«КОРОЛЬ ГОВОРИТ»

«КОРОЛЬ ГОВОРИТ»

Дина СУВОРОВА, booknik.ru

Король говорит
The King’s Speech
Великобритания — Австралия, 2010
Режиссер: Том Хупер
В ролях: Колин Ферт, Джеффри Раш, Хелена Бонэм-Картер

3 сентября 1939 года король Георг VI в Букингемском дворце произнес речь, в которой всем своим подданным, будь они в Британии или за границей, сообщил о начале новой большой войны и о принципах, которые вынуждают Британию принять вызов, брошенный всем цивилизованным людям мира. Речь длилась около девяти минут; король Георг VI с детства сильно заикался. Фильм «Король говорит» рассказывает о том, как один упрямый человек смог справиться со страхами, одолеть заикание и научиться говорить для публики.

Фильм основан на реальных, но малоизвестных до сих пор фактах: король Георг VI (принц Альберт до коронации, домашние звали его Берти), отец нынешней королевы Елизаветы II, действительно заикался. Болезненный ребенок рос вдали от родителей, с детства был не слишком успешен, пуглив, легко начинал плакать. Принц Альберт был переученный левша, второй сын строгого и деспотичного отца, человек, которому по всем признакам не грозило унаследовать трон и побыть королем хотя бы немного. После смерти отца, короля Георга V, следующим монархом стал старший брат принца Альберта — Эдуард, но, мечтая жениться на разведенной американке, он отказался от трона. Трон достался Берти — человеку, которого одна мысль о коронации приводила в ужас.
Но именно этот король стал символом английского народного сопротивления, голосом нации, ее духом и силой, и случилось это благодаря помощи австралийца, специалиста по дефектам речи Лайонела Лога. Дневники Лога с записями о работе с будущим королем обнаружились за несколько недель до начала съемок фильма. Режиссеру Тому Хуперу пришлось сильно поломать голову, чтобы не сильно отклоняться от истины, но сделать это достаточно увлекательно. Отдельно важно, что главные герои фильма — родственники и члены правящей королевской семьи. От этого в большинстве сцен наблюдается легкая безжизненность, показан минимум бытовых подробностей, из личного — только необходимые вещи: любовь к детям, нежность к жене, ответственность за страну и народ.

Колин Ферт, играя Георга VI, вынужден оживлять доисторическую окаменелость, профиль с монеты нумизмата, короля, о котором даже британские дети сегодня знают только, что он правил очень давно, в прошлом веке. Ферт не пытается сделать короля проще или душевнее, но играет прежде всего человека, не короля, притом человека не самого приятного. Но постепенно, очень медленно сдержанное сочувствие зрителя к герою сменяется на безусловное уважение — и это важнее, чем симпатия или очарование.

Не слишком ловко обращаться за сравнениями к иудейским царям или пророкам — голос принца Альберта не подобен рыку льва, скорее, отдает гусеничным лязгом или предельным напряжением натянутой якорной цепи. Божественного вмешательства в этой истории ничуть не бывало, нетрадиционные методы Лайонела Лога — методы сугубо человеческие, в них никаких чудес, а только упражнения, скороговорки, маленькие хитрости и большое терпение. Много тепла и умение слушать. Но слово и речь тут играют ровно ту же роль, что в Ветхом Завете: слово должно быть сказано, и сказать его должен определенный человек. И если у Моисея для решения проблем с речью был специальный разговорчивый сотрудник, то английский король принужден справляться самостоятельно.

Обретение королем голоса — своего рода метафора перемен самой империи. Прошли те времена, когда членам королевской семьи достаточно было хорошо выглядеть в форме и уметь ездить верхом. История свела тиранов до символических фигур, изобретение радио вынудило королей разговаривать с подданными, глянец превратил монархов в актеров. Принц Альберт сильнее всего заикается на букве «к», на слове «король», и его мучительные запинки, его неспособность говорить публично — это дорога сквозь темный лес страхов и неверия, в конце которой безъязыкий заколдованный мальчик окажется самым смелым из всех королевских сыновей, Берти превратится в Георга VI. Народ тоже изменится: из жуткой безликой толпы люди станут для короля «каждым из вас, к кому я хотел бы обратиться лично».

«Король говорит» — ровно то кино, которое и должно быть номинировано на «Оскар»: красивое, с чувством собственного достоинства, с размеренным действием и прекрасным кастингом, со звездами, знаменитыми прототипами и душевной человеческой историей о том, что каждый носит в себе свой страх, и оказаться с ним лицом к лицу придется рано или поздно. Колин Ферт предпочитает видеть в фильме историю о том, как двое мужчин становятся друзьями. Джеффри Раш ему вторит, а режиссер Том Хупер и вовсе позволяет монарху нецензурно ругаться — с терапевтической, понятно, целью. (Ругательства, кстати сказать, братья Вайнштейны уже хотят вырезать или «запикать», чтоб получить прокатный рейтинг PG-13; режиссер против, актриса Хелена Бонэм-Картер высказывается в том смысле, что все бранные слова в фильме известны даже восьмилеткам.)

Но при всем при том британец Хупер, не в пример голливудским парням, безупречно сохраняет дистанцию по отношению к персонажам и ни разу не скатывается в жанр «богатые тоже плачут». Англичане и фанаты всего английского будут страшно довольны; остальные найдут, к чему придраться, но свое удовольствие получат тоже. Из дюжины номинаций на «Оскар» две-три статуэтки картине точно достанется, и будет немало иронично, если академики предпочтут заикающегося Виндзора многословному выскочке Цукербергу.