МАССИРОВАННАЯ ПОМОЩЬ ИРЛАНДИИ — ВТОРОЙ ЗВОНОК ПЕРЕД НАЧАЛОМ «КРАХА ЕВРО»

МАССИРОВАННАЯ ПОМОЩЬ ИРЛАНДИИ — ВТОРОЙ ЗВОНОК ПЕРЕД НАЧАЛОМ «КРАХА ЕВРО»

Олег БУКЛЕМИШЕВ

ГАРАНТИЙ, ЧТО ИРЛАНДСКИЙ КРИЗИС БУДЕТ ПОСЛЕДНИМ В ЕВРОСОЮЗЕ, НЕТ

Финансовый мир вновь вздохнул с облегчением. Очередная угроза миновала: Евросоюз и МВФ совместно окажут массированную помощь еще одной стране зоны евро —Ирландии, как ранее помогли Греции.
Как ни удивительно, у недавнего греческого и текущего ирландского кризисов между собой весьма мало общего.

Греция «прославилась» на весь мир фискальным расточительством, фальсификацией бюджетной отчетности и консервацией островков социализма, уже немыслимых, пожалуй, в других частях континента. Сегодня Греция вынуждена выполнять условия предоставления ей помощи, в срочном порядке проводя реформы и ужесточая конкуренцию в самых разных сферах своей экономики. Напротив, Ирландия с ее выигрышно низкой ставкой корпоративного налога 12,5% еще каких-нибудь три года назад по праву считалась флагманом экономического роста в Европе, признанным лидером в сфере дерегулирования и структурных реформ, а также магнитом для иностранных инвестиций, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. В 2007 году Ирландия заимствовала на рынке по более низким ставкам, чем эталон европейской надежности Германия.

Греция обратилась за экстренной помощью в Брюссель, напрочь лишившись доступа к рыночному финансированию: инвесторы отказались покупать ее долг по разумным ставкам. Только многомиллиардные внешние гарантии и навязанная Греции партнерами жесткая программа бюджетной экономии помогли преодолеть финансовый разрыв и восстановить доверие. Напротив, самостоятельно проведя глубокие сокращения государственных расходов и накопив подушку свободной ликвидности, которая позволила бы ей обойтись без доступа к рынку еще более полугода, Ирландия долго отказывалась от внешней помощи и была фактически вынуждена принять ее под давлением Евросоюза.

Основное же отличие в том, что причиной потрясений в Ирландии стали вовсе не ошибки фискальной политики, а проблемы банковского сектора, который встал на грань краха после схлопывания пузыря на национальном рынке недвижимости. Правительство гарантировало банковские долги, но очень быстро выяснилось, что размеры потерь гораздо больше, чем могут себе позволить налогоплательщики самой Ирландии; из-за этого в текущем году дефицит бюджета страны достигнет рекордного уровня, практически трети (!) ВВП. В результате страна оказалась в преддверии полномасштабной банковской паники (второй банк страны уже лишился почти пятой части депозитов). Отчетливо занервничали и вкладчики британских банков.

Как бы ни различались корни греческих и ирландских проблем, их последствия идентичны: лихорадит единую европейскую валюту. Поэтому вполне можно понять Евросоюз, жестко требовавший от ирландцев принять помощь: никак нельзя было допустить параллельного резкого ухудшения ситуации в других его «слабых звеньях».
Итак, средства выделены, ирландские котировки рванули вверх, евро вновь укрепляется, инвесторы успокаиваются. Happy end? Увы. Структурные недостатки Евросоюза никуда не делись: общая монетарная политика не подкреплена единством фискальных стандартов, что позволяет одним членам сообщества пользоваться плодами бережливости других. В экономической теории такое явление получило название moral hazard (или «эффект индульгенции»).

Как с ним бороться? Во избежание будущей подобной «халявы», расплачиваться за которую приходится остальным, сегодня Германия и некоторые другие страны настаивают на скорейшем внедрении жестких санкций за нарушение фискальной дисциплины членами Евросоюза. Однако принудить суверенные государства к самодисциплине крайне сложно, если не сказать больше. Тем более что одни государства неизбежно оказываются «равнее» других. Достаточно вспомнить, что каких-нибудь семь лет назад не кто иной как Германия в компании с Францией окончательно похоронили европейский Пакт стабильности, отказавшись выплачивать штраф за превышение допустимого размера бюджетного дефицита.

Но тут уж приходиться выбирать: или, или. Либо Евросоюз закрывает глаза на солидарность и скрепя сердце допускает дефолт своих незадачливых членов и даже их выпадение из зоны евро (и то и другое пока представить себе сложно, хотя ряд рыночных гуру уже этого не исключает). Либо не мытьем, так катаньем великий европейский проект двигается в сторону большей интеграции, в том числе в святая святых для национальных парламентов сфере — в бюджетной политике (или же, памятуя об ирландском казусе, в банковском регулировании).

Пока же ни того ни другого не произошло, нет никаких гарантий, что спасение Ирландии станет последним. Завтра не менее острый кризис может захлестнуть, к примеру, Испанию, Португалию или какую-то другую страну. И в конечном итоге похоронить под собой единую европейскую валюту.
forbes.ru
Автор — главный аналитик, член Правления «МК Аналитика»