САРА И МИФ

САРА И МИФ

Джером СОКОЛОВСКИ

Американцы пребывают в шоке после того, как 22-летний преступник открыл огонь, тяжело ранив Габриэль Гиффордс на встрече с избирателями в Тусоне и убив шесть человек, в том числе 9-летнюю девочку.
Пока Гиффордс борется за жизнь, либералы обвинили консерваторов в легитимизации политически мотивированного насилия. Многие тогда вспомнили карту, вывешенную на сайте Комитета политических действий бывшего республиканского кандидата в вице-президенты Сары Пэйлин. На карте округа, в которых победили демократы, в том числе округ Гэбриэль Гиффордс, обвели мишенями.

Пэйлин в дни после трагедии хранила молчание. Но в среду утром на сайте появилось ее видео-опровержение этих обвинений.
«Журналисты и эксперты не должны придумывать кровавый навет, лишь разжигающий ненависть и насилие, которые они якобы осуждают. Это предосудительно», — говорит Пэйлин.
Исторически «кровавый навет» — сфабрикованное обвинение в том, что некий человек или группа практикуют жертвоприношение. «Кровавые наветы» наиболее известны в средневековой европейской истории. Тогда евреев впервые обвинили в убийстве христианских младенцев для того, чтобы пить их кровь. Обвинения звучали несмотря на то, что иудаизм, как и ислам, запрещает употребление крови в пищу.

Президент и главный управляющий Национальным демократическим еврейским советом Дэвид Харрис говорит, что у Пэйлин есть право защищаться от критики, но не с помощью мифа, породившего многовековые жестокие расправы с евреями. (Национальный демократический еврейский совет — организация, в которую входят народные избранники-демократы еврейского происхождения. К числу таких принадлежит и Габриэль Гиффордс).

«Термин “кровавый навет” — не синоним “ложного обвинения”. Это очень тяжелая, вредная и особенно болезненная тема в еврейской истории», — сказал Харрис.
Пэйлин не первой обвинила либералов в кровавом навете. Еще раньше этот же термин всплыл в двух комментариях, один из которых написал Джон Хейворд в консервативной газете «Human Events».

«Что ж, вообще-то, в моем случае это было первым, что возникло в памяти, когда началась вся эта история. Как только я услышал, что они обвиняют в этом, прежде всего Пэйлин, и начались разговоры о злосчастной карте с мишенями на ней, словосочетание “кровавый навет” было первым, о чем я подумал, когда искал слова, чтобы описать все это», — рассказывает Харрис. Он добавляет, что не думал об исторических корнях термина.

Но критики заявляют, что слова, сказанные Пэйлин, которая, возможно, включится в президентскую гонку 2012 года, были циничной попыткой заявить о себе в свете трагических событий в Аризоне.
«Разумеется, она и ее советники знали, что она произносит фразу, нагруженную политическим и историческим смыслом. И что же? Теперь мы, ни с того, ни с сего говорим о Саре Пэйлин», — иронизирует Хадар Сюсскинд, вице-президент еврейской группы левого толка J-Street, более известной своим миролюбивым взглядом на конфликт между Израилем и Палестиной.

Многие политические и религиозные лидеры призвали к тому, чтобы после аризонского массового расстрела, диалог велся в спокойных тонах. Но ответ Сары Пэйлин показывает, что она по-прежнему остается вызывающей полярные оценки фигурой в американской политике.
VOA