КРОВАВЫЙ ВИЗИТ НЕЛЮДЕЙ

КРОВАВЫЙ ВИЗИТ НЕЛЮДЕЙ

Давид ШАРП

В позапрошлую пятницу приблизительно в 9 часов вечера два палестинских террориста, преодолев электронный забор, оказались в еврейском поселении Итамар, расположенном восточнее Шхема. Примерно еще через час они проникли через окно детской спальни в дом семьи Фогель и зарезали Уди и Рут Фогель (36 и 35 лет), спящих в своей кровати, а также их детей — одиннадцатилетнего Йоава, четырехлетнего Эльада и трехмесячную Хадас

Террористы торопились и потому не зашли в одну из комнат, где спали восьмилетний Рои и двухлетний Ишай. Двенадцатилетняя дочь Уди и Рут, Тамар, в тот момент находилась на занятиях в молодежном движении "Бней Акива" и вернулась домой только около полуночи, когда убийц на месте преступления давно уже не было.
Как позднее обнаружили армейские следопыты, до проникновения в дом семьи Фогель палестинцы побывали в доме их соседей, семейства Хай, но те, на свое счастье, уехали еще в пятницу днем и жилище оказалось пустым.

Как же так случилось, что террористы смогли проникнуть в охраняемое поселение, пробыть здесь как минимум около двух часов, устроить эту ужасную бойню, а затем беспрепятственно покинуть Итамар? Ответ на этот вопрос даст тщательное расследование, проводимое в эти дни командиром Шхемской территориальной бригады полковником Нимродом Алони и командующим войсками в Иудее и Самарии бригадным генералом Ницаном Алоном. Их выводы уже в ближайшее время должны быть представлены начальству. Как бы там ни было, уже сейчас очевидно, что в системе охраны имел место серьезнейший провал.

Сразу надо сказать, что специальное ограждение вокруг Итамара себя оправдало. Около 21:00, когда террористы перелезали электронный забор, соответствующий сигнал поступил на диспетчерский пункт, за который отвечает гражданская фирма. Ее сотрудник немедленно связался с ответственным за безопасность в поселении (РАВШАЦем), который направил к подозрительной точке забора патрульного. Именно здесь началась череда проколов, из-за которых трагедия не была предотвращена и террористам удалось убраться из поселения безнаказанными.

В последние годы, после того как вторая интифада практически сошла на нет, а инфраструктура террористических организаций в Иудее и Самарии оказалась почти полностью уничтожена, ЦАХАЛ существенно сократил свое присутствие в еврейских поселениях. Высвобождение сил позволяет армии гораздо интенсивнее, чем раньше, проводить различные плановые учение. Именно почти сплошная занятость обеспечением текущей безопасности в Иудее Самарии и Газе стала в 2006 году причиной недостаточной подготовки регулярных и резервистских частей во время Второй ливанской войны. В наши дни армия по-прежнему проводит патрулирование и отвечает за периметр поселений, но в самих поселениях полномочия военных, по инициативе минобороны, были практически приватизированы. Вместе с РАВШАЦем и так называемой тревожной группой, состоящей из местных жителей, за безопасность внутри поселений взялась отвечать одна из крупнейших израильских охранных компаний "Модиин эзрахи". В зависимости от потенциальной опасности определяется число охранников, которые должны работать в каждом конкретном поселении. В Итамаре их шестеро.

Итак, после поступления сигнала о прикосновении к забору РАВШАЦ выслал на место патрульного. Тот прибыл на место через несколько минут, ничего подозрительного не обнаружил и в армейский опорный пункт, чьи солдаты отвечают за безопасность Итамара и окрестностей, о сигнале тревоги не сообщил. Пункт этот находится в отдаленной части поселения, и в ту трагическую ночь там базировался взвод бригады "Гивати". Согласно действующему порядку, если забор "сигналит" и есть подозрение, что в поселение проникли террористы, на место должен быть вызван командир роты (или тот, кто его замещает) вместе со следопытом, чтобы проверить ситуацию на месте. Комроты в те выходные на месте службы не присутствовал, но в любом случае военных никто не вызвал.

Более того, еще один сигнал, примерно из той же точки забора, поступил около 23:00, когда террористы покидали поселение, но и на этот раз никаких подозрений не возникло. Тревога была поднята примерно в полпервого, после того как вернувшаяся домой Тамар Фогель и один из соседей обнаружили, что произошло в доме. К этому времени с момента проникновения убийц в Итамар прошло три с половиной часа. Кроме того, у убийц было полтора часа на то чтобы убраться из поселения. Несмотря на сразу же начавшиеся интенсивные поиски времени для того чтобы скрыться у них было более чем достаточно: расстояние до первых домов находящегося поблизости палестинского городка Ауарта исчисляется всего несколькими сотнями метров.
Что касается провала в системе безопасности поселения, его стоит искать в двух плоскостях. В первую очередь это координация действий между армией и гражданской охраной, а также четкость указаний военных по поводу действий, которые должны предпринимать РАВШАЦ и охранники поселений в зависимости от различных обстоятельств. Само собой, если указания являются исчерпывающими, речь идет уже об их исполнении.

Кстати, с электронным забором все обстоит отнюдь не так просто. Из-за своей чувствительности заграждение дает огромное количество ложных сигналов, каждый из которых необходимо проверять. В теплое время года это происходит десятки раз в течение месяца, а в зимний сезон счет идет на сотни. И это неудивительно: сильные порывы ветра, ветки, мусор, дикие и домашние животные, являющиеся постоянным источником сигналов тревоги... Из-за всех этих факторов забор неоднократно срабатывает. Такая ситуация сделала практически нереальным вызов солдат на место после каждого случая. Есть ли опасность, решают гражданские охранники, а отсутствие навыков следопыта и, возможно, притупившаяся за десятки предыдущих ложных тревог бдительность не всегда способствуют принятию правильного решения.

Нынешняя трагедия такого рода — далеко не первая в поселении Итамар. Не считая членов семьи Фогель, 15 его жителей погибли, начиная с 2002 года. Только в мае и июне того года террористы с огнестрельным оружием дважды проникали в Итамар и убили в общей сложности 8 человек, включая женщин и детей.

Характерная особенность нынешнего теракта — использование холодного, а не огнестрельного оружия. Несмотря на то, что ХАМАС в последние месяцы предпринимает активные попытки по проведению терактов в Иудее и Самарии (об этом речь пойдет ниже), в ЦАХАЛе и ШАБАКе склонны считать, что резня в Итамаре стала следствием "инициативы снизу". Рядовые активисты одной из палестинских организаций, а может, вообще те, кто не входит ни в одно из движений, скорее всего действовали на свой страх и риск. Для их поимки привлечены крупные силы армии и полиции, значительные ресурсы выделены и ШАБАКом.

Основные поиски концентрируются в уже упомянутой крупной деревне Ауарта, которую, по некоторым свидетельствам, армия и спецслужбы буквально переворачивают верх дном. В этом и других местах идут обыски, проводятся аресты. Активизирована агентурная работа. В системе безопасности выражают уверенность, что убийц семьи Фогель удастся найти достаточно быстро. Как до, так и после трагедии в данном районе имеет место довольно тесная координация действий ЦАХАЛа и ШАБАКа со спецслужбами ПА. Тем не менее, захват или уничтожение убийц в армии и ШАБАКе "делить" с палестинцами не намерены, и данная задача теперь стоит на одном из самых высоких мест в шкале приоритетов Центрального военного округа.

Несмотря, на то, что в ХАМАСе приветствовали резню в Итамаре, как уже говорилось выше, вряд ли этот теракт можно записать на его счет. Вместе с тем, по указанию руководства в Дамаске, действующие в Иудее и Самарии группы боевого крыла движения предпринимают максимум усилий для совершения громких терактов. Их целью, в первую очередь, является убийство поселенцев с похищением их тел. В связи со слабостью собственной инфраструктуры, свободным доступом ЦАХАЛа в палестинские населенные пункты и действиями силовых структур ПА на удержание живых заложников террористы практически не рассчитывают. Вместе с тем, по мнению руководства ХАМАСа, захват трупов также может принести серьезные дивиденды. За последние месяцы израильскими и палестинскими спецслужбами было задержано несколько групп, находившихся на разной стадии планирования акций такого рода. В качестве объектов нападения хамасовцы собирались выбрать машины еврейских поселенцев или же поселенцев, дожидающихся попуток в относительно безлюдных местах.

Одна из групп террористов была, что называется, в считанных минутах от исполнения задуманного. Свою попытку они совершили буквально на следующий день после резонансного теракта в сентябре прошлого года, когда возле поселения Бейт-Хагай были убиты четверо израильтян. На этот раз неподалеку от Рамаллы в засаду попали ехавшие на своей машине супруги Морено. Террористы, сами находившиеся в автомобиле, обстреляли их из автоматического оружия. Осечка автомата боевиков позволила раненым израильтянам выскочить из поврежденной машины и скатиться вниз по обрыву, что спасло им жизнь. Оставленные на месте преступления улики (стрелявший не только не содержал в исправности автомат, но и умудрился "отстрелить" кусок собственного автомобиля), позволили быстро вычислить террористов. Будучи задержанными палестинской полицией, они показали на допросе, что заранее выкопали могилы, в которых намеревались похоронить тела своих жертв, после чего планировалось начать с Израилем торговлю по их обмену. Именно теракты такого рода видятся на данный момент руководству ХАМАСа наиболее предпочтительными. По мнению лидеров исламистов, в отличие, например, от использования террористов-самоубийц в израильских городах, они не приведут к резкой ответной реакции Израиля против объектов и активистов движения в секторе Газы.

* * *
Генеральный директор Совета поселений Иудеи и Самарии Нафтали Бенет вину за злодеяние возложил не только на непосредственных убийц, но и на руководство палестинской автономии, которое в последнее время открыто внушает своему населению ненависть к евреям и Израилю и призывает к убийствам евреев:
— Только за последние недели мы отследили три примера такого подстрекательства. Полторы недели назад министр здравоохранения ПА по палестинскому телевидению заявил, что евреи убивают их детей. Вслед за этим глава автономии Абу-Мазен вручил премию в размере 2 тысячи долларов семье террориста, который пытался убить евреев, но у него ничего не вышло. Понятно, какой вывод из этого должен был сделать палестинский обыватель: убивать евреев или хотя бы пытаться их убить — это почетное и выгодное занятие. А недавняя торжественная церемония присвоения площади в Рамалле имени террористки Муграби, лишившей жизни 30 евреев, что это, если не открытый призыв продолжать такие убийства? Сам этот акт равнозначен тому, как если бы площадь Рабина в Тель-Авиве переименовали бы в площадь Баруха Гольдштейна. Вы представляете, какая буря поднялась бы после этого в мире? А здесь и в Европе, и в США предпочли сделать вид, что ничего особенного не происходит. Показателен на этом фоне и отказ мировых СМИ публиковать переданные им снимки, сделанные непосредственно после обнаружения тел убитых, даже с заретушированными лицами!..
"Новости недели" — "Континент"