"РУССКИЙ" ЭКСПЕРТ: США ПОДДЕРЖАЛИ "МУСУЛЬМАНСКИХ БРАТЬЕВ" В ЕГИПТЕ

"РУССКИЙ" ЭКСПЕРТ: США ПОДДЕРЖАЛИ "МУСУЛЬМАНСКИХ БРАТЬЕВ" В ЕГИПТЕ

Президент США вновь поддержал "Мусульманских Братьев" в Египте, и это чревато для Израиля не только прекращением поставок газа, но и резкой эскалацией насилия как на южной, так и на северной границе, считает арабист Дина Лиснянская. Демократия, ведущая к ренессансу ислама?
Ситуация с восстанием в Египте может развиваться по трем сценариям: к власти могут прийти исламисты, место Хусни Мубарака может занять министр по делам спецслужб Омар Сулейман Рифаи или ему придется делить власть с "Мусульманскими братьями". Именно такой прогноз дает Дина Лиснянская, специалист по арабским СМИ. В интервью порталу IzRus она отметила, что, по всей видимости в регионе закончилась эпоха "династий".

— Каковы, по вашему мнению, будут последствия революции в Египте для Израиля?
— Это зависит от того, кто придет к власти. Омар Сулейман Рифаи, которого Мубарак назначил вице-президентом, скорее всего не прекратит поставок газа в Израиль. Он — серьезная фигура, так как стоит во главе одной из самых сильных спецслужб на Ближнем Востоке. Назначив его, Мубарак дал себе отсрочку. Сыновья президента сбежали из Каира в Лондон — это верный знак того, что династия Мубараков как правителей видимо закончилась. Сейчас такой период — рушатся все династии в регионе. Это то, чего хочет население — и в Египте, и в Сирии, и даже в Иордании, где король все же держит их в железном кулаке.
Народ хочет, чтобы династии рухнули, потому что они в арабском мире всегда ассоциируются с коррупцией. В палестинской автономии происходит то же самое, и это вызвано как публикациями в Wikileaks, так и тем, что произошло в Тунисе. На всем Ближнем Востоке будут меняться династии, уходить старые лидеры. Причем со стороны США это воспринимается очень позитивно.

— Разве в США не понимают, что речь идет о возможном приходе к власти исламистов?
— Я напомню вам очень важную деталь: в ходе визита в Египет Барака Обамы, во время его речи, представители “Мусульманских Братьев” сидели в первом ряду. Это очень характерно, что он так поощрял оппозицию, выступавшую против Мубарака еще пару лет назад. Так он хотел показать им, что впервые у Америки и ислама нет идеологических разногласий.

— Если “Мусульманские Братья” приходят к власти в Египте, то что это означает для нас?
— Мы оказываемся между молотом и наковальней: "Братья" с одной стороны, "Хизбалла” — с другой. Несмотря на противоречия между суннитами и шиитами, эти структуры работают сообща, и это поддерживается "Аль-Каидой". В принципе, ячейки "Аль-Каиды" уже фактически контролируют территорию Синая, они прекрасно работают со всеми локальными группировками. Для Израиля может создаться ситуация, при которой мы будем вынуждены "работать" на два фронта, и при этом наша южная граница — самая опасная, она ничем фактически не закрыта, забора нет. А если будет — туннели там роют очень быстро. То есть, приход к власти "Мусульманских Братьев" для нас чреват проблемами.

— Возможен третий вариант?
— Да, если Омар Сулейман остается и делит власть с исламистами, то у нас ситуация осложняется. Ему придется работать на трех направлениях: США, "Братья" и мы. И в этом раскладе мы — последние в списке. Важно подчеркнуть, что раньше идеологический интерес США к Израилю был один: мы же единственная демократия в регионе. Но теперь если Обама поддерживает уход всех этих диктатур, то он, как бы, насаждает демократию на Ближнем Востоке. Демократия эта, конечно, такая же как в Ираке, ренессанс ислама, но это даст ему право заявить: “у нас есть теперь не только израильтяне"... И тогда ситуация для нас станет очень тяжелой.

— А что произойдет в Иордании?
— Режим в Иордании намного прочней, чем в Сирии и в Египте. Там меньше территория и меньше противоречий с американцами. Да и лидер там — молодой, гораздо более прозападный, чем кто-либо в регионе. И ему будет позволено большее, чем Мубараку, для того, чтобы удержаться у власти.

— Таким образом, нам сегодня нельзя слишком надеяться на американскую администрацию?
— Можно сказать, что нам надо продержаться еще два года до выборов в США.
izrus.co.il