявленная дальность кажется уж совсем фантастической. Скорее всего эти псевдоударные беспилотники можно использовать, как цель, для повышенного расхода зенитных ракет противника.

И в завершение иранский военный круиз к берегам Сирии. Еще 23 января иранское информагентство, ссылаясь на заместителя командующего иранскими ВМС адмирала Бикама, сообщило, что Тегеран направляет эскадру боевых кораблей, в том числе эсминцы иранского производства, в Красное и в Средиземное моря. Что же это за эсминцы иранского производства? По имеющимся данным все эсминцы выведены из строя по срокам эксплуатации. В реальности визитером оказался легкий патрульный фрегат Alvand (бывший английский Vosper Mk5), находящийся в строю с 1968 года. Но адмирал Бикам, назвав Alvand эсминцем, ощутил силу иранского ВМФ.
Тем не менее, за треском речей, блефом и PR акциями, все же стоит подготовка к войне страны, которая это в состоянии ее профинансировать за счет продажи нефти и сокращения внутренних программ. Нам остается только пожелать успеха иранской оппозиции.

"Секретный портал" (velelens.livejournal.com)