ДВА СЮЖЕТА

ДВА СЮЖЕТА

Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ

ПЕРВЫЙ
Тут потомки Яакова опечалились, узнав от Шломо Занда, что еврейского народа вовсе не существует. Не было, правда, замечено, что этот Шломо нанес чудовищный удар по армии юдофобов. Выходит, они, бедные, совсем с ума сбрендили, так как ненавидят нечто мифическое. Это так, но все-таки обидно. Впрочем, не одних евреев, как выясняется, нет на свете. Читаю:
"Проблема в том, по мнению историка Александра Колпакиди, что двадцать лет назад Украине была навязана "концепция Грушевского". Это концепция ложная, основанная не на истории, не на фактах, а на мифах о существовании некоего отдельного украинского народа со своей государственностью".
Надо думать, по Колпакиди, что украинский народ — неправомочное именование части народа русского, но, насколько мне известно, есть ряд украинских историков, утверждающих, что, напротив, русского народа не существует, а была Киевская Русь и некие дикие славянские племена, решившие по дури или спьяну перебраться на север Европы. Название же "малороссы" придумали москали из зависти и мести. Они же, без всякого на то права, стали именовать себя "великороссами".
Граждане Украины, в отличие от граждан Израиля, могут утешиться, что перечеркнул их народ, судя по фамилии, не украинец, а, видимо, грек. Евреям, конечно же, гораздо обидней. Этот Шломо, увы, принадлежит к "несуществующему" народу. Такой свидетель на вес золота. Раз еврей признается, что он и не еврей вовсе, а существо без веры и корней — это дорогого стоит. Но самое обидное в этой истории все же то, что существуют такие "историки", как Занд и Колпакиди. Причем, не только существуют, но носят профессорские мантии и сколачивают вполне реальный капиталец, отправляя до времени в небытие целые народы.

ВТОРОЙ
В пору журналистской молодости прямо-таки издевался над репатриантами, убежденными, что в родном Мелитополе и творог был более сладок и яйца крупней.
"У них здесь творог, — говорила одна знакомая дама, — а у нас творожок. У них тут хлеб, а у нас хлебушек".
Сегодня, я понял, что зря я так нервничал на эту тему. Нет, не потому, что в Израиле продукты хуже, чем в упомянутом городе, а по причинам психологическим.
Дело в том, что в молодости нам плевать на прошлое, да и прошлого этого с гулькин нос. Мы живем ради будущего и этим будущим. С возрастом прошлое становится огромным и значимым, а будущее скукоживается до обидных размеров. А кому хочется думать, что жил он многие годы в полном дерьме и обидах, с кислым творогом и длинными очередями за хлебом. Выбраться из помойной ямы и пахнуть фиалками совершенно невозможно. Получается, мы сами несчастные неудачники, а так как жизни впереди остается немного, беду эту исправить практически невозможно.
У Пушкина точно сказано: "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман".
Нет уж, пусть лучше в памяти нашей останется сладкий творожок и вкусный хлебушек. Но это не все. Есть замечательная, совершенно хасидская, притча о путнике и привратнике. Путник спрашивает у привратника:
"Что за люди живут в твоем городе?"
Привратник, конечно же, еврей, так как отвечает вопросом на вопрос:
"А какие люди живут в твоем городе?"
"Все сплошь негодяи, воры и убийцы", — ответит путник.
"Тебе не повезло, — вздохнет привратник. — В нашем городе люди не лучше".
Вскоре подошел к нему другой путешественник с тем же интересом, а на вопрос привратника он ответит, что в месте, где он родился, живут замечательные, добрые и честные люди.
"Тебе повезло, — улыбнется привратник. — За нашими стенами ты встретишь людей не хуже".
Мудрая притча. Лучше не думать, что в "городе", из которого мы ушли, жили одни подонки. Глядишь, и на "исторической родине" нарвешься на такую же публику. Мудрый инстинкт всегда подсказывал "избранному народу", что гораздо плодотворней жить не ненавистью, а благодарностью к той земле, из которой вышел. И в самом деле, я что-то не помню, чтобы Авраам проклинал Междуречье и родной город Ур. Да и Моисей увел народ жестоковыйный из рабства, а не от ужасных египтян и проклятых фараонов. И совсем не случайно возникли в Синайской пустыне "горшки с мясом", вместо опостылевшей манны небесной...
Так вот, при всей моей искренней любви к Израилю, прекрасен город Петербург и ничего слаще корюшки ранней весной и арбузов осенью я не ел никогда в жизни.
Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)