ОЙ, МОРОЗ, МОРОЗ, НЕ МОРОЗЬ МЕНЯ…

ОЙ, МОРОЗ, МОРОЗ, НЕ МОРОЗЬ МЕНЯ…

Петр ЛЮКИМСОН

В конце минувшей недели все строительные работы в еврейских поселениях были приостановлены, и вовсе не из-за решения "заморозить" это строительство еще на три месяца — просто арабские рабочие взяли отпуск в связи с праздником курбан-байрам

— Ничего не поделаешь, дома у нас строят именно арабы! — говорит один из жителей поселения Долев. — Но мусульманский праздник кончится — и никакому Биби нас не остановить!
Жители других поселений, с которыми мне удалось переговорить, тоже были настроены самым решительным образом. Они говорили, что продолжат строительство своих домов, что бы там ни решил Нетаниягу…
Сразу после отмены моратория на строительство в Иудее и Самарии, согласно последнему отчету организации "Шалом ахшав", в поселениях возобновилось строительство 1900 объектов. Речь, по всей видимости, идет не только о жилых домах, а еще и о синагогах, школах, детских садах, причем как для обычных детей, так и для детей с отставанием в развитии. Ни одна правозащитная организация почему-то не спешит возвысить свой голос в защиту этих детей, словно их нужды чем-то отличаются от нужд детей, проживающих в Тель-Авиве или Герцлии.
И все же главное заключается в том, что новое "замораживание", вне сомнения, больно ударит по семьям жителей самых различных еврейских поселений, что понятно: строительство дома и приобретение недвижимости — это всегда колоссальные затраты, независимо от того, где это происходит. Получение бесчисленного множества разрешений, заказ проекта архитектору, подвод необходимой инфраструктуры к будущему дому, сам процесс строительства — все это связано с огромными денежными затратами, получением ссуд в банках и т.д. И вот в тот самый момент, когда вы уже вложили в будущий дом для своей семьи порядка 70-100 тысяч шекелей (а порой значительно больше), вам говорят, что его строительство должно быть отложено… Значит, надо продолжать жить на съемной квартире, выкладывая за нее дополнительные деньги. И хотя БАГАЦ вроде бы признал, что "замораживание" нанесло жителям поселений существенный материальный ущерб, и обязал правительство выплатить им компенсацию, компенсации этой пока почему-то никто не получил.

Надо сказать, что в течение минувших 10 месяцев поселенцы не сидели сложа руки. К архитекторам продолжали поступать заказы, адвокаты продолжали оформлять необходимые документы — в расчете на то, что сразу после окончания моратория можно будет начать строить дом. И вот сейчас, когда снова приглашены рабочие, когда подрядчики привезли на место необходимую технику, когда выложены очередные десятки тысяч шекелей, этим людям говорят, что они опять должны все остановить. Согласитесь, иначе чем издевательством это не назовешь.

Именно отсюда проистекает решимость поселенцев проигнорировать новое "замораживание" и при необходимости выйти на массовые акции протеста, которые парализуют всю страну.

Надо заметить, что в последние годы почти во всех так называемых еврейских поселениях строительство шло колоссальными темпами, их население стремительно росло, а параллельно росли и цены на жилье. Я не случайно написал: "в так называемых еврейских поселениях". Трудно назвать поселением или поселком, скажем, ту же Кирьят-Арбу, население которой сегодня приближается к 8 тысячам человек и, по планам государства, в ближайшие годы должно достигнуть 10 тысяч, а по планам мэра Малахи Левингера — 15 тысяч жителей.
Для того чтобы понять, что происходит на строительном рынке Кирьят-Арбы, достаточно сказать, что здесь квартира со вторых рук, которая в 1997 году стоила 120 тысяч шекелей, сегодня стоит порядка 370 тысяч шекелей. Цены на новые 3-4-комнатные квартиры за три последних года в Кирьят-Арбе возросли с 450 до 770 тысяч шекелей (а ведь в том же 1997 году они колебались на отметке 180-200 тысяч шекелей).

Пример Кирьят-Арбы чрезвычайно показателен для того, кто хочет понять, за счет чего возник строительный бум в еврейских поселениях. С одной стороны, вне сомнения, за счет естественного прироста — темпы рождаемости в Иудее и Самарии едва ли не вдвое выше, чем в среднем по стране; как раз сейчас подросли и начинают обзаводиться семьями те, кто родился на заре создания многих поселений в конце 80-х годов, и они по вполне понятным причинам хотят построить собственный дом неподалеку от родителей или в соседнем поселении. Другую часть составляют те, кто решил расширить свой дом, приспособив его под нужды разросшейся семьи (во многих поселениях на продажу изначально выставлялись небольшие дома с опцией на достройку). И если выходцы из бывшего СССР-СНГ составляют весьма заметную часть жителей еврейских поселений, то среди последней группы их особенно много — большинство "русских" поселенцев приобретали именно небольшие дома с дальним прицелом на их достройку. Так что "замораживание" нанесло удар и по сотням семей наших дважды соотечественников.
Еще одну группу заинтересованных в строительстве составляют те, кто обосновался в поселениях в последние 5-6 лет и все эти годы жил в караванах. Они решились наконец связать свою судьбу с этим местом, накопили деньги на строительство дома, начали оформлять документы — и в этот самый момент на них обрушился указ о "замораживании".

Кроме того, заметную часть новых жителей многих поселений составляют молодые семейные пары. В ту же Кирьят-Арбу одних приводят идеологические соображения, близость этого города к Хеврону с его Пещерой праотцев, других — отлично налаженное сообщение с Иерусалимом, до которого менее получаса езды, но в котором квартиры стоят значительно дороже; третьих — и то, и другое вместе.

Усиленное строительство с одновременным стремительным ростом цен на жилье наблюдается не только в Кирьят-Арбе, или, скажем, в поселениях Гуш-Эциона, которые, как уже неоднократно заявлялось, останутся под контролем Израиля при любом исходе переговоров с палестинцами. То же самое происходит в районе Карней-Шомрона и в таких поселениях как Долев, Нили, Наале, Натаниэль, Тальмон — то есть в тех, о которых, наоборот, говорят, что ни при каком раскладе их невозможно оставить под контролем Израиля. Причем в вышеперечисленные поселения в последнее время перебираются молодые семьи из центра страны — Тель-Авива, Холона, Ришон ле-Циона, Нетании и т.д.
И означает это только одно: похоже, значительная часть населения страны, что бы там ни говорилось в СМИ, считает эти поселенческие анклавы неотъемлемой частью Израиля и не верит, что они когда-нибудь отойдут к палестинцам. Все больше и больше евреев в буквальном смысле слова врастают в эту землю, а это значит, что их судьбу будет решать всенародный референдум, итоги которого поистине непредсказуемы.

Ну а пока очередное "замораживание" бьет по сотням, а то и тысячам семей, причем аргументы, которыми палестинцы и американцы обуславливают это требование, выглядят смехотворно. Особенно когда речь идет о строительстве в Ариэле или иерусалимском квартале Хар-Хома, где сейчас реализуются строительные проекты, утвержденные несколько лет назад, когда никто не предъявлял по их поводу никаких претензий.

Помнится, когда в начале 2000-х годов американцы обратились с требованием "заморозить" строительство и остановить рост населения поселений к тогдашнему премьеру Ариэлю Шарону, последний предложил президенту Бушу выступить по всем каналам американского ТВ и потребовать от живущих в поселениях евреек сделать аборты и затем пройти стерилизацию. Может быть, нынешнему премьеру Израиля стоит дать тот же совет нынешнему президенту США?..
"Новости недели" — "Континент"