В США МИГРАНТОВ БОЛЬШЕ, БЕСПРЕДЕЛА МЕНЬШЕ

В США МИГРАНТОВ БОЛЬШЕ, БЕСПРЕДЕЛА МЕНЬШЕ

Что общего у, скажем, таджика или киргиза в России и мексиканца в Америке? Оба очень хотят заработать, но не очень дружат с законами. Оба покладисты и симпатичны бизнесменам. Список исчерпан. О разнице в подходах к миграционной политике в США и РФ «Росбалту» рассказал эксперт отделения политической науки Вашингтонского университета Аарон Эрлих.

— Аарон, вы давно занимаетесь вопросами миграции. Четыре года жили в России, часто бываете в Москве. Какие отличия в отношении вашей и нашей страны к приезжим бросаются в глаза?
— Наиболее существенная разница — в степени защищенности. В США тоже много нелегальных мигрантов. Каждый год нашу границу незаконно пересекают порядка 300 тыс. иностранцев. Всего, по оценкам разных специалистов, без официального статуса в Америке живут от 10 до 11 млн. человек. Большинство из них — 60% — приходится на Мексику, 20% — на другие латиноамериканские страны, и 11% — на выходцев из Южной и Восточной Азии.
Они, как и в России, распределяются по территории страны неравномерно: основными центрами притяжения мигрантов считаются Калифорния, Флорида и Нью-Йорк. Как и в России, большинство из них работают на низкоквалифицированных должностях в строительном и земельном секторах (в последнем особенно много занято мексиканцев). У нас тоже есть домработницы и няни, не говорящие по-английски, и рестораны национальной кухни, где, как правило, работают иностранцы. Этих иностранцев у нас тоже многие обвиняют в «краже» рабочих мест у коренного населения. А их начальство точно так же парирует: «Так ведь они и работают лучше, чем американцы. Молчат, не опаздывают, делают, что ни попросишь».
Но при этом даже нелегальный мигрант в США обязательно получает минимальную зарплату (ее уровень варьируется в зависимости от штата: ясно, что в Нью-Йорке можно заработать больше, чем в Арканзасе). В России, насколько я знаю, тех, кто работает не по контракту, часто обманывают и вообще ничего не выплачивают. В Америке в этом случае мигрант имеет право подать на работодателя в суд и вернуть причитающееся.

— Нелегальный?
— Нелегальный.

— И его не выдворят, не потребуют заплатить штраф?
— Нет. Это не связано. Те, кто курирует проблемы миграции, не судят работодателей. И наоборот. Это разные структуры. То же и в образовательном секторе. Школа не может сказать, что такой-то мальчик тут находится нелегально и потому учиться не может. Он должен ходить на занятия, что бы там ни было с документами у его родителей.
Другое дело — система здравоохранения. Здесь сложнее. У большинства мигрантов нет медицинской страховки. Им могут, как и в России, оказать бесплатную помощь только в экстренных случаях. Другое дело, у нас эта схема чуть-чуть иначе функционирует. Если в России я знаю случаи, когда врачи скорой помощи просили взятку у человека, которому необходима была госпитализация, то у нас с этим строго.
Кстати, еще в Америке большинство нелегальных мигрантов платят налоги.

— Как платят?
— В США у каждого есть карта социального обеспечения. Она бывает трех видов: для граждан, для иностранцев, которые приехали трудиться, и для иностранцев, которые приехали с другими целями — например, на лечение. Так вот, без такой карты ни один работодатель никого не примет на работу (штрафы за наем одного нелегального сотрудника доходят до $10 тыс.). Поэтому мигранты часто заимствуют карты у друзей, родственников, знакомых или покупают их. Пока настоящий владелец не обнаружит, что кто-то использует его личный номер, номеров может быть два. Работодатель записывает номер карты, которую принес мигрант, и платит налоги. Он не должен выяснять, фальшивый документ или нет, он просто должен удостовериться, что документ есть. Налоги он обязан платить, а проверять подлинность карты — нет, это ответственность государства.
Процент мигрантов, которые работают с фальсифицированными документами, высок. Но это не как в России. Это не под столом. Они работают тихо, получают зарплаты, платят налоги.

— Даже горничные?
— В частном секторе действительно трудно что-либо отследить. У физических лиц, как правило, работают без контрактов. Приезжают два-три раза в неделю, налогов не платят, мы даже не можем сказать, какую зарплату они получают: никто не знает.

— А рейды по выявлению таких вот нелегалов в США проводят?
— Что вы имеете в виду?

— Например, когда в какое-нибудь общежитие среди ночи приезжает миграционная служба и начинает тотальную проверку документов у сонных постояльцев.
— Во-первых, в Америке подобные действия незаконны. Это еще одна большая разница между РФ и США. У полиции должна быть причина для проверки документов. То же и с юридическими лицами: их могут проверить только в случае, если поступает сигнал: дескать, там-то и там-то те-то и те-то трудятся незаконно. Но просто так приехать нельзя. Более того, плановые рейды может осуществлять только федеральная миграционная служба. У полиции штатов нет полномочий в сфере контроля миграции.
Недавно, правда, в Аризоне ввели закон, который позволяет местным правоохранительным органам вмешиваться в миграционные проблемы. Но и он сейчас под вопросом: его судьба решается в суде.
И второе: у государства нет времени на поиски 10 млн человек. Если администрация Джорджа Буша младшего делала ставку на выдворение нелегально находящихся в стране иностранцев, то политика Барака Обамы в большей степени направлена на работодателей: из-за угрозы высоких штрафов и уголовной ответственности (в отдельных случаях за нелегальное использование труда иностранцев можно попасть в тюрьму на срок до шести месяцев) они предпочитают соблюдать закон.

— Но кого-то ведь выдворяют?
— Только при наличии серьезных оснований. Скажем, в 2009 году из США выдворили 387 тыс. 790 мигрантов, из которых 136 тыс. 126 человек были признаны виновными в совершении преступлений.

— Как часто у вас проводятся (и проводятся ли) амнистии для иностранных граждан?
— Редко. Последняя была еще при администрации Рональда Рейгана.

— Подытоживая, что, на ваш взгляд, российским властям стоило бы позаимствовать у Соединенных Штатов в сфере миграционного законодательства?
— Повторюсь, но, как мне кажется, самая главная проблема, которая зачастую становится причиной многих других, заключается в том, что наличие трудового договора в России напрямую связано со статусом иностранца. Нет официального статуса — значит, нет и контракта, а отсутствие контракта автоматически ставит работника вне закона. Он не платит налогов, не может претендовать на защиту со стороны государства. Власти США часто и открыто говорят о том, что мигранты способствуют улучшению экономики, что они нужны. Конечно, как и везде, есть те, кто с этим не соглашается, но большинство признает: мы — страна мигрантов. Поэтому любой, кто соблюдает закон, может стать американцем.
Миграция – универсальная проблема. Ее трудно решить запретами. Когда люди недовольны своей жизнью, они, вне зависимости от обстоятельств, будут стремиться туда, где смогут почувствовать себя лучше.

Беседовала Дарья МИРОНОВА, Rosbalt