МЕМОРАНДУМ... МОРАТОРИЙ... МИР... МИРАЖ...

МЕМОРАНДУМ... МОРАТОРИЙ... МИР... МИРАЖ...

Игорь ФАЙВУШОВИЧ, Хадера
Пробежка по страницам англоязычных СМИ

АМЕРИКАНСКИЙ "ПОДАРОК"
Продолжаются переговоры по поводу американского меморандума, которым будут определены конкретные шаги и обязательства Белого дома в случае введения израильским правительством дополнительного трёхмесячного моратория на строительство в Иудее и Самарии.

После появившихся противоречивых сведений относительно ситуации на этих переговорах, с учётом предложенных "американских подарков", никаких видимых сдвигов в американо-израильском диалоге всё ещё нет. США предлагают пакет мер, направленных на политическое и военное усиление Израиля перед лицом угрожающих ему режимов. В случае непринятия кабинетом безопасности Израиля этих мер, наша страна будет обвинена американской стороной в "несерьёзном отношении к мирному процессу".

Как мы уже сообщали, в этот пакет входит согласие Вашингтона поставить израильским ВВС 20 новейших боевых самолётов F-35 на сумму 3 миллиарда долларов и подготовить крупный пакет американской военной помощи Израилю в случае, если будет подписано израильско-палестинское соглашение. Помимо этого, США обязались использовать в течение года своё право вето в Совбезе ООН с целью нейтрализации возможных попыток принудительного урегулирования на Ближнем Востоке и требований о признании палестинского государства, если оно будет провозглашено в одностороннем порядке.

Однако оказалось, что получить эти обязательства в письменном виде Биньямин Нетаниягу не может. Во всяком случае, получить их в том объёме, в каком они уже были представлены им израильскому кабинету. Да и обещанные истребители-бомбардировщики "Фантом", тоже не совсем подарок... Сначала израильские ВВС получат первую партию, но не тех, что входят в подарок, а которые мы купили за полную стоимость. И то, только к 2016 году, то есть, спустя пять лет! А из "подарочного набора" эти самолёты не поступят к нам ранее 2017 года, то есть, когда Барак Обама уже не будет президентом США.

Речь, таким образом, идёт не о ценном приобретении Израиля, а о появлении в американской политике новой и опасной для нашей страны тенденции: Белый дом дал понять, что уже через год (или раньше, если переговоры с палестинцами так и не возобновятся из-за споров по поводу моратория и т.п.) им может быть рассмотрена опция "принудительного урегулирования" на Ближнем Востоке.

"ПОЧЕМУ США ТАК ПЕКУТСЯ О ЗАКЛЮЧЕНИИ МИРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И ПА?"
Так озаглавил свою статью в "Нью-Йорк Таймс" глава её иерусалимского бюро Эйтан Броннер. Предлагаю её сокращённый обзор.
Пытаясь понять неослабевающую попытку США возродить переговоры между Израилем и ПА, Броннер обращается к мнению генерала Кейта У.Дайтона, в прошлом бывшего руководителя подготовки палестинских сил безопасности. Он считает, что США ощущают большую безотлагательность и стремление к мирным переговорам, чем сами израильтяне и палестинцы:
"Здесь, на Ближнем Востоке, ни одна из сторон не верит, что другая серьёзно относится к реальному компромиссу, и каждая активно культивирует своё чувство исторической обречённости. Вашингтон же, наоборот, глубоко верит, что окончание этого конфликта является ключом разрешения его собственных региональных стратегических проблем".
Администрация Обамы в лице госсекретаря Хиллари Клинтон, предложила Биньямину Нетаниягу особые уверения в дипломатической поддержке на следующий год, и всё для того, чтобы содействовать попыткам достичь окончательного соглашения с палестинцами, которое вызывает у многих сомнение, так как такие попытки имели место на протяжении последних 17 лет.

"Стоит отметить, — пишет далее Э.Броннер, — что решение палестинского конфликта в значительной степени подрывалось смертоносным насилием в последние годы. Кроме того, палестинцы всё более разобщаются между Западным Берегом, контролируемым ФАТХОм, и сектором Газа под властью ХАМАСа, а израильское правительство находится под влиянием политиков, настроенных в пользу поселенцев, которые против создания палестинского государства. Другими словами, сегодняшнее противостояние спокойнее, чем в минувшие годы, что, по жёсткой логике Ближнего Востока, означает, что ни одна из сторон не горит желанием прямо сейчас принимать необходимые компромиссы. Так почему же так трудно осуществлять на них давление?
Ответ на этот вопрос включает несколько уровней, но самый важный из них: США считают, что если соглашение может покончить с израильско-палестинским конфликтом, то это позволит значительно улучшить отношения Америки с мусульманским миром и достичь многого из того, что в настоящее время от неё ускользает в таких странах, как Ирак, Иран и Афганистан, не говоря уже об ослаблении её роли в качестве основного гаранта безопасности Израиля".

Генерал Джеймс Л.Джонс, недавно ушедший в отставку с поста советника президента Обамы по вопросам национальной безопасности, часто заявлял, что если бы ему пришлось взяться за решение какого-нибудь вопроса внешней политики, то это, прежде всего, палестинский конфликт, так как его решение помогло бы избавиться от других проблем США. А генерал Дэвид Х.Петреус, наблюдавший за ходом американской войны в Ираке, в настоящее время — в Афганистане, заявил Конгрессу США, что отсутствие прогресса в
израильско-палестинском конфликте создаёт для США враждебную обстановку в регионе Ближнего Востока.

Если бы израильский конфликт был решен, то антиамериканские настроения в мусульманском мире уменьшились, перспективы в их военных операциях в Ираке и Афганистане улучшились, а правительства арабских стран решили, что с Вашингтоном легче сотрудничать, поскольку он стремится притупить иранские амбиции.
Правда, многие израильтяне отвергают такую форму логического мышления.
"Давайте сыграем в интеллектуальную игру, — предлагает Марк Хеллер, научный сотрудник Института исследований национальной безопасности при Тель-авивском университете. — Предположим, что вы разрешили этот конфликт или что Израиль исчез, или что Израиль и США в настоящее время — враги. Воспылают ли тогда внезапной любовью друг к другу сунниты и шииты в Иране? Объединятся ли тогда сунниты, шииты и христиане в Ливане? Придёт ли тогда конец притеснению христиан в Египте? Повысится ли статус женщин и будет ли положен конец насилию в качестве политического оружия в мусульманском мире? Это — общая иллюзия...

В этом регионе сейчас много иллюзий. Основополагающая хартия ХАМАСа констатирует, что вслед за Палестиной евреи устремятся захватить все земли между Нилом и Евфратом. Значительная часть мусульман считает, что Израиль осуществил атаки в США 11 сентября 2001 года. Экстремистские еврейские поселенцы, по мнению автора статьи с еврейской же фамилией Броннер, считают, что если "они будут твёрдо стоять на своём, то миллионы палестинцев в их окружении покинут свои земли". В такой атмосфере мирные переговоры неизбежно требуют скачка доверия друг к другу. Но до тех пор, пока эти переговоры проходят под реальной угрозой провала, то лучше учитывать этот риск, чем поддаваться страху, что израильско-палестинский конфликт бесконечен.
В то же время Израиль понимает, что только сильный Вашингтон может и дальше быть основным защитником его безопасности, то есть ослабленные или униженные США в этом смысле никак не в его интересах. Уместно вспомнить, что 4 июня президент Израиля Шимон Перес выступил на праздновании Дня независимости США в Израиле. Он рассказал о том, как Бен-Гурион, премьер-министр Израиля в год его основания, встретился с президентом Дж.Ф.Кеннеди в 1961 году за несколько дней до того, как тот вступил в должность президента США после инаугурации. Кеннеди спросил Бен-Гуриона, как он может помочь Израилю.

"Лучшее, что вы можете сделать для Израиля, — ответил Бен-Гурион, — стать великим президентом США. Сильная Америка жизненно необходима Израилю".

Помимо этого, существует ещё одна причина того, почему администрация Обамы прилагает такие усилия для завершения мирных переговоров. Нетаниягу убедил ключевых членов американской администрации, что он действительно хочет завершения конфликта и что, имея властные полномочия, обладает политическим влиянием, чтобы ими воспользоваться в полной мере. Американские чиновники также убеждены, что палестинские лидеры — президент Махмуд Аббас и премьер-министр Салам Файяд больше ориентированы на переговоры и дипломатию, чем кто-либо другой в палестинской истории. Они оба неоднократно декларировали отказ от насилия.

Есть ещё один фактор: администрация США знает, что существует предел, за которым создание палестинского государства станет недостижимым, — когда так много израильских поселенцев расселятся на такой большой площади земель Западного Берега, что просто больше не будет возможности выкроить жизнеспособное государство. Некоторые утверждают, что при наличии 300000 поселенцев, а это количество уже достигнуто, такой исход уже не за горами, и с этим все согласны.

Израильские военные и сотрудники разведки говорят, что, хотя войска генерала Дайтона помогали тренировкам палестинских сил безопасности, их дисциплина и профессионализм могут ухудшиться без перспективы создания независимого государства. Вот что заявил высокопоставленный сотрудник израильской разведки:
"Если здесь не будет реального прогресса, то мы вскоре обнаружим, что через 3, 6 месяцев или 1 год палестинская система безопасности функционирует совершенно в другом месте. Для того чтобы сохранить легитимность и надлежащее функционирование палестинской системы безопасности, нам нужен реальный прогресс в мирном процессе".

ЕГИПЕТСКИЙ ОФИЦИОЗ "АЛЬ-АХРАМ" С ОЦЕНКОЙ ПОЛИТИКИ США
Моё внимание привлекла статья Рамзи Бароуда в этой египетской газете с таким красноречивым заголовком "Обама отказывает палестинцам в их правах". Так сказать, взгляд на проблему с противоположной стороны...
"После того, как обещание Обамы оказалось лживым, для арабов и палестинцев пришло время искать более надёжных союзников. Ближневосточная политика президента США наглядно проявила себя как самая беспомощная в истории, превзойдя даже политику правой ориентации президента Дж.У.Буша. Даже те, кто предостерегал нас от нескрываемого оптимизма, сопровождавшего приход Обамы в Белый Дом, теперь должны быть ошеломлены, видя, как примитивно президент США увещевает Израиль, и всё — в рамках опасной логики необходимости сохранения и продвижения мирного процесса".

Далее Рамзи Бароуд описывает сделку с поставкой дополнительных самолётов Израилю, предлагаемую в обмен на 3-месячное дополнительное замораживание строительства в поселениях, называя её "скандальным подкупом".

"И это представляется американцами не как взятка, что должно нас шокировать, а очень важная мера в достижении мирного процесса! И во главе угла стоит человек, который позиционирует себя как миротворец, и, действительно, удостоился такого звания, получив Нобелевскую премию мира!"

Президент ПА М.Аббас, мандат которого уже истёк, был вынужден пережить самые унизительные и трудные моменты в своей не такой уж выдающейся карьере. На одной стадии он надеялся, что пришествие президента Обамы избавит его и его администрацию от дальнейших затруднений. Воображая, что этот президент примет сторону его "умеренной" позиции, он "положил все яйца в корзину Обамы", даже выступал против демократически избранного правительства палестинцев на оккупированных территориях. Он дошёл до того, что надо остановить международное расследование израильских преступлений в последней войне в Газе, чтобы не развалить правительство Нетаниягу или расстроить израильское лобби в Конгрессе США.

И у автора статьи назрел вопрос:
"Что происходит сейчас, когда Обама показал, наконец, что он, действительно, ничем не отличается от своих предшественников? И то, что, откровенно говоря, Нетаниягу оказался более гибким, более устойчивым и более изобретательным, чем американский президент?"
Если продолжить подобные рассуждения, то можно сделать вывод, что для палестинцев пришло время выхода за пределы американских рамок. Могут ли арабы, наконец, предпринять поиск других партнёров и союзников в ближневосточном регионе и во всём мире, которые действительно понимают связь между миром, политической стабильностью и экономическим процветанием? Может быть, для них наступит период укрепления дальнейших отношений с Турцией, а может быть, стоит обратиться за помощью к Латинской Америке? Или потребовать ответственности от Европы и попытаться установить контакт с Китаем?
Последние выборы в США показали, что шумиха, связанная с Обамой, исчерпала себя в самих США. Можно лишь надеяться на то, что палестинцы, арабы и их друзья осознают, пока не стало слишком поздно, что шумиха им не поможет...

ВОПРОС ОСТАЁТСЯ ОТКРЫТЫМ...
С арабами, вернее, той их частью, что нагло величает себя палестинцами, всё ясно, по крайней мере, египетскому официозу, — "надо искать других союзников..." А нам?
Вашингтон считал своим долгом подчёркивать, что право Израиля на самооборону не подлежит сомнению. Теперь всё становится функцией текущих отношений между США и Израилем. Уступит Израиль американским требованиям — будет со стороны США противодействие попыткам его делегитимации, не удовлетворит — открытый вопрос...

Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)